г. Ессентуки |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А25-738/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по КЧР, на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июня 2012 г. по делу N А25-738/2012,
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда
Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901001747; ОГРН 1020900515833),
об оспаривании действий Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике,
третьи лица: Районное муниципальное учреждение дополнительного образования
"Школа искусств" (ИНН 0918000727; ОГРН 1090918000040)
при участии в судебном заседании:
от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике: Салпагаров К.Х. по доверенности от 18.03.10.;
от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике: Расулов Р.М. по доверенности от 10.01.12.;
от Районного муниципального учреждения дополнительного образования "Школа искусств": явки нет, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление, УФК) о признании незаконными действий Управления по возврату без исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики серия АС N 002937273 по делу N а25-1267/2010 от 16.11.2011, а также об обязании Управления принять указанный исполнительный документ к исполнению.
Решением суда от 28 июня 2012 года требования Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Горького, д. 3, ИНН 0901001747, ОГРН 1020900515833) удовлетворены.
Действия Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике(369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Красноармейская, д. 70 "А", ИНН 0901023652, ОГРН 1030900721840) по возврату Государственному учреждению - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике(369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Горького, д. 3, ИНН 0901001747, ОГРН 1020900515833) без исполнения исполнительного листа серии АС N 002937273 от 16.11.2011, выданного Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1267/2010, выраженное письмом N УВЛ-11-3359 от 30.12.2011, признаны незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Красноармейская, д. 70 "А", ИНН 0901023652, ОГРН 1030900721840) обязано принять к исполнению по заявлению Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Горького, д. 3, ИНН 0901001747, ОГРН 1020900515833) исполнительный лист серии АС N 002937273 от 16.11.2011, выданный Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1267/2010.
Решение мотивировано тем, что Бюджетным кодексом не предусмотрен возврат исполнительного листа по мотиву отсутствия лицевого счета организации.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по КЧР обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что действующее бюджетное законодательство не предусматривает исполнение казначейством исполнительного документа при отсутствии у должника лицевого счета. Таким образом, в рамках настоящего дела УФК по КЧР вернуло исполнительный лист на законных основаниях.
Представитель Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Салпагаров К.Х. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, Расулов Р.М. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июня 2012 г. по делу N А25-738/2012 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что заявитель письмом N 6912 от 12.12.2012 г. предъявил к исполнению в Управление выданный Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики исполнительный лист от 16.11.2011 г. серия АС N002937273 по делу NА25-1267/2011 о взыскании с Районного муниципального учреждения дополнительного образования "Школа искусств" в пользу заявителя задолженность за 2010 год в размере 13 075 руб. 66 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 6 708,32 руб. (шесть тысяч семьсот восемь рублей 32 коп.); по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 763,67 руб. (три тысячи семьсот шестьдесят три рубля 67 коп.); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 160,83 руб. (сто шестьдесят рублей 83 коп.); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 169,73 руб. (две тысячи сто шестьдесят девять рублей 73 коп.); задолженность по пени, начисленные на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 126,51 руб. (сто двадцать шесть рублей 51 коп.), на накопительную часть трудовой пенсии в размере 88,97 руб. (восемьдесят восемь рублей 97 коп.), пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 57,63 руб. (пятьдесят семь рублей 63 коп.), а всего 13 075,66 руб. (тринадцать тысяч семьдесят пять рублей 66 коп.).
К заявлению также были приложены копия решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.09.2011 г. по делу N А25-1267/2011, исполнительный документ (оригинал) от 16.11.2011 N 00293727, а также в заявлении указаны реквизиты для перечисления соответствующих денежных средств.
Письмом N УВЛ-11-3359 от 30.12.2011 г. Управление возвратило заявителю исполнительный документ без исполнения, сославшись на отсутствие у Районного муниципального учреждения дополнительного образования "Школа искусств" лицевого счета в Отделении по Хабезскому району УФК по КЧР.
Посчитав действия Управления по возврату исполнительного документа без исполнения незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
- Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
- Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
- К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан.
- Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";
нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
- Основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:
представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
В случае возврата в суд исполнительных документов по указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта основаниям взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов.
- Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований для возврата исполнительного документа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, заявление подано в Управление в установленном порядке, с приложением необходимых документов.
Возвращая исполнительные листы без исполнения, Управление сослалось на то обстоятельство, что указанный в исполнительных документах должник не имеет лицевого счета получателя бюджетных средств в Управлении.
Управление в обоснование правомерности возврата исполнительных листов по мотиву отсутствия у Районного муниципального учреждения дополнительного образования "Школа искусств" лицевого счета ссылается на положения "Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации N 99н от 22.09.08 г. (далее - "Административный регламент...").
Так, пунктом 4 "Административного регламента..." предусмотрено, что орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника.
Кроме того, в пункте 14 Административного регламента указано, что в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и в течение пяти рабочих дней направляет взыскателю заказным письмом исполнительный документ со всеми поступившими приложениями (за исключением заявления взыскателя) и с сопроводительным письмом, в котором указывается на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения).
Вместе с тем такого основания для возврата исполнительного документа как отсутствие в органе федерального казначейства лицевых счетов должника в части 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
В статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Кодекса.
Согласно п.3 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Из пункта 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует приоритет норм данного Кодекса и иных федеральных законов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, над нормами изданных на основании и во исполнение указанных актов постановлений Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующих бюджетные правоотношения.
С этим согласуются положения пункта 1 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1009 от 13.08.97г., согласно которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Таким образом, подзаконные ведомственные правовые акты в сфере бюджетных правоотношений, к числу которых относится Административный регламент, не могут подменять собой нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, и устанавливать дополнительные основания для возврата органом казначейства исполнительных документов, не предусмотренные Кодексом.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не применил положения статьи 30 Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", устанавливающие возможность возврата исполнительного листа при отсутствии лицевого счета, отклоняется. В соответствии с пунктом 9 статьи 33 названного закона положения статьи 30 настоящего Федерального закона в части, касающейся открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, применяются с 1 января 2014 года.
Во исполнение Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ принято распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р "Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений", согласно которым государственным учреждениям любого типа должны быть открыты лицевые счета в органах федерального казначейства.
Как следует из материалов дела, финансирование районного муниципального учреждения дополнительного образования "Школа искусств" осуществляется через Управление образования и культуры администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, которому Управлением открыты соответствующие счета. Добровольная уплата текущих платежей производилась Управлением образования.
Неисполнение УФК по КЧР установленных нормативным актом обязанностей по открытию каждому бюджетному учреждению лицевых счетов не дает права на возврат взыскателю исполнительного листа без исполнения.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июня 2012 г. по делу N А25-738/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июня 2012 г. по делу N А25-738/2012, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-738/2012
Истец: Государственное Учреждение-Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: УФК по КЧР
Третье лицо: Районное муниципальное учреждение дополнительного образования "Школа искусств", Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5538/13
15.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5538/13
23.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5538/13
08.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7176/12
18.09.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2262/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-738/12