Здоровье - залог успеха
Как сотрудники управляют своим здоровьем, и как им в этом помогает компания
Здоровье - это не только отсутствие насморка или язвы желудка. Это еще и жизнелюбие, внутренняя гармония и стремление самосовершенствоваться. Здоровые люди принимают более качественные решения, они успешны и эффективны.
Стресс, как известно, причина многих недугов. Существует мнение, что современный человек обречен работать в условиях постоянного напряжения. Это не так. Если работа вызывает стресс, значит, сотрудник что-то делает неправильно или неправильно организован процесс труда. Например, существует такая организационная патология - господство структуры над функцией, иными словами - забюрократизированность процесса. Это вызывает неудовлетворенность сотрудников, а значит, и стресс. Иногда, строя карьеру, человек достигает пределов своей компетентности и сознательно отказывается двигаться дальше. В этом случае внутренний баланс не нарушается: человек продолжает ощущать себя востребованным, успешным сотрудником. Но бывает и иначе: человек не осознает свою некомпетентность и продолжает попытки подняться выше. Его преследуют неудачи, это становится причиной разочарований, неудовлетворенности, в конечном итоге - стресса.
Неблагоприятное воздействие оказывают на организм внешние факторы: напряженный график работы, постоянные изменения в организации, неблагополучные отношения с подчиненными или руководством, отсутствие ясных целей у компании. Но и внутренние проблемы вызывают стресс: неадекватные представления человека о себе, несовместимость личности с функцией, перегрузка или недостаточная загруженность, несбалансированные внутренние потребности, например, большие амбиции и недостаток компетенций, или наоборот, - все это отрицательно сказывается на здоровье.
Стратегии преодоления стресса
Прекрасно, если в компании организована своего рода служба психологической поддержки для персонала, но в то же время успешным может быть только человек, который готов взять ответственность на себя - за выбор компании, за решения, которые он принимает, прежде всего за собственное здоровье, как физическое, так и эмоциональное и духовное. Личностный рост помогает преодолеть стрессовые ситуации. Управление эмоциями, развитие эмоционального интеллекта позволяют предвидеть возникновение напряженных ситуаций и лишать их разрушительного начала. Иногда люди, не осознающие свою некомпетентность, в своих неудачах обвиняют обстоятельства или окружающих. Это так называемый внешнеобвиняющий тип реагирования. Но человек, который действительно способен чего-то достичь, причину всего происходящего ищет прежде всего в себе и изменяет ситуацию, меняя себя. Личностный рост, всегда сопряженный с чувством ответственности, способствует формированию психической устойчивости, уравновешенности, умению справляться с собой, преодолевать, а главное, предупреждать различные стрессы. Таким образом, инвестиции в самого себя, в развитие своих личностных качеств - надежный путь к духовному здоровью.
Многое зависит от руководителя компании, оттого, каких людей он привлекает, как с ними работает. Если HR-директору кажется, что кадровые агентства предлагают "не тех кандидатов", скорее всего, дело в самом руководителе. Видимо, он сам находится в состоянии стресса, и причину проблем с подбором персонала нужно искать внутри компании. Чтобы привлечь к работе в компании толковых, ответственных, творческих людей, нужно создать соответствующую атмосферу, а для этого, в свою очередь, самому следует быть толковым, ответственным и творческим человеком.
Трудоголизм преодолим
Трудоголизм - это не достоинство. Это зависимость, которая сродни наркотической или алкогольной, и, как всякая зависимость, одержимость работой - это следствие нерешенных внутренних проблем, уход от встречи с самим собой. Как отличить зависимость от трудолюбия и творческого горения? Для трудоголика главное - не выпасть из процесса, а много работающий трудолюбивый человек всегда видит перед собой конкретную цель, ориентируется на результат и умеет быть эффективным. Кроме того, он внутренне гармоничен. Как считает Эдуард Стак, известный французский консультант, основатель коучинговой компании 100 Ways, только живущий полной жизнью человек может стать "естественным лидером". Работать нужно не больше, а умнее. По мнению Людмилы Мосиной, директора Института психогенетики, слишком много работающий человек не может быть эффективным: "Он не высыпается, устает, а значит, не способен принимать качественные креативные решения. Эффективная работа требует энергии, которую дают общение с приятными людьми, неспешная трапеза, духовные практики, осмысленно проведенный досуг. Нужно отдыхать и восстанавливать силы. Поэтому трудоголиков брать на работу, предварительно не переобучив их, не изменив их самоощущение, не следует. У них не бывает хороших результатов".
Андрей Григорьев, генеральный директор компании 2L
Мы уделяем большое внимание вопросам, связанным с охраной здоровья сотрудников. У нас просторный, современный офис, оборудованный всеми необходимыми системами жизнеобеспечения. Всех сотрудников мы обеспечиваем бесплатным качественным горячим питанием в столовой офиса.
Мы считаем очень важным поддержание здорового социально-психологического климата в компании. Все отношения в компании строятся на принципах доверия и взаимного уважения. Мы поздравляем всех сотрудников с днем рождения, а также памятными событиями в их жизни. Ежегодно награждаем лучших сотрудников по итогам работы за год, а также проводим корпоративные мероприятия. В нашей компании запрещено повышать голос на подчиненных и использовать ненормативную лексику.
Сгорел на работе
Работа, предполагающая тесное взаимодействие с людьми, требующая эмоционального напряжения, как показывает опыт, рано или поздно приводит к хроническому переутомлению, к так называемому синдрому эмоционального сгорания. Американский психолог Кристина Маслач выделила и описала три аспекта в симптоматике синдрома: это чувство эмоционального истощения, тенденция к отрицательному отношению к клиентам ("дегуманизация", или "деперсонализация") и формирование негативного отношения к себе и своей работе ("потеря ощущения личных достижений"). Человека, переживающего это состояние, преследуют психосоматические недомогания и бессонница, он теряет аппетит или, напротив, начинает переедать, злоупотребляет лекарствами, испытывает апатию, чувство вины, неприязнь к себе и окружающим, страдает от приступов агрессии. В целом его деятельность, а иногда и жизнь представляются ему бессмысленными. Конечно же, как и в других случаях, легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Как советует заместитель директора Института социальной терапии Елена Васильевна Зырянова, чтобы избежать синдрома эмоционального сгорания, нужно поддерживать гармоничные отношения в семье, получать удовольствие от работы, вести сбалансированный образ жизни, то есть не сосредотачиваться только на работе (или партнере, или детях). "Существует целый ряд конкретных правил, выполнение которых способствует преодолению эмоционального утомления, - говорит Елена Васильевна. - Например, избавиться от чувства тревоги помогают спорт, любые активные физические упражнения. Победить депрессию, апатию можно, во-первых, научившись эффективно расслабляться, во-вторых, окружив себя признаками оптимистично настроенной личности - приятными глазу вещами, несущими позитивное содержание. Устраивайте праздники! Поддерживайте семейные традиции, отдавайте часть времени развлечениям. Это необходимо делать даже тогда, когда кажется, что нет сил или не то настроение. Все эти домашние средства, если применять их регулярно и последовательно, достаточно эффективны, особенно на ранних стадиях развития "болезни". Но в любом случае для коррекции состояний, вызванных синдромом эмоционального сгорания, необходимо обратиться к хорошему психологу и получить квалифицированную помощь. Прекрасно, когда такую возможность предоставляет "родная" компания.
Соматические заботы корпораций
Доброе расположение духа, конечно, очень многое определяет в самочувствии человека. Но нельзя забывать и о физическом здоровье, без которого сохранять ясность мыслей и рабочий энтузиазм очень трудно. Работодатель обязан заботиться о соматическом здоровье персонала: так говорит Трудовой кодекс РФ, но это же подсказывает и здравый смысл. "Сотрудники - главная ценность компании, - утверждает Наталья Ембулаева, директор по персоналу MI-SWACO, поэтому предупреждение профессиональных заболеваний и травм, укрепление здоровья является приоритетными задачами для руководства предприятия". Какие же средства для поддержания и укрепления здоровья персонала используют дальновидные работодатели? Прежде всего, это, конечно, регулярные медосмотры. В некоторых компаниях разработаны стандарты корпоративных медицинских обследований, которые предполагают самое скрупулезное внимание к состоянию здоровья персонала. "Наши сотрудники, -замечает Наталья Ембулаева, - вне зависимости от того, где они работают (в столице, в Сибири или на Сахалине), в ходе осмотров получают полную информацию о своем здоровье - вплоть до уровня холестерина в крови". Кроме того, в MI-SWACO разработана программа вакцинации против ряда заболеваний, в том числе от гепатита А и В, клещевого энцефалита, гриппа, дифтерии и столбняка.
Подчас самые простые меры дают хорошие результаты. На ФК "УралСиб" действует программа "Благоустроенное рабочее место", направленная на то, чтобы привести рабочие места сотрудников в соответствие с требованиями российских и международных стандартов по охране труда (температурный режим помещений, эргономика рабочего места, очистка питьевой воды). В компании L2 "приболевших", с легким недомоганием не допускают к работе - во избежание распространения заболевания. В некоторых организациях следят за тем, чтобы сотрудники вовремя использовали свои отпуска, и предоставляют бесплатные или частично оплаченные путевки в дома отдыха.
Тугрул Агырбаш, генеральный директор группы компаний Efes в России
Забота о здоровье сотрудников - одно из самых важных направлений социальной политики нашего предприятия. Мы очень строго следим за качеством выпускаемой продукции, а для его постоянного повышения необходимо чуткое и ответственное отношение к работе. Его можно достичь, только если каждый сотрудник будет чувствовать себя защищенным, если у каждого будут возможности для эффективного лечения и активного отдыха. Так, все сотрудники группы компаний Efes в России застрахованы от несчастного случая. Кроме того, на каждом предприятии есть медицинские пункты для оказания помощи на месте - в них работает квалифицированный штатный медперсонал. Проводим мы и популяризацию здорового образа жизни, постоянно организуем спортивные соревнования: так, совсем недавно у нас проходил ежегодный корпоративный кубок по футболу, в котором принимали участие команды со всех заводов и представительств группы компаний Efes в России.
Наталья Терещенкова, менеджер по подбору персонала ФК "УралСиб"
Социальная политика компании направлена на пропаганду и формирование здорового образа жизни. В спортивных мероприятиях, которые проводятся на предприятии, принимают участие как сотрудники, так и члены их семей. Это настоящие семейные праздники. Итоги соревнований освещаются на Интернет-портале и в журнале "Корпоративные новости". Компания арендует спортивные площадки, заключает корпоративные договора на посещение фитнес-центров, на добровольное медицинское страхование для сотрудников и их родственников. По Интернет-каналу рассылаются статьи о здоровье, информация об открывающихся фитнес-клубах, льготных ценах. Адресная программа "Социальная потребительская корзина" дает работникам возможность за счет корпоративных средств частично компенсировать расходы на медицинское страхование, посещение фитнес-центра или санаторно-курортное лечение.
Если же работник серьезно заболел, добросовестные работодатели выделяют средства на лечение в стационаре и на реабилитацию в санаториях.
Безопасный труд
Как известно, на многих предприятиях по объективным причинам существует повышенная угроза производственного травматизма. Считается, что основными причинами высокого травматизма и аварийности на предприятиях являются низкая техническая оснащенность, устаревшее оборудование и нехватка средств индивидуальной защиты. Но статистика свидетельствует о другом: в компании "Дюпон Россия", например, 96% всех несчастных случаев связаны не с техническими условиями выполнения работы, а с небезопасным поведением людей. И эти данные мало чем отличаются от полученных на других предприятиях. Таким образом, чтобы сделать работу безопаснее, необходимо ориентироваться на изменение поведения людей.
Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision
Специфика работы PR-агентства такова, что основной ресурс компании - это люди, и забота о здоровье сотрудников - важная составляющая внутрикорпоративной политики Pro-Vision. Эта работа ведется сразу в нескольких направлениях. PR - интеллектуальная сфера, не требующая физической активности, и мы стараемся это компенсировать за счет дополнительных возможностей для активного отдыха. Так, в канун дня рождения компания Pro-Vision в полном составе выезжает в Турцию - море, солнце, пляж дают хорошую "зарядку" перед осенне-зимним сезоном. А перед Новым годом все агентство уходит в двухнедельный оплачиваемый отпуск. Наши сотрудники поддерживают физическую форму и за счет участия в межкорпоративных соревнованиях - картинг, боулинг и др. Осенью мы проводим вакцинацию от гриппа за счет компании, и эту меру считаем одной из самых важных. Общение - наша профессия, поэтому грипп может стать серьезной проблемой для компании в целом. Благодаря прививкам количество больничных в зимний период снизилось на 60-70%. Нам практически удалось исключить влияние гриппа на производительность труда. Реже болеют и те, кто не сделал прививку: здоровое окружение способно значительно снизить риск заболевания.
Светлана Бадаева, генеральный директор Ассоциации Бизнес Мастерства
В некоторых организациях централизованно насаждается православие. Раз в неделю сотрудников вывозят в церковь, в офис приглашают батюшку, персонал побуждают исповедоваться, поститься, помогать нуждающимся, кабинет руководителя своим антуражем напоминает церковную лавку. Считается, что это гарантирует духовное здоровье сотрудников, а заодно настраивает их на добросовестный труд. При этом зарплату в таких местах, как правило, платят невысокую, зато нагрузку регулярно увеличивают. С моей точки зрения, вера - это глубоко интимный вопрос и превращать ее в элемент корпоративной культуры не следует. Офис не храм, это сугубо мирская организация, и навязывать ей функции религиозного центра, на мой взгляд, неправильно. Кроме того, в нашей стране немало людей другой веры. Немало их и среди клиентов любой организации. Демонстративная приверженность православию может задеть их религиозные чувства. Демонстративность веры, как правило, выполняет рекламную задачу: это должно свидетельствовать о честности и порядочности персонала организации. Кроме того, об этом же напоминают и самим сотрудникам. Мне кажется, такое давление не может не вызвать сопротивления.
Но даже если в целом компания не относится к "группе риска", от травм или сердечных приступов никто не застрахован. Помня об этом, руководство компании MI-SWACO, например, предусмотрело обучение сотрудников по оказанию первой помощи. Уже более 500 сотрудников предприятия имеют навыки проведения экстренных процедур - искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Иногда, чтобы справиться с внезапным приступом недомогания, человеку не хватает информации. Для оперативного информирования сотрудников о различных медицинских вопросах с октября 2006 года в компании выпускается бюллетень "Советы доктора Витковского".
Анастасия Анпилова, руководитель группы компенсаций и льгот HR-департамента Deloitte & Touche CIS рассказывает, что в компании многие программы для защиты здоровья были внедрены по инициативе самих сотрудников. В компании действует комитет Employer of Choice, который рассматривает предложения сотрудников, в том числе связанные с защитой здоровья. Сотрудники могут за счет Deloitte два раза в неделю покататься на катке и пригласить родственников и друзей. В первом полугодии 2007 года мы запустили пилотный проект Go swimming with Deloitte, когда всем желающим были предоставлены абонементы в бассейн. Этот проект пользовался большой популярностью у сотрудников. В компании на постоянной основе действуют несколько спортивных команд: футбольная, баскетбольная, волейбольная команды, команда по софтболу и даже своя команда чир-лидеров (группа поддержки).
Кто рано встает...
Для многих людей значительные трудности связаны с адаптацией к режиму работы в офисе. "Совы" с трудом функционируют в ранние часы, существует немало людей, для которых творческий подъем начинается после шести вечера. Поэтому жестко регламентировать время работы во многих случаях не имеет смысла. В компаниях с ранним началом рабочего дня и строгим режимом не следует работать людям, которые зависят от своих биологических часов. Если же выхода нет, то примириться с требования ми регламента помогут специальные тренировки.
Инна Суматохи на, управляющий партнер рекрутинговой компании MarksMan
Последние 12 лет я наблюдаю за карьерой одного из моих друзей. Сейчас он - генеральный директор, собственник бизнеса, управляет компанией в 200 человек, начинал же с нуля. Что вызывает стресс в работе генерального директора и как он с этим справляется? "Механизм я запустил, шестеренки двигаются, только все с разными скоростями, стресс возникает, когда ты хочешь выстроить бизнес как часовой механизм, но бизнес состоит не из шестеренок, а из живых людей со своими особенностями. И стресс возникает, когда эти особенности входят в резонанс: я организовал, поставил цели и задачи, но на выходе получается не то, что хотелось", - говорит Николай. Я снова спросила Николая: "Вспомни, что вызывало наибольший стресс, когда ты был наемным менеджером, руководил отделом продаж крупной торговой компании?" Николай очень быстро сформулировал: "Самодурство руководства, я имею в виду жесткое, злое отношение, не терпящее возражений даже по мелким оперативным вопросам. Раз-два, упал-отжался, роль козла отпущения перед акционерами компании. Другими словами, стресс оттого, что я все время хотел сделать не так, как мне говорил авторитарный директор, а приходилось делать так, как он говорил. Состояние между молотом и наковальней, я был плохим исполнителем "правильной" стратегии. Пожалуй, этот период был самым стрессовым за все время моей работы". Я попросила рассказать Николая о стрессе, когда он только начинал. "Я только пришел на свое первое место работы, тогда мне очень повезло с непосредственным руководителем, я думал, что вот она, компания моей мечты. Ты начинаешь себя ассоциировать с компанией благодаря отношениям внутри отдела и с руководителем-лидером, а некоторые из высшего руководства на тебя смотрят свысока, и понимаешь, что есть какая-то неправда. Сейчас я это назову отсутствием корпоративной культуры. Второй стресс - это, конечно, рабочие ситуации. Я занимался региональными продажами, и целый день сводился к общению с клиентами: ты должен изо дня в день делать как можно больше звонков, соответственно продаж, постепенно ты привыкаешь к гонке и начинаешь даже любить, постепенно этот стресс уходит. Но всегда может возникнуть стресс, когда клиент тебя отфутболил в резкой форме и т.п.". Оптимальная возможность избавления от затянувшегося стресса - снизить значимость конфликта, извлечь пользу, найти "зато". У виктимизма нет будущего. "Пусть у меня сейчас проблемы, зато я набираюсь опыта управления командой". Ведь сейчас Николай говорит, что это был путь, который нужно было пройти. Важно разряжаться, стараться переключаться на другие темы. Разница между человеком, подвергающимся стрессу, и человеком, избегающим его, заключается в мудром понимании, что мы в силе контролировать, а что - нет. Увеличивайте свой круг влияния, уменьшая круг забот, если же вы не можете повлиять, измените отношение к ситуации. Как разрешить конфликтную ситуацию? Как это ни странно, решиться на разговор, собрать волю в кулак, прийти на "ватных ногах" и начать говорить, говорить о чувствах, это важно как руководителю, так и подчиненному, как заказчику, так и исполнителю. Конечно, важно только помнить: главное в острой стрессовой ситуации не принимать каких-либо решений. Уверяю вас, через час вы посмотрите на ситуацию по-другому. Однажды моя клиентка честно сказала мне, желавшей прояснить ситуацию: "Давайте вернемся к этой проблеме завтра, сейчас я боюсь наговорить лишнего". Это был хороший урок.
И. Смирнова,
главный редактор
журнала "Кадровый менеджмент"
"Кадровый менеджмент", N 8, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811