Ребенок карьере не помеха!
В стабильно развивающейся компании сотрудницы не боятся уходить в декретный отпуск
Воспитание детей как вариант продолжения самих себя в будущем очень достойный путь собственного развития. Никто не оспаривает истины: дети - наше все!
Первой приметой экономической стабильности в стране стал рост рождаемости. Демографическая ситуация "оттаяла": в детских садах не хватает мест, и, чтобы в три года быть зачисленным в дружный коллектив самостоятельно одевающихся деток, надо встать в очередь в восемь месяцев! Социологи тут же озадачили сограждан вопросом "Что для вас значат дети?". Из всех возможных вариантов - укрепление семьи, помеха в карьере, способ самоутверждения - многие все-таки выбрали главным "цель и смысл жизни". А 10 лет назад (исследования М. Аргайла) выделялись другие аспекты - общение с детьми является главным среди форм досуга; дети положительно влияют на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивают время их жизни, повышают стойкость по отношению к стрессам.
Краткосрочный уход
Действительно, все замечательно, когда речь идет о каких-то абстрактных детях вообще. Но как только выясняется, что в декретный отпуск собирается конкретный, незаменимый руководитель или высококвалифицированный специалист-женщина, коллеги, и в первую очередь непосредственные руководители, начинают смотреть на "детский вопрос" совсем не так однозначно. Начальство исподволь пытается выяснить, надолго ли планирует уходить женщина - на три года или вернется через месяц после рождения малыша; в отпуск по беременности уйдет, как положено, за 70 дней или будет рожать по старинной русской традиции прямо "в поле", за компьютером? И их можно понять: от деятельности таких рабочих лошадок часто зависит результативность целых подразделений! И если краткосрочный уход пережить можно, то возврат через три года при нынешних темпах жизни - это возврат в другую организацию, и удерживать на замещениях серьезную позицию бывает трудно. Как пошутила одна молодая мама: "Я к вам вернусь через два года, но, к сожалению, сильно траченная молью". Разумеется, степень профессионального отставания в значительной степени зависит от характера рабочего места. Есть трудовые посты, где годами не меняется содержание труда и структура деятельности. И если сотрудница, сидя дома с малышом, не теряет контакта с родным коллективом, наведывается в офис, не пропускает корпоративные, значимые мероприятия и держит руку на пульсе в плане информированности о жизни отдела, то особых проблем с возвращением не будет.
Безболезненно уходят и через 1,5-3 года возвращаются в свои трудовые коллективы многие работники бюджетных сфер - врачи, педагоги, чиновники... И никаких проблем выбора - здоровый малыш или карьера - не стоит. Сначала ребенок, а потом карьера. Потому что, подсказывают читатели, не было карьеры. Речь идет о таких позициях (мягко говоря, непрестижных), где информационная насыщенность за пару лет значительно не изменится. Ставку временно разделят на оставшихся, затем вернут; вместо руководителя оставят и.о. Затем и.о. вернут туда, откуда пришел. И все это без особых проблем - не очень сладок хлеб руководителя в таких организациях.
Ребенок успеху не помеха
Гораздо эмоциональнее выглядит ситуация рождения ребенка для сотрудников успешно развивающихся организации, где высокие оклады и возможности карьерного роста, где принадлежность к компании мирового уровня создает ощущение избранности и успешности. Динамичность и высокий темп жизни компании диктуют и скорость жизни сотрудников. И длительное выпадение из этой жизни сродни выпрыгиванию из поезда на ходу. А если наша мама относится к категории класса А, то есть к группе сотрудников, которые задают стандарт высокой эффективности, постоянно обеспечивают высокие результаты, короче - талант? Именно за таких разворачивается борьба среди "охотников за головами". Как должен себя вести грамотный работодатель с такой сотрудницей?
Начинать переговоры и находить оптимальное сочетание интересов компании и интересов личности в этот сложный период жизни женщины. Давайте вспомним те качества, которые характерны для талантливого сотрудника: свободолюбие, обостренное чувство собственного достоинства, нетерпимость к глупости, нацеленность на результат. Поэтому такая молодая мама должна сама предложить вариант содружества со своей компанией на период временной нетрудоспособности и компания должна сделать максимально много, чтобы выполнить эти условия. Есть примеры такого разумного взаимодействия: умная мама работает дома как эксперт, как консультант - только головой, общаясь с офисом по всем современным каналам связи; для выполнения инструментальных поручений выделяется помощник. Другой случай: маме-руководителю привозят малыша, чтобы она его покормила. И по статусу эта "деловая" встреча ничуть не ниже, чем встреча с партнерами по бизнесу!
Психологи советуют
И все-таки давайте обратимся к опыту детских психологов: что мы теряем и что мы находим, сохраняя такой ценой профессиональный статус мамы? Сразу оговоримся, что высказываться вслух о воспитании детей очень неблагодарное занятие. На ум приходит рассказ специалиста в области педагогической психологии, который, будучи молодым человеком, был приглашен с публичной лекцией в большую родительскую аудиторию. И он резво начал со слов: "А сейчас я вам дам 10 советов, как воспитывать детей". Через несколько лет, когда у него появился собственный ребенок, в такой же лекции он пообещал дать 10 рекомендаций... А еще через несколько лет, когда он обзавелся тремя детьми, он начал со слов: "Давайте вместе поразмышляем о некоторых аспектах воспитания детей".
Совсем не хочется, чтобы молодые мамы всю жизнь испытывали чувство вины из-за того, что они недодали своим детям что-то в самый ответственный и важный период их жизни. Но могут ли научные исследования однозначно убедить нас, что асоциальное, агрессивное или невротическое поведение ребенка в подростковом возрасте, а может, и во взрослом, детерминировано недостатком общения с мамой в младенческом возрасте. В известной книге Э. Эриксона "Детство и общество" описаны "восемь возрастов человека". По мнению автора, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов или конфликтов. Стадия первая протекает от рождения до одного года. Именно она определяет доверие или недоверие к миру. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если потребности малыша удовлетворяются, если к нему относятся со вниманием и заботой и обращаются с ним довольно последовательно, у малыша складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. И наоборот, если мир причиняет боль, вызывает стресс и угрожает безопасности, дети научаются ожидать от жизни именно это и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия. Возможно, что дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Но если у много работающей мамы не было времени уделять это внимание в первый год жизни ребенка, маловероятно, что она найдет это время позже.
Итак, по Эриксону, базовое доверие к миру возникает при условии выполнения потребностей малыша. А может быть, совсем не важно, мама или няня будут удовлетворять эти витальные потребности? Давайте заглянем в "Дневник младенца" Дэниэла Н. Стерна. В хорошо известном эксперименте с "застывшим лицом" в разгар общения с малышом маму просят прекратить все движения и смотреть на ребенка равнодушно, не вступая в контакт. На это младенцы старше двух с половиной месяцев реагируют очень остро. Их улыбки угасают, брови приподнимаются, глаза озабоченно исследуют лицо матери. Они пытаются улыбкой, движением, приглашающим звуком снять эту маску. Если это не удается, дети растерянно отворачиваются, выглядят огорченными, беспомощными. Согласитесь, что крайне редко можно найти няню, которая заменит маму в плане полноценного эмоционального контакта.
Елена Майорова, директор по персоналу компании "Прайм Девелопмент"
Наши представления об адаптационном периоде для сотрудников с трудом меняются во времени. Мы до сих пор считаем, что адаптироваться самостоятельно для сотрудника, вышедшего из декретного отпуска, - норма, не подвергающаяся сомнению. Все делают вид, что не знают, что женщина, прошедшая через роды, получает частенько не только долгожданного малыша, но и депрессивные расстройства и фобии. Даже если всего вышеперечисленного не ожидается, ее психоэмоциональное состояние заслуживает исключительного внимания со стороны окружающих. А если она еще и приступила к работе спустя несколько месяцев после родов, кроме послеродовой адаптации, которую обязаны оказать медицинские специалисты, потребуется и специальная программа адаптации в рабочей среде.
Почему страдают мамы?
Мамы, ухаживающие за малышами, часто испытывают много разных переживаний. Личная жизнь матери подвергается вторжению извне. Считается, что повезло тем, кто сдался в этой борьбе. Почему же мамы не борются за право больше быть с малышом? Кроме страха отстать от профессиональной жизни есть еще угроза не справиться с финансовыми затруднениями: дети нынче "стоят" дорого, а государственная поддержка выглядит следующим образом. Женщине, которая готовится стать матерью, пособие положено в размере 100% среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев, которые предшествовали отпуску по беременности и родам (ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ). Есть одно исключение: если общий трудовой стаж мамы составляет менее шести месяцев, в качестве пособия ей выплачивается только один МРОТ (1100 рублей). Законодатели предусмотрели также еще одно ограничение: сумма пособия не может превышать 16 125 рублей за полный месяц.
Мамы-одиночки и мамы, чьи мужья служат науке или Родине и не работают в "доллародобывающих" отраслях, вынуждены выходить на работу пораньше, а малыша отдавать няне. Хотя няни нынче тоже недешевы. Кстати, прагматичные американцы, у которых национальные "игры разума" называются "Сэкономь цент!", давно научились рассчитывать реальный доход от пребывания женщины-матери на работе: сложили траты на офисную одежду и ланчи, транспортные расходы, деньги на корпоративные междусобойчики и траты на няню и получили сумму, большую, чем реальный заработок. Дешевле держать жену дома в бигуди и тапочках. Но это в Америке. А в России, по мнению Маргарет Саттеруэй, - кризис института и традиции отцовства. СМИ формируют образ мужчины с атрофированной культурой личной ответственности, где роль мужчины в воспитании потомства постоянно снижается. В то же время имидж успешной женщины никак не связан с образом матери-домохозяйки, который обычно ассоциируется с низким интеллектом, личной несостоятельностью, полной зависимостью от мужа.
Ирина Хакамада
В начале карьеры я мечтала о преподавательской работе. Тогда позиция преподавателя в вузе была дефицитной, и у меня по объективным причинам - молодость, незаконченная аспирантура, незащищенная диссертация, двое маленьких детей - шансы занять ее были невелики. Вдруг позвонил знакомый и сообщил, что у них в вузе освободилась ассистентская ставка. Я пришла на собеседование. Меня, естественно, спросили, каково мое семейное положение. Узнав, что у меня двое детей пяти и трех лет, они решительно отказали: "Вы нам не подходите". Реакция, в общем, ожидаемая: дети болеют, значит, преподаватель будет "бюллетенить", а это неудобно и невыгодно. Но я решила побороться, пошла на риск. Я сказала: "Хорошо. Вы не хотите меня брать на работу. Я понимаю. Но давайте проведем эксперимент. Вы не будете называть мне тему семинарского занятия, не скажете, с какого курса и факультета будут студенты. Укажите только время и аудиторию, куда я должна прийти, и я проведу семинарское занятие экспромтом на любую тему". Преподаватели и завкафедрой согласились: эта мысль показалась им забавной. Я сказала себе: "Ира, это твой шанс. Неважно, как они к тебе относятся". С этим настроением я вошла в аудиторию. Мне назвали тему, и я провела семинарское занятие. Когда оно закончилось, наступила гробовая тишина. А потом раздались аплодисменты. И меня взяли: предложили вести эксклюзивный курс. В моей жизни была очень тяжелая ситуация: ребенку поставили страшный диагноз - лейкоз крови. Нужно было взять себя в руки и лечить ребенка, а не "размазаться по стенке". Я знала: если у матери исчезает энергия - у ребенка ее не будет вообще. И я смогла не только эффективно лечить ребенка, но и одновременно участвовать в президентской кампании. Мне говорили, что я чудовище. Как можно при таких обстоятельствах думать о президентстве? Но я не уступила ничего - даже своей профессиональной карьеры. За счет этого я и себя "вытащила", и ребенок себя "вытащил". Мы не собирались сдаваться, мы собирались победить. Каким образом можно достигнуть такого состояния? Нужно проанализировать ситуацию, предположить самый худший исход и после этого искать решение, учесть все способы действия, "проиграть" все варианты. Тогда никакая, даже самая страшная информация вас не обезоружит, не лишит воли, способности действовать. А дальше вы становитесь "машиной", которая решает очень сложную задачу, решает спокойно и хладнокровно. Один из методов преодоления серьезных трудностей - проигрывать все ситуации и решения. Тогда вы готовы ко всему.
Возврат к жизни
Итак, подведем итоги. Что заставляет молодую маму оставлять малыша на чужих руках? Во-первых, финансовая необходимость: недостаток средств в период, когда траты на содержание ребенка во много раз перекрывают сумму государственного пособия. Во-вторых, нежелание отставать в профессиональном плане, так как предполагается, что эти упущенные знания и навыки невосполнимы. В-третьих, это попытка избежать психологических потерь - утраты своего личного "Я" на период воспитания ребенка. За скобками мы оставляем обсуждение физического здоровья мамы. Обычно она очень устает и часто не высыпается. Выгоды от раннего выхода на работу очевидны, но они тактические, сиюминутные. Если внимательно присмотреться, то страх безденежья и профессиональной несостоятельности преувеличен. Ведь совсем не обязательно покупать коляску а-ля "бентли"! И как профессионала вас на работе "вернут к жизни", если ценят ваши таланты. И вообще, работу мы можем поменять, а детей - нет!
Н. Панкова,
эксперт журнала
"Кадровый менеджмент"
"Кадровый менеджмент", N 8, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811