Турфирмам на заметку
На рынке туристических услуг сегодня достаточно жесткая конкуренция, и небольшим турфирмам нелегко работать и успешно развиваться в таких условиях. Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса, поэтому на федеральном уровне действует Закон о государственной поддержке малого предпринимательства*(1). Об этом документе знают многие небольшие компании, однако мало кто из них в полной мере воспользовался предоставленными льготными условиями кредитования, страхования, сохранения порядка и условий налогообложения, а также упрощенными процедурами в предпринимательской деятельности.
Со следующего года туроператоры и турагенты, которые надеются на государственную поддержку, должны руководствоваться новым Законом о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Закон)*(2). Его название говорит о том, что на помощь могут рассчитывать как малые, так и средние туркомпании, которым, возможно, будет небезынтересен рассмотренный в статье порядок применения нового закона.
Как планируется развивать малый и средний бизнес?
В наступающем году государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач - начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов (п. 1, 2 ст. 6 Закона).
В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
- представление субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности в сокращенном варианте;
- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
- формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- иные направленные на достижение целей закона меры.
По сравнению с действующим Законом о государственной поддержке малого предпринимательства перечень мер является открытым, что дает свободу органам власти в реализации положений нового Закона. Однако в нем нет знакомой многим малым предприятиям нормы о сохранении порядка налогообложения при изменении законодательства, которая утратила силу. В такой ситуации малым и средним турфирмам ничего не остается, как следить за всеми изменениями и поправками, вносимыми в налоговое законодательство.
Как и следовало ожидать, новый закон мало чем отличается от предыдущего и носит в основном декларативный характер, при этом многие вопросы переданы региональным и местным властям. Именно они уполномочены оказывать поддержку и содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе финансовую, имущественную, информационную, консультационную, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров помощь. Условия и порядок оказания поддержки малому и среднему бизнесу устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов предпринимательства.
Для того чтобы получить поддержку, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом к субъектам малого и среднего предпринимательства. Ответить на вопрос, выполняет турфирма эти условия или нет, сможет, скорее всего, только бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности компании.
Какие турфирмы могут надеяться на поддержку?
Для того чтобы определить, к какой категории предпринимательства он относится, турагент, как и туроператор, должен обратиться к ст. 4 Закона, согласно которой в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства рассматриваются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Для них установлены условия, выполнение которых позволяет войти в ту или иную группу субъектов предпринимательства.
Как и раньше, одним из критериев соответствия организации субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников. Если этот показатель за предшествующий календарный год составляет от 100 до 250 чел., то субъект предпринимательской деятельности считается средним. Малыми являются юридические и физические лица, у которых штат сотрудников не превышает 100 чел.
В следующем году помимо условия о численности работников вводится ограничение по выручке (без НДС) или балансовой стоимости активов (ч. 1 ст. 4 Закона). Предельные значения для этих показателей устанавливает Правительство РФ для каждой категории субъектов предпринимательства (как для малых, так и для средних), а последние определяют выручку или стоимость активов за предшествующий календарный год.
Вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели находятся в более выгодном положении, они подсчитывают свою выручку за период, прошедший со дня их государственной регистрации (ч. 5 ст. 4 Закона).
Из трех поименованных критериев для определения категории достаточно двух. Это средняя численность работников (в обязательном порядке) и один по выбору - выручка или балансовая стоимость активов. Не исключено, что определенные по этим показателям субъекты предпринимательства будут различаться. Тогда о принадлежности бизнеса к малому или среднему следует судить исходя из наибольшего по значению условия. Поясним, о чем идет речь.
Допустим, по средней численности организация (предприниматель) относится к сфере малого предпринимательства, а по выручке - к средним хозяйствующим субъектам. Тогда организацию (предпринимателя) следует считать субъектом среднего предпринимательства. Такой же вывод напрашивается в обратной ситуации, если организация (предприниматель) не соответствует субъектам малого предпринимательства только по средней численности, а по выручке (балансовой стоимости) находится в пределах установленного для этой категории ограничения. Этот субъект предпринимательства будет считаться средним.
При осуществлении деятельности средняя численность, выручка (балансовая стоимость) могут изменяться. Означает ли это, что субъект предпринимательства автоматически переходит в другую категорию? Совсем нет, Закон допускает изменение категории организации (предпринимателя) только в случае, если показатели деятельности выше или ниже допустимых в течение двух лет, следующих друг за другом.
Следует отметить, что для организации установлено еще одно условие, которое не станет открытием для субъектов малого и среднего бизнеса. Уставный капитал организаций должен быть оплачен физическими лицами или такими же субъектами малого и среднего предпринимательства (доля других организаций не должна превышать 25%). Выполняет ли компания это условие, установить несложно - достаточно учредительных документов. Вопросы могут возникнуть при определении других критериев малого и среднего бизнеса - показателей численности, выручки и стоимости активов организации.
Как определить новые критерии?
Средняя численность работников определяется за календарный год исходя из количества всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом отработанного времени. В расчет также следует включить работников филиалов и других обособленных подразделений компаний.
В настоящий момент о том, как рассчитывать среднюю численность работников, говорится в Постановлении Росстата N 69*(3). В нем установлен алгоритм расчета средней численности работников за месяц. Для того чтобы определить этот показатель за год, нужно сложить среднюю численность за все месяцы и разделить полученную сумму на количество месяцев. Если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12 (п. 90.10 Постановления Росстата N 69).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается без учета предъявленного покупателям (посетителям) НДС. Этот показатель п. 7 Закона предписывает определять в порядке, установленном Налоговым кодексом. Однако в нем не одна глава, и в каждой есть свои особенности порядка определения доходов для целей налогообложения. Вероятно, законодатель имел в виду порядок налогового учета доходов, закрепленный в гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Он самый универсальный и используется, например, в гл. 23, 26.1, 26.2 НК РФ. Доходы, включаемые в выручку для целей обложения прибыльным налогом, хорошо известны плательщикам этого налога. Это доходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 249 НК РФ), и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Однако в Законе четко сказано, что выручка определяется от реализации товаров (работ, услуг), поэтому при определении категории субъекты малого и среднего предпринимательства не допустят ошибки, если учтут только доходы, связанные с реализацией.
Балансовая стоимость активов исчисляется в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете (ст. 8 Закона). В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам ПБУ 6/01*(4), 14/2000*(5). Исходя из данных нормативных актов, балансовая стоимость активов рассчитывается на конец года. Почему не на начало? Потому что, во-первых, стоимость на конец предшествующего года более объективно показывает финансовое положение фирмы (предпринимателя) на начало следующего года. А во-вторых, это выгодно субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых стоимость активов на конец года будет меньше аналогичного показателя на начало года (при условии, что в течение года не было приобретений объектов ОС и НМА). Мы не рассматриваем третий вариант - расчет среднегодовой стоимости активов. Он не применяется в данной ситуации в силу того, что используется в налогообложении, в частности при расчете налога на имущество. Закон в вопросе определения категории субъекта предпринимательства предписывает руководствоваться нормами не налогового, а бухгалтерского законодательства.
Как только Закон вступит в силу и предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости активов будут установлены, турагенты и туроператоры смогут оценить свои шансы попасть в список субъектов малого и среднего предпринимательства, которым создаются благоприятные условия для ведения и развития бизнеса.
С.В. Булаев,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
*(3) Постановление Росстата от 20.11.2006 N 69 "Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации".
*(4) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(5) Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 91н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"