В таких условиях гостеприимным быть трудно!
Почти год действует новый порядок миграционного учета иностранных граждан в гостиницах, вступивший в силу 15 января 2007 года. Его принятие существенно осложнило работу отрасли. Несовершенство закона привело к том у, что проблемы стали возникать и у иностранных граждан, а это недопустимо. Справедливое недовольство "отельеров" заставило обратить внимание законодателей на необходимость изменения ситуации, в результате на рассмотрении в Государственной думе находится соответствующий законопроект. Еще одно изменение коснулось порядка оформления референс-номеров, которое принесло очередные трудности предприятиям гостиничного комплекса.
В статье рассмотрены проблемы, с которыми столкнулись в текущем году гостиницы, и основные аспекты проекта, который призван внести изменения в законодательство.
Что имеем?
Как мы помним, до вступления в силу нового закона гостиницы регистрировали иностранных граждан самостоятельно, а потом данные о них передавали в миграционную службу. Сейчас они такого права лишены. В связи с введением в действие Федерального закона N 109-ФЗ*(1) и Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ*(2) (далее - Правила) миграционный учет носит уведомительный характер, а непосредственно постановкой на учет занимается территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 109-ФЗ).
Гостиницы или иные организации, оказывающие гостиничные услуги, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона N 109-ФЗ обязаны в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания .
Для последующего уведомления в установленном порядке администрация гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, фиксирует сведения об иностранных гражданах (п. 9 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ) на основании предъявленных иностранным лицом документа, удостоверяющего его личность и признаваемого РФ в этом качестве, миграционной карты и визы.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (гостиницу и другую подобную организацию) направляется непосредственно в орган миграционного учета либо почтовым отправлением (пп. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ). Форма такого уведомления, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9. Кроме того, согласно ст. 28 Правил к уведомлению о прибытии необходимо приложить копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина - и копию его миграционной карты. Лицо, подающее документы, уведомляющие о прибытии иностранного гражданина, кроме того, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
К сведению: в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ*(3) иностранный гражданин в РФ:
- временно пребывающий - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий - лицо, получившее вид на жительство.
Если уведомление передается непосредственно в орган миграционного учета, то оно заполняется в единственном экземпляре, если через отделение связи - в двух экземплярах, один из которых хранится в почтовом отделении в течение года. Уведомление о прибытии иностранного гражданина должно быть разборчиво заполнено от руки или с использованием технических средств на русском языке, в нем не допускаются исправления, аббревиатуры и сокращения слов (п. 27 Правил). Нужно отметить, что соответствующее уведомление через почтовое отделение направляется на платной основе в размере (за прием уведомления и его пересылку письмом с объявленной ценностью), установленном Правительством РФ, - 118 руб.*(4)
Подтверждать выполнение всех необходимых действий по постановке на учет иностранного гражданина будет отметка на отрывной части бланка уведомления, поставленная в день его подачи органом миграционного учета либо отделением почтовой связи после проверки правильности заполнения и наличия прилагаемых документов (п. 33 Правил). Отрывная часть бланка с отметкой передается иностранному гражданину, которая вместе с паспортом, миграционной картой и визой подтверждает законное его нахождение на территории РФ.
Если иностранный гражданин утратит или испортит отрывную часть бланка уведомления о прибытии, то согласно п. 36 Правил он должен обратиться в территориальный орган миграционной службы, где был поставлен на учет, с заявлением о выдаче ему дубликата, указав в нем обстоятельства случившегося и предъявив документ, удостоверяющий личность. После проверки имеющихся сведений об учете этого гражданина (при необходимости запрашивают копию экземпляра уведомления о прибытии, хранящегося в организации федеральной почтовой связи) в течение трех рабочих дней оформляют данный дубликат.
После убытия иностранного гражданина из места пребывания или его выезда из РФ администрация гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, обязана для снятия его с учета отправить в орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в ней даты убытия иностранного гражданина не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина (п. 3 ст. 23 Федерального закона N 109-ФЗ).
Казалось бы, все просто и ничего сложного в миграционном учете иностранных граждан нет, однако практика показывает обратное.
В чем проблема?
Новый порядок оказался трудоемким: гостиницам пришлось выделить сотрудников, занимающихся только оформлением иностранных граждан, приобрести копировальную технику. Кроме того, им было предложено приобрести новую автоматизированную систему постановки на учет туристов, при этом, кроме оплаты самой программы, как свидетельствуют сообщения в прессе, дополнительно нужно уплатить по 60 руб. за каждого учтенного в программе иностранца. Для гостиниц с большим потоком иностранных граждан расходы могут быть значительными.
Законом не учтены случаи прибытия иностранных граждан в выходные и праздничные дни (когда ни миграционная служба, ни почтовые отделения не работают) и случаи, когда он прибыл в гостинцу на несколько часов, и администрация не успеет оформить его до отъезда. Да и миграционная служба оказалась не готовой к новому порядку и большому объему работы.
Неприятности появились и у иностранных граждан. Иностранцев, представивших документы для миграционного учета и отправившихся на прогулку, экскурсию, "стражи порядка" пытались оштрафовать за отсутствие необходимых документов. Поэтому ассоциация туризма и представители миграционной службы, опасаясь оттока туристов, вынуждены были обратиться к "милицейскому" руководству с просьбой проконтролировать ситуацию.
Налицо нарушение принципов миграционного законодательства, а именно свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах РФ, защиты государством этих прав (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 109-ФЗ). С одной стороны, у иностранного гражданина должны быть все необходимые документы, с другой - свои обязанности, установленные ст. 7, ст. 20, пп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ, он выполнил. Многие иностранные граждане вынуждены находиться в гостинице до тех пор, пока не получат отрывной бланк уведомления о прибытии с отметкой о постановке на миграционный учет, "теряя" целый день, а прибывшие в не приемный миграционной службой день вообще оказываются "вне закона".
Возникшая несогласованность в реализации миграционного закона привела к невозможности выполнения его требований. Вместе с тем наказания за нарушение установленных правил серьезные. Так, согласно п. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на:
- граждан в размере от 2 000 до 4 000 руб.;
- должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.;
- юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.
Причем ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства.
Уже есть первые попытки административного наказания гостиниц за нарушения срока подачи уведомления о прибытии иностранных граждан: постановления ФАС ПО от 18.09.2007 N А55-4637/2007, ФАС СКО от 11.09.2007 N Ф08-5440/2007-2074А. В первом случае избежать наказания удалось только потому, что миграционная служба ненадлежащим образом известила должностное лицо о составлении протокола, месте и времени рассмотрения административного дела, во втором - гостиница была оштрафована на 400 000 руб. за нарушение срока уведомлении органа миграционного учета о прибытии иностранных граждан.
Можно предположить, что это не единственные случаи, несмотря на то что закон "сырой", миграционные службы не "стесняются" штрафовать гостиницы, для которых такие суммы штрафа могут стать губительными (по данным СМИ, один из сочинских отелей был оштрафован на 4 млн. руб.). Размеры говорят сами за себя.
Исправляем ошибки
Представители туриндустрии и гостиничного бизнеса не могли с этим мириться и неоднократно обращались в правительство с просьбой вернуть гостиницам прежние права. Результатом таких обращений стал законопроект N 450241-4*(5), инициатором которого является Законодательное собрание Краснодарского края. Согласно ему гостиницам или иным организациям, оказывающим гостиничные услуги, предоставят право самостоятельно ставить в отрывной части бланка уведомления о прибытии отметку (в первоначальном варианте проекта такое право хотели предоставить и санаториям, домам отдыха, пансионатам, кемпингам, турбазам, детским оздоровительным лагерям, больницам). В случае прибытия иностранного гражданина в гостиницу в нерабочий день уведомить орган миграционного учета можно будет в течение суток, следующих за нерабочим днем.
Данные изменения миграционного законодательства важны не только для гостиниц, но и для предотвращения оттока иностранных граждан в результате снижения престижа РФ. Указанные поправки помогут стабилизировать обстановку в гостиничной отрасли, однако они пока находятся на рассмотрении в Госдуме.
Была гостиницей... Стала туроператором
В новостях сообщалось о том, что с сентября этого года МИД РФ для получения туроператорами референс-номеров требует представлять Выписку из единого федерального реестра туроператоров, утвержденную Приказом Ростуризма от 10.05.2007 N 28. Гостиниц это касается потому, что иностранные туристы бронируют у них номера не только через российские, но и зарубежные турфирмы или напрямую. В таких случаях, чтобы подтвердить приглашение в Россию, и нужен референс-номер. Несмотря на то что гостиницы не создают турпродукт*(6) (и относятся к другому виду деятельности), подобную выписку требуют и от них. В свою очередь, зарегистрироваться в реестре можно только при наличии финансового обеспечения (ст. 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ).
На страницах нашего журнала мы подробно разбирали новую редакцию Федерального закона N 132-ФЗ и можем с уверенностью утверждать, что введение механизма страхования ответственности (получение банковской гарантии) предусмотрено исключительно для туроператоров и связано с рисками, которые возникают при осуществлении именно туроператорской деятельности.
Тем не менее порядок сегодня такой, и многие гостиницы оформляют финансовые гарантии и регистрируются в федеральном реестре как туроператоры. Хотя нужно отметить тот факт, что МИД РФ руководствуется при этом Проектом регламента по предоставлению государственной услуги по внесению туристических организаций в реестр туристических организаций, осуществляющих прием иностранных туристов, и присвоению им учетного номера, согласованным пока только внутри этого ведомства (в дальнейшем он будет проходить юридическую экспертизу в Минэкономразвития и Минюсте).
Н.В. Лебедева,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства".
*(2) Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ".
*(3) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
*(4) Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 10 "Об установлении размера платы за услуги организаций Федеральной почтовой связи по приему уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории РФ".
*(5) Проект Федерального закона N 450241-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ".
*(6) Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта (Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"