Как проехать к базе отдыха?
Самый удобный способ проинформировать клиентов о том, как добраться до городского офиса либо загородной турбазы, - предложить им фрагмент карты, на которой обозначены общеизвестные ориентиры (например, станция метро, пересечение автотрасс) и месторасположение искомого объекта относительно них. Описать такую "картинку" словами очень трудно, да и достаточно невежливо по отношению к партнерам и клиентам. Поэтому заменить карту, пожалуй, нечем. А это значит, что практически на всех рекламных листовках, буклетах, а также на интернет-сайтах мы ожидаем увидеть понятную схему проезда. Однако за все приходится платить. Этот принцип справедлив и в данном случае. Дело в том, что карта - это объект авторского права, поэтому ее использование должно быть санкционировано правообладателем, рассчитывающим на вознаграждение. Другой вариант, привлекающий дешевизной, - нарисовать схему самостоятельно. Но безопасен ли он?
Как же поступить? Получится ли сэкономить? Чем грозит незаконное использование карт? Какие аргументы привести в свою защиту? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.
Итак, казалось бы, что может быть проще - скопировал фрагмент электронной карты города, нарисовал на ней стрелки и название турагентства и разместил полученную схему на своем сайте. Однако дальше могут начаться проблемы - например, привлечение к административной ответственности за осуществление картографической деятельности без лицензии. Санкции предусмотрены п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (для юридических лиц это штраф от 40 до 50 тыс. руб.). В статье, опубликованной в первом номере журнала за 2007 год*(1), было разъяснено, что подобные действия все же нельзя считать картографической деятельностью (это лишь использование уже созданной карты), значит, административные штрафы не грозят. В доказательство были приведены два судебных акта ФАС ВВО - постановления от 29.06.2006 N А43-3435/2006-10-120 и от 16.10.2006 N А43-3307/2006-10-106. С тех пор были рассмотрены новые дела, одно даже попало в Президиум ВАС. Поэтому мы решили вернуться к этой теме, и сегодня разберемся, что такое карта, как она защищается, в чем отличие электронной карты от обычной и какой выход есть у организации сферы гостеприимства.
Карта как объект авторского права
Определение понятия карты дано в отраслевом ГОСТе 21667-76. Картография. Термины и определения. Итак, карта - построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков. Также нам понадобятся следующие понятия:
- содержание карты - совокупность показанных на карте объектов и сообщаемых о них сведений, определяемая назначением и конкретной темой карты;
- элементы содержания карты - группы объектов, на которые может быть расчленено содержание карты (например, рельеф, дорожная сеть);
- картографические условные знаки - применяемые на картах обозначения различных объектов и их качественных и количественных характеристик.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 5351-1*(2) (см. также п. 1 ст. 1259 ГК РФ*(3)) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, признаются объектами авторского права. На это указывает и п. 1 ст. 11 Закона N 209-ФЗ*(4). Также следует помнить, что исключительное право на карты, которые созданы за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, признается за Российской Федерацией. По некоторым оценкам, около 90% карт находятся в собственности РФ. Распоряжение исключительными правами осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.12.2004 N 726. В частности, от имени РФ исключительными правами распоряжается Роскартография и ее территориальные органы (20 региональных управлений геодезии и картографии). Права на созданные результаты картографической деятельности могут принадлежать федеральным государственным унитарным предприятиям системы Роскартографии, а также коммерческим организациям, имеющим лицензию на картографическую деятельность.
Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение (карту), в частности, воспроизводить (изготавливать экземпляры), распространять, перерабатывать (создавать производные произведения), доводить до всеобщего сведения (например, размещать в Интернете). Право использовать произведение в установленных пределах может быть передано по лицензионному договору (ст. 1286 ГК РФ)*(5). При нарушении исключительного права, то есть незаконном использовании произведения, правообладатель может потребовать от нарушителя выплаты компенсации (п. 2 ст. 49 Закона N 5351-1, ст. 1301 ГК РФ). Ее размер определяется по усмотрению суда в пределах от 10 тыс. до 5 млн. руб.
Электронная карта
В ГОСТе 28441-99. Цифровая картография. Термины и определения сказано, что такое цифровая и электронная карты. Так, под цифровой картой понимается цифровая картографическая модель*(6), содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. Электронная карта - это визуализированное или подготовленное к визуализации на экране средство отображения информации в специальной системе условных знаков, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. Таким образом, понятно, что электронная и цифровая карты в своей основе имеют обычную карту. Этот факт обусловливает двойственный характер электронной карты как объекта интеллектуальной собственности - ее следует рассматривать и как карту, и как базу данных.
Напомним, что база данных - это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 1 ст. 1 Закона N 3523-1*(7), п. 2 ст. 1260 ГК РФ). База данных относится к составным произведениям, поэтому защищается в том же режиме, что и другие объекты авторского права, в частности карты*(8). Таким образом, негативные последствия для нарушителей прав на карты и электронные карты аналогичны (чаще всего это упомянутая выше компенсация).
Правонарушителя - к ответственности!
К ответственности нарушитель может быть привлечен лишь при доказанности факта правонарушения, а именно следующих обстоятельств:
- принадлежности исключительных прав на карту заявителю;
- использования конкретного охраняемого объекта (карты, электронной карты);
- факта использования карты;
- незаконности использования.
Доказывать наличие исключительных прав на карту обязан правообладатель, обратившийся с исковым заявлением в суд.
Обычно для подтверждения использования конкретной карты суд назначает экспертизу, которую проводят органы государственного геодезического надзора*(9) (подведомственны Роскартографии). При этом нужно помнить, что заключение эксперта не имеет для арбитражного суда заранее установленной силы. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Эти общие принципы оценки доказательств изложены в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Сам факт использования подтверждается наличием фрагмента охраняемой карты на сайте, принадлежащем нарушителю, на материалах, рекламирующих организацию и т.д.
О незаконности использования свидетельствует отсутствие договора о передаче прав на использование карты.
Именно по этому сценарию развивались несколько судебных дел: заявитель представлял документы, свидетельствующие о наличии у него исключительного права на карту (чаще всего как на служебное произведение); экспертиза показывала, что на схеме проезда использован фрагмент конкретной, ранее созданной карты; стороны подтверждали отсутствие договора о передаче прав; об использовании фрагмента карты свидетельствовали представленные рекламные листовки, протоколы нотариального осмотра и акт исследования интернет-странички. В качестве примера можно привести постановления ФАС МО от 20.06.2007 N КГ-А40/4440-07, ФАС ВВО от 08.04.2002 N А43-6349/01-22-210, от 09.06.2005 N А43-10724/2004-22-285.
В некоторых случаях нарушители в свое оправдание приводили довод, основанный на п. 1 ст. 18 Закона N 5351-1 (также см. ст. 1273 ГК РФ), что они использовали правомерно обнародованную карту в личных, информационных целях. Однако такие аргументы судом не принимались, так как распространение схемы проезда к предприятию направлено на привлечение клиентов, следовательно, является рекламным материалом.
Между двух огней
Особого внимания заслуживает Постановление ФАС ВВО от 28.04.2007 N А43-6226/2006-23-134. В нем суд кассационной инстанции признал правомерным взыскание с организации в пользу территориального органа Роскартографии компенсации за несанкционированное использование на сайте фрагмента карты, исключительные права на которую принадлежат РФ. Особо примечательно то, что ранее то же управление геодезии и картографии обратилось в суд с требованием привлечь ту же организацию за осуществление картографической деятельности без лицензии (по тому же факту размещения фрагмента карты в виде схемы проезда). Постановлением от 29.06.2006 N А43-3435/2006-10-120 суд признал отсутствие состава правонарушения, после чего государственный орган обратился с иным, более "денежным" требованием (для сравнения: размер административного штрафа варьируется от 40 до 50 тыс. руб., а с организации была взыскана компенсация в размере 300 тыс. руб. - что называется, почувствуйте разницу!). Абсурдно, но получается, что организации выгоднее, чтобы схема проезда была признана новым картографическим произведением. Однако насколько это реально?
Схема проезда - это не карта?
Ответить на этот вопрос поможет Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2096/07, в котором рассмотрен спор между обладателем исключительных прав на карту города Кирова и обществом, разместившим на флаере (рекламном приглашении) иллюстрацию, изображающую его местонахождение и схему проезда. Правообладатель указывал, что общество использовало часть карты, размещенной в ранее изданном атласе, предварительно переработав ее. В свою очередь, общество ссылалось на то, что схема проезда создана работником и она лишь схожа с картой из атласа.
Суды трех инстанций поддержали правообладателя, присудив ему компенсацию в размере 100 тыс. руб. И только Президиум ВАС прислушался к доводам ответчика. Арбитры признали, что размещенная им схема проезда не может считаться новым произведением - переработкой карты правообладателя. Дело в том, что для ее выполнения не требуется таких навыков, которые позволяют считать достигнутый с их помощью результат оригинальным произведением. Схема проезда не являлась оригинальной, была основана на общеизвестных фактах информационного характера (названия улиц, номера домов, расположение остановок транспорта). Сходство между содержанием карты и схемой проезда вытекает из единства информации и фактов, заложенных в оба изображения. Напомним, ответчик заявлял, что схема изготовлена на основании фактического наблюдения и зарисовывания положения улиц и домов работниками (см. Постановление ФАС ВВО от 29.11.2007 N А28-19473/2005-393/25). Главный вывод арбитров звучит так. Заимствование ответчиком элементов части произведения, которые не несут в себе печать творчества или существенной новизны (названия улиц, номера зданий, проезды, местоположения и названия остановок транспорта, форма и размеры построек, шрифты надписей), не является использованием, на которое требуется согласие автора. Кроме того, суд не учел такие важные обстоятельства, как несущественный объем заимствований, их причины и цели (информирование общественности о месте нахождения общества), а также отсутствие неоправданного ущерба нормальному использованию карты и атласа.
Как результат - отказ правообладателю во взыскании компенсации ввиду отсутствия незаконного использования произведения (карты). Таким образом, если организация поручит своим работникам начертить упрощенную схему (которая уступает карте в точности, достоверности, наглядности), то интересы правообладателей картографических произведений не будут нарушены. Вместе с тем возникает вопрос: не будет ли такая деятельность (разработка схем проезда) признана картографической, осуществляемой без лицензии?
Чтобы выяснить это, обратимся к Закону N 209-ФЗ. В п. 1 и 3 ст. 3 данного закона идет речь о геодезической и картографической деятельности специального (отраслевого) назначения, необходимость осуществления которой определяется, в частности, потребностями отдельных отраслей, граждан и юридических лиц. Такая деятельность включает в себя:
- создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;
- создание и ведение географических информационных систем специального назначения;
- создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;
- геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по указанным направлениям.
Как видим, создания схем проезда для информирования потенциальных клиентов о местоположении каких-либо объектов организации в этом перечне нет. Следовательно, организациям можно не бояться административных штрафов.
Резюме
Итак, какие варианты есть у организации, которая стремится довести до всех желающих наглядную информацию о своем расположении?
Во-первых, обратиться к организации, обладающей исключительными правами на заинтересовавшую вас карту (обычно наименование правообладателя указывается на экземпляре карты). На основании договора возмездного оказания услуг для вас подготовят фрагмент карты и передадут права на его использование в течение года установленным способом (иногда лимитируется даже количество экземпляров рекламных материалов с изображением фрагмента карты). Для целей налогообложения прибыли расходы по договору признаются прочими, связанными с производством и реализацией, на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Во-вторых, можно понадеяться на авось и использовать фрагмент "чужой" карты без соответствующего разрешения, то есть бесплатно. Однако есть риск, что именно ваша организация попадет в поле зрения правообладателя, и в этом случае возможно, что инициированное им судебное разбирательство завершится не в вашу пользу*(10). Однако суммы компенсации также допускается включить в состав налоговых расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в том отчетном периоде, когда судебное решение вступило в силу. То же самое справедливо, если стороны заключат мировое соглашение.
Третий вариант - самостоятельно разработать упрощенную схему проезда, не используя при этом ни одну из ранее созданных карт местности. Она, безусловно, будет похожа на какую-нибудь из них, и тогда вероятны иски правообладателей, исход рассмотрения которых мы предсказывать не беремся.
Н.И. Бочков,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------
*(1) Статья С.А. Абрамова "Размещение карты на сайте", стр. 45.
*(2) Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".
*(3) Начиная с 01.01.2008 вступает в силу часть IV ГК РФ, раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", которая заменит ныне действующие нормативно-правовые акты об авторском праве. Заметим, что принятие нового раздела ГК РФ, по сути, не изменит правового регулирования создания и использования географических карт.
*(4) Федеральный закон от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
*(5) В терминах, используемых сегодня, это авторский договор о передаче имущественных прав (ст. 30, 31 Закона N 5351-1).
*(6) Цифровая картографическая модель - это логико-математическое представление в цифровой форме объектов картографирования и отношений между ними.
*(7) Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
*(8) См. п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 19.06.2006 N 15.
*(9) Подпункт 17 п. 6 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью.
*(10) Так, в начале октября 2007 года судебное разбирательство между крупной зарубежной торговой сетью и предприятием системы Роскартографии закончилось подписанием мирового соглашения с уплатой компенсации в размере 250 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"