Взаимосвязь учетной политики организации с управленческим учетом
В соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" учетная политика определена как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [1]. Данное определение не полностью отражает сущность учетной политики, представляя ее как последовательные стадии учетного процесса. В международных стандартах учета и финансовой отчетности учетная политика рассматривается с позиций обеспечения достоверной информацией заинтересованных пользователей, на основе которой может быть дана адекватная оценка финансового состояния организации.
Учетная политика для целей управленческого учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности. Как правило, необходимость разработки учетной политики для целей управленческого учета возникает тогда, когда разработанные бюджетные формы требуется наполнить данными, а следовательно, определить, по каким правилам будут отражаться хозяйственные операции и оцениваться имущество организации, источники его возникновения и финансовые результаты. Поскольку нормативного определения понятия "учетная политика для целей управленческого учета" не существует, каждой организации необходимо самостоятельно определить содержание и сферу применения внутреннего нормативного документа.
Повышение качества информационного обеспечения бухгалтерского учета достигается двумя путями - экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает мероприятия по совершенствованию учетных стандартов в рамках концепции реформирования бухгалтерского учета. Интенсивный путь состоит в повышении качества бухгалтерской (финансовой) отчетности за счет использования информационного обеспечения управленческого учета, ориентированного на повышение его прогностической функции [2, с. 171 - 172].
Составляющие системы бюджетирования в управленческом учете представлены на рисунке. При этом информационное обеспечение управленческого учета в части бюджетирования включает в себя следующие составляющие:
1) систему нормативов расходов организации (нормативы загрузки оборудования, расхода материальных и энергетических ресурсов, данные по труду и заработной плате, предельного уровня запасов, финансовых показателей);
2) систему ограничений (лимитов по постоянным расходам, выплатам, денежным средствам, финансовым показателям);
3) систему прогнозов и предположений (бюджетов);
4) блок-схему формирования бюджетов;
5) методику планирования, учета и анализа бюджетов;
6) учетную политику для целей управленческого учета.
/-----------------------------\ /--------------------------------------\
| /-------------------\ | |/--------------\ /----------------\ |
| |Первичные документы| | ||Информационное| |Система бюджет- | |
| \-------------------/ | ||обеспечение | |ных показателей | |
| | |\--------------/ \----------------/ |
|/---------------------------\| | |
||Ввод данных о произошедших||--| \------------------/ |
||операциях в журнал проводок|| | |
|\---------------------------/| |/------------------------------------\|
| | ||Определение и планирование граничных||
| /-------------------------\ | ||значений стратегических показателей ||
| |Формирование фактической| | |\------------------------------------/|
| |управленческой отчетности| | | |
| |по запросу пользователя | | | /----------------------------\ |
| \-------------------------/ | | |Формирование плановых управ-| |
\-----------------------------/ | |ленческих отчетов (бюджетов)| |
| \----------------------------/ |
\--------------------------------------/
Рис. 1. Система бюджетирования в управленческом учете
Соблюдение законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности в части требования достоверности отчетных данных организации, а также получения в системе управленческого учета достоверной информации для обоснования управленческих решений обеспечивается посредством осуществления контроля за формированием и применением учетной политики. Построение системы внутреннего контроля "грозит" стать обязательным требованием для российских организаций (в соответствии с проектом Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете") [3, с. 18-19]. Таким образом, учетная политика организации является компонентом информационного обеспечения бухгалтерского (финансового и управленческого) учета.
Одно из определений учетной политики для целей управленческого учета дано в работе [4, с. 441]: "... Комплекс процедур, определяющих систему бюджетирования в фирме, и статей учета".
На практике часто оказывается, что учетная политика, применяемая для целей финансового учета, оказывается несоответствующей целям управления в силу причин, указанных в табл. 1.
Из особенностей вариантов использования учетной политики, представленных в табл. 1, следует, что нет явных преимуществ у представленных вариантов. С одной стороны, участники процесса формирования учетной политики стремятся к выбору методов организации и ведения учета, которые упрощают их деятельность, с другой - требуется разработка такой учетной политики, использование которой обеспечило бы нужным наполнением разработанные формы управленческой отчетности. Кроме того, при формировании отчетности головной и дочерних организаций возникает проблема унификации учетных процессов.
При формировании учетной политики для целей управленческого учета необходимо решить следующие задачи:
1) выделение и описание объектов управленческого учета (зачастую специфика деятельности организации приводит к тому, что не всегда определения объектов совпадают с бухгалтерскими, поэтому рекомендуется закрепить формулировки объектов в учетной политике);
2) классификация объектов управленческого учета, признание и оценка;
3) разработка порядка отражения операций в регистрах и отчетности управленческого учета (следует отметить, что для установления связи с бюджетированием аналитика счетов управленческого учета должна быть связана с бюджетами).
В табл. 2 приведены основные элементы учетной политики в целях управленческого учета и особенности выбора варианта учета (исследовано 19 элементов). Следует отметить, что приведенных в табл. 2 элементов учетной политики в практической деятельности больше, что связано с такими факторами, как вид деятельности, организационная структура организации и сама система бюджетирования.
Исходя из изложенного, следует сделать вывод, что нормативно-методическая база системы бюджетного управления должна формироваться именно на основе учетной политики с учетом цели и задач управленческого учета. Совершенствование учетной политики организации - сложный процесс, предполагающий изучение особенностей бизнеса, анализ действующего законодательства, проведение экономических и финансовых расчетов, принятие решений и т.д.
Таблица 1
Особенности вариантов использования учетной политики
Применение учетной политики отдельно как для фи- нансового, так и для управленческого учета |
Применение единой учетной политики для финансо- вого и управленческого учета |
Плюсы | |
Сокращается время формирования плановых и факти- ческих бюджетов Управленческая (внутренняя) отчетность формируется с аналитикой по запросу пользователя с более высо- кой точностью в требуемые сроки |
Первичная информация вводится только один раз; Снижены трудозатраты на сбор, группировку и об- работку информации |
Минусы | |
Первичная информация вводится два раза в разные учетные системы Увеличены трудозатраты на сбор, группировку и об- работку информации |
Дополнительные затраты времени на получение не- обходимой информации из общей базы для управ- ленческих целей Возможность возникновения ошибок из-за отличия целей финансовой и управленческой (внутренней) отчетности |
Таблица 2.
Элементы учетной политики для целей управленческого учета
N п/п |
Элемент учетной полити- ки |
Допустимые законодательством ва- рианты или разработанные организа- цией самостоятельно |
Особенности |
I. Организационно-технический раздел | |||
1 | Порядок отражения хо- зяйственных операций в управленческом учете |
Простая запись (принцип "приход- расход") |
Принцип "приход-расход" для оценки финансового состояния требует до- полнительных расчетов, что нарушает требование рациональности |
Двойная запись | Трудоемкость работ при использова- нии метода двойной записи компенси- руется возможностью использования российского плана счетов |
||
2 | Разработка плана счетов для целей управленчес- кого учета |
На основе российского плана счетов | Не учитывает специфику деятельности организации |
С применением международных стан- дартов |
Удобный формат только для организа- ций, формирующих отчетность по пра- вилам международных стандартов |
||
На основе плана, самостоятельно разработанного организацией |
Трудоемкий процесс | ||
3 | Выбор метода учета зат- рат |
Direct Costing (учет затрат по не- полной себестоимости) |
Выбор метода учета затрат обуслов- лен централизацией управления. По мере усиления самостоятельности бизнеса смещение возможно в сторону Standard Costing |
Standard Costing (учет затрат по полной себестоимости) |
|||
4 | Определение даты отра- жения хозяйственной операции в управленчес- ком учете |
В день осуществления операции | Дата отражения зависит от общего графика документооборота, структуры организации и периода планирования |
На следующий день после осуществ- ления |
|||
Не позднее второго дня с момента осуществления и т.д. |
|||
5 | Определение калькуляци- онного периода |
Пять дней, декада, месяц | Период зависит от системы бюджети- рования |
6 | Документарное основание для отражения в управ- ленческом учете |
Бухгалтерские первичные документы | Целесообразно данный пункт прорабо- тать для каждой группы операций |
Управленческие первичные документы | |||
II. Методический раздел | |||
7 | Определение даты полу- чения дохода |
Метод начисления | В бюджете доходов и расходов ис- пользование данного метода позволя- ет определить с достоверной точнос- тью эффективность управления орга- низацией |
Кассовый метод | Целесообразно, если деятельность организации связана с рисками непо- лучения доходов в виде поступлений денежных средств |
||
8 | Порядок определения учетной цены материалов |
1. Фактическая себестоимость по данным предыдущего или отчетного периода 2. Планово-расчетные цены 3. Средняя цена группы 4. Договорные цены |
Целесообразно применять планово- расчетные цены |
9 | Порядок оценки сырья и материалов, используе- мых при производстве продукции (работ, ус- луг) |
1. По стоимости единицы запасов 2. По средней стоимости 3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) 4. По стоимости последних по вре- мени приобретения (ЛИФО) 5. По стоимости партии закупок |
Целесообразно использовать ФИФО, так как информация, содержащаяся в отчетности, будет более достоверно отображать стоимость материальных ценностей |
10 | Трансфертные цены | 1. По рыночным ценам 2. По балансовой стоимости переда- ваемых ТМЦ 3. По нормативной стоимости, опре- деляемой вышестоящей организацией |
Цены на предаваемые ТМЦ головной организацией устанавливаются исходя из характера отношений между выше- стоящей и дочерними организациями |
11 | Определение лимита стоимости имущества, подлежащего учету в составе МПЗ |
Все объекты средств труда с дли- тельным периодом использования учитывать в составе основных средств |
Отнесение всех объектов средств труда с длительным сроком пользова- ния независимо от их стоимости к основным средствам предотвращает хищения |
Все объекты средств труда с дли- тельным периодом использования и стоимостью не более 20 000 руб. учитывать в составе МПЗ |
|||
12 | Срок списания стоимости основных средств |
Использование классификации основ- ных средств, утвержденного поста- новлением Правительства от 01.01.2002 N 1 |
Срок определяется в зависимости от особенностей работы организации, т.е. от интенсивности эксплуатации оборудования, периодичности эксплу- атации и т.п. |
Использование самостоятельно раз- работанного критерия (экономичес- кое обоснование) |
|||
13 | Метод начисления амор- тизации |
Линейный способ; Способ уменьшаемого остатка: - с применением ускоренной аморти- зации; - без применения ускоренной амор- тизации; - с применением замедленной амор- тизации; 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного пользования; 4. Способ списания стоимости про- порционально объему продукции (не- регулярный метод); 5. Дегрессивный способ: - арифметически-дегрессивный; - геометрически-дегрессивный |
Выбор метода амортизации должен быть обусловлен тем, что амортиза- ционные отчисления не должны ло- житься целиком на расходы одного вида, а распределяться между раз- личными группами расходов |
14 | Вариант учета стоимости готовой продукции (ра- бот, услуг) |
По фактической производственной себестоимости По нормативной (плановой) произ- водственной себестоимости По прямым статьям расходов По договорным ценам; 5. По ценам, предусмотренным выше- стоящей организацией |
Выбор метода учета стоимости гото- вой продукции (работ, услуг) обус- ловлен задачами прогнозирования продаж |
15 | Состав и классификация расходов |
Методы разнесения затрат | Чем больше будет прямых затрат, тем более точно определяется (работ, услуг). Если косвенные расходы не- возможно сделать прямыми, то целе- сообразно использовать технические возможности, например, установка счетчиков использования ресурсов. С другой стороны, встает вопрос соот- ношения полезности информации и стоимости ее получения |
16 | Критерий косвенных (накладных) расходов между конкретными ви- дами продукции (работ, услуг) |
Площадь (работ, услуг) Неполная себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг) Выручка Расходы на оплату труда производс- твенных рабочих Время работы административного персонала Коэффициенты интенсивного или экс- тенсивного использования ресурсов |
Могут использоваться от метода калькулирования и целей управления себестоимостью |
17 | Порядок распределения прямых расходов на ос- татки незавершенного производства |
В полном объеме относить на себес- тоимость оказанных услуг Распределять на остатки НЗП по ус- тановленному критерию |
|
18 | Учет дебиторской и кре- диторской задолженности |
По степени надежности По периодам погашения По характеру отношений |
Данный элемент связан тесно с бюд- жетом движения денежных средств, поэтому при разработке классифика- ции задолженности используется кри- терий надежности |
19 | Финансово-экономические показатели бюджетов |
Расчет показателей, на основе ко- торых формируются значения отдель- ных статей затрат |
Разрабатываются в зависимости от системы нормативов, ограничений. Данны е показатели важны, так как являются начинкой |
Литература
1. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98)"
2. О.В. Рожнова, Финансовый учет. Теоретические основы, методологический аппарат. - 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Изд-во "Экзамен", 2003 - 192 с.
3. А.А. Соколов, Проблемы формирования учетной политики // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - N 11 (92). - С. 18 - 27.
4. А.Е. Карпов, 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования - 2-е изд. - М.: "Результат и качество", 2007. - 528 с.
5. Е. Добровольский. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский и др. - СПб.: "Питер", 2006 - 448 с.
Г.В. Левшин,
заместитель директора филиала ООО "Волготрансгаз" УМТС
"Экономический анализ. Теория и практика", N 21, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru