г. Чита |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А78-1489/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи В.А. Сидоренко,
судей Г. Г. Ячменёва, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н. Федосеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2012 года по делу N А78-1489/2012 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ИНН 7536104170 ОГРН 1097536005775) о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Читинской области (ИНН 7536042622 ОГРН 1037550001114) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю" снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ИНН 7536057403 ОГРН 1047550034509), Администрация муниципального района "Читинский район" (ИНН 7524000811 ОГРН 1027500847934), Государственная лесная служба Забайкальского края (ИНН 7536095776 ОГРН 1087536008592), Зражевский Сергей Анатольевич,
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае - Ланцовой Е.Ю. - представителя по доверенности от 09.09.2011,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю" - Лузяниной Е.Ю. - представителя по доверенности от 01.03.2012,
от Зражевского Сергея Анатольевича - Зражевского Сергея Анатольевича, Глухаревой А.А. - представителя по доверенности от 28.10.2009,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Администрации муниципального района "Читинский район" и Государственной лесной службы Забайкальского края - не явились, извещены,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Забайкальском крае или Управление) обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Читинской области, правопреемником которого является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" или Кадастровая палата), по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы собственника - Российской Федерации.
Незаконной постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130 были нарушены права и законные интересы собственника земель лесного фонда - Российской Федерации, так как в результате проведения работ по определению границ земель лесного фонда установлено, что земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130, поставленный на государственный кадастровый учет, налагается на земли лесного фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кадастровая палата обжаловала его в апелляционном порядке.
Представитель Кадастровой палаты в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, указанные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Зражевский Сергей Анатольевич и его представитель также возразили против доводов апелляционной жалобы, выразив свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также размещенным отчетом о публикации на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" информации о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Администрация муниципального района "Читинский район" и Государственная лесная служба Забайкальского края явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 22 декабря 2000 года Зражевскому С.А. были предоставлены во временное владение и пользование земельные участки с кадастровыми номерами 75:22:660121:0001 площадью 250 005 га, 75:22:660121:4 площадью 300,1468 га для организации и ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
При выделении Зражевскому С.А. земельного участка в аренду было определено его местоположение на местности, по фактическим границам - автодороге Чита-Карповка с восточной стороны, гослесфонд - с южной стороны. Межевание земельных участков было проведено в 2001 году ООО "Изыскатель". Земельные участки были сформированы с определением координат, установлены границы участков на основании фактического положения имеющихся на местности ограждений. Фактические границы земельных участков были закреплены межевыми знаками.
19 августа 2002 года ФГУ "Земельная Кадастровая палата" по Читинской области произвела кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 75:22:660121:0001 площадью 250 005 га, 75:22:660121:4 площадью 300,1468 га.
В 2009 году Зражевский С.А. обратился в Администрацию муниципального района "Читинский район" с заявлением о выкупе в собственность земельных участков. При выезде на место представителями администрации было установлено, что данные кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:0001 (в настоящее время 75:22:660121:130) не соответствуют его фактическому расположению на местности, а именно произошло смещение на 200 метров к западу от автодороги Чита - Карповка.
Земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130 был поставлен на кадастровый учет 25.07.2007 ФГУ "Земельная Кадастровая палата" по Читинской области, о чем свидетельствует запись в кадастровом паспорте земельного участка от 28.10.2008.
Зражевский С.А. обратился в Читинский районный суд с иском о признании недействительной постановки на кадастровый учет указанных земельных участков, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок.
Решением Читинского районного суда от 6 мая 2011 года исковые требования Зражевского С.А. были удовлетворены.
Кассационным определением Забайкальского краевого суда от 27 сентября 2011 года решение Читинского районного суда от 6 мая 2011 года в части удовлетворения требований Зражевского С.А. было отменено, в удовлетворении иска отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
Заключением проведенной в рамках судебного рассмотрения в Читинском районном суде землеустроительной экспертизы ЗАО "Гипрозем" установлено, что координаты границ фактического местоположения земельного участка Зражевского С.А. соответствуют данным межевого дела ООО "Изыскатель" и не соответствует данным кадастрового учета. По данным кадастрового учета земельный участок сдвинут на 200 метров к западу от автодороги Чита - Карповка и заходит на указанные 200 метров на земли гослесфонда, СТ "Поляна", соответственно, смещены западная и северная границы.
В настоящее время, земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130 смещен по данным кадастрового учета по отношению к его фактическому местоположению на 200 метров к западу и налагается на земли гослесфонда и СТ "Полянка".
Зражевский С.А. обратился с заявлением от 17.01.2012 в адрес Территориального управления Росимущества в Забайкальском крае о том, что земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130, предоставленный ему на основании Договора аренды от 22.12.2000 Администрацией муниципального образования Читинский район в результате ошибки в координатах при постановке на государственный кадастровый учет налагается на земли лесного фонда Российской Федерации.
В результате проведения работ по определению границ земель лесного фонда также было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130, поставленный на государственный кадастровый учет, налагается на земли лесного фонда.
Земельный участок с кадастровым номером N 75:22:660121:130 попадает на земельный участок лесного фонда Верхне-Читинского лесхоза площадью 3653170000 кв.м. с кадастровым номером 75:22:0:251 (предыдущий кадастровый номер N75:22:00 0000:00:00:00).
На указанный земельный участок лесного фонда 27 декабря 2003 года было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Полагая, что у Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Читинской области отсутствовали основания для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130, ТУ ФАУГИ в Забайкальском крае обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов Управления этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:0001 на основании межевания ООО "Изыскатель" находился на кадастровом учете в период с 2001 по 2007 год и прекратил свое существование вследствие разделения земельного участка на основании постановления Главы Администрации муниципального района "Читинский район" N 1150 от 18.07.2007 "Об изъятии части земельного участка у Зражевского С.А.", вынесенного по заявлению Зражевского С.А. об изъятии части земельного участка.
Администрацией, как собственником земельного участка, в 2007 году в Управление Роснедвижимости по Читинской области было заявление о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и представлено новое межевание (описание), исполнителем которого является Хозрасчетная производственная группа при отделе архитектуры MP "Читинский район".
На основании заявления Администрации 25.07.2007 осуществлена постановка на кадастровый учет всех образуемых земельных участков. Спорному земельному участку присвоен новый кадастровый номер 75:22: 660121: 0130.
Статьей 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о государственном земельном кадастре), действовавшего в период совершения оспариваемых действий, отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений, регулировал настоящий Федеральный закон.
Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра); государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (абзацы 2 и 3 статьи 1).
Государственный земельный кадастр содержит сведения о: земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий муниципальных образований; землях и границах субъектов Российской Федерации; землях и границах Российской Федерации.
Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами (статья 12).
Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель (статья 15).
Статьей 19 Закона о государственном земельном кадастре установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены.
Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.
В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.
Пунктом 3 статьи 20 Закона о государственном земельном кадастре предусмотрены случаи принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков.
Как следует из представленного суду апелляционной инстанции кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером 75:22:660121:130, к заявке о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет приложены все необходимые документы: доверенность N 7515 от 21.12.2006, постановление органа местного самоуправления об изъятии части земельного участка от 18.07.2007 N 1150, постановление органа местного самоуправления об утверждении проекта границ земельного участка ДНТ "Титан" от 19.07.2007 N 1160 и описание земельного участка от 18.07.2007 N 4223.
Оценив указанные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они являются достаточными для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка и у Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Читинской области отсутствовали основания, предусмотренные Законом о государственном земельном кадастре, для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Заявитель же, обращаясь в арбитражный суд, в качестве таких оснований указывает на пункт 3 статьи 20 Закона о государственном земельном кадастре, в соответствии с которым в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Однако ни заявитель, ни иные лица, участвующие в деле, не приводят каких-либо доводов и не указывают сведений об обстоятельствах нарушения процедуры межевания земельных участков.
Напротив, из существа заявленных Управлением требований, доводов участвующих в деле лиц и материалов дела следует, что в рассматриваемом случае имеет место ошибка в координатах спорного земельного участка при его постановке на кадастровый учет.
При наложении границ по данным, содержащимся в материалах дела государственного кадастра недвижимости, выявлено несоответствие границам, голосованным на местности и наложение границ указанного земельного участка на земли лесного фонда.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных лиц относительно координат спорного земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Указанное согласуется с позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении Президиума от 22 марта 2001 года N 14765/10.
Судом апелляционной инстанции установлено, из доводов участвующих в деле лиц и материалов дела следует, что спор о фактических границах спорного земельного участка, определенных на местности отсутствует, а заявитель и правообладатель земельного участка не согласны с ошибкой в координатах спорного земельного участка при его постановке на кадастровый учет.
На основании указанного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Читинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130 Закону о государственном земельном кадастре, действовавшем во время осуществления данных действий, а указанная ошибка в сведениях государственного кадастра подлежит исправлению в рамках административной процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2012 года по делу N А78-1489/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ИНН 7536104170 ОГРН 1097536005775) о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7536042622 ОГРН 1037550001114) в лице филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю" по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130, и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю" снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130 отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, находящегося по адресу: 672002, г. Чита, ул. Амурская, д. 68 (ИНН 7536104170 ОГРН 1097536005775), в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1489/2012
Истец: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация муниципального района "Читинский район", Государственная лесная служба Забайкальского края, Зражевский Сергей Анатольевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю