г. Пермь |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А50-7585/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Виноградовой Л. Ф.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Решановой Д.М.,
при участии:
от ответчика администрации г. Перми: Ефремовой А.В. - доверенность от 21
декабря 2011 года, удостоверение;
от истца ТУ Росимущества в Пермском крае: не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
муниципального образования "город Пермь" в лице администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 июля 2012 года
по делу N А50-7585/2012,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
к муниципальному образованию "город Пермь" в лице администрации города Перми
о признании права собственности,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее ТУ Росимущества в Пермском крае, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "город Пермь" в лице администрации города Перми (ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение (убежище гражданской обороны) общей площадью 131,3 кв. м. в подвале 5-этажного кирпичного дома, находящегося по адресу: Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 51, на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 (л. д. 4-8).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 июля 2012 года, принятым судьей Гусельниковой Н.В. по делу N А50-7585/2012, исковые требования удовлетворены. Признано право собственности Российской Федерации на нежилое помещение (убежище гражданской обороны) общей площадью 131,3 кв. м. в подвале 5-этажного кирпичного дома, находящееся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 51 (л. д. 144-150).
Ответчик, администрация г. Перми, не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке, поскольку спорное помещение включено в реестр муниципальной собственности г. Перми на основании постановления главы г. Перми N 917 от 01 апреля 2003 года, постановления администрации г. Перми N 540 от 26 декабря 2007 года, принятых в соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Пермской области от 04 марта 1998 года N 163-р "О внесении изменений в план приватизации АРО "Пермэнерго" (по ТЭЦ N 6)". Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке. По мнению ответчика, из письма ТУ Росимущества в Пермском крае от 06 июля 2007 года, согласно которому по состоянию на 05 июля 2007 года информация о нежилых помещениях по адресу: Комсомольский проспект, 51, в реестре федерального имущества отсутствует, можно сделать вывод о том, что все объекты по указанному адресу исключены из реестра федерального имущества. Спорное помещение, утверждает ответчик, не находится во владении истца, поэтому последний в силу пункта 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 не вправе обращаться в суд с иском о признании права собственности. Кроме того, судом первой инстанции, по мнению ответчика, необоснованно к заявленным требованиям не применен срок исковой давности, о пропуске которого им заявлено. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, администрация г. Перми просит отменить решение от 06 июля 2012 года и отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме (протокол судебного заседания от 20 сентября 2012 года).
Истец, ТУ Росимущества в Пермском крае, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 12 ноября 1995 года БТИ на основании плана приватизации ПО "Пермэнерго" и договора о передаче госимущества в хозяйственное ведение от 16 ноября 1993 года N 204 за АО энергетики и электрификации "Пермэнерго" зарегистрировано право хозяйственного ведения на домовладение N 51 по ул. Комсомольский проспект в квартале N 179 в Свердловском районе, состоящее из 36-квартирного 5-этажного жилого дома с подвалом общей площадью 2 744,7 кв. м., в том числе жилой площадью 1 786 кв. м. (лит. А) (регистрационное удостоверение N 6-2605 от 22 ноября 1995 года, л. д. 95).
04 марта 1998 года распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Пермской области N 163р на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" в план приватизации ОАО "Пермэнерго" внесены изменения, а именно в муниципальную собственность переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не входящие в состав приватизированного имущества, в том числе жилой дом по ул. Комсомольский проспект, 51, 1953 года ввода в эксплуатацию (л. д. 43-44).
01 апреля 2003 года постановлением главы г. Перми N 917 в соответствии с Положением "О порядке приема жилого фонда, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность г. Перми", утвержденным решением Пермской городской Думы от 10 декабря 1996 года N 127, распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Пермской области N 163р от 04 марта 1998 года в муниципальную собственность принят жилищный фонд с находящимися в домах нежилыми помещениями (без учета приватизированных квартир и выкупленных помещений) и обеспечивающими жилые дома объектами инженерной инфраструктуры, принимаемыми из федеральной собственности с баланса ОАО энергетики и электрификации "Пермэнерго" (по ТЭЦ-6), в том числе жилой дом по адресу: Комсомольский проспект, 51, с нежилыми помещениями на 1 этаже и в подвале площадью 187,9 кв. м., в которых расположено кафе-бар (л. д. 39-41).
26 декабря 2007 года постановлением администрации г. Перми N 540 в вышеназванное постановление внесены изменения в перечень нежилых помещений, принимаемых в муниципальную собственность по указанному адресу, поскольку в результате проведения технической инвентаризации площадь помещений, в которых расположен кафе-бар составила 570, 3 кв.м. (л. д. 42).
На основании постановлений N 917 от 01 апреля 2003 года и N 540 от 26 декабря 2007 года нежилые помещения в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 51, площадью 131,3 кв. м. (согласно техническому паспорту от 16 октября 2009 года) включены в Единый реестр муниципальной собственности г. Перми (выписка из Единого реестра муниципальной собственности N 19-29-2445 от 23 мая 2012 года, л. д. 36).
21 января 2008 года на основании постановлений N 917 от 01 апреля 2003 года и N 540 от 26 декабря 2007 года произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на встроенные помещения общей площадью 167,3 кв. м. в подвале 5-этажного кирпичного жилого дома (лит. А) по адресу: Пермский рай, г. Пермь, Свердловский район, просп. Комсомольский, д. 51 (Свидетельство о государственной регистрации от 21 января 2008 года, л. д. 10).
Полагая, что помещение площадью 131,3 кв. м. в подвале 5-этажного кирпичного дома, находящегося по адресу: Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 51, является федеральной собственностью, поскольку относится к защитным сооружениям гражданской обороны - убежищам, ТУ Росимущества в Пермском крае обратилось к муниципальному образованию "город Пермь" в лице администрации города Перми с иском о признании права собственности Российской Федерации на него на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 (л. д. 4-8).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации (пункт 15 названного Постановления).
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности (пункт 3 названного Постановления).
В силу раздела III Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты оборонного производства, в частности, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 прямо не поименованы.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Так, статья 1 ФЗ от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Таким образом, убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Из имеющегося в материалах дела инвентаризационного паспорта на убежище гражданской обороны N АО184-2 (690) следует, что спорное помещение площадью 131,3 кв. м., встроенное в 5-этажное здание по адресу: г. Пермь, Свердловский район, Комсомольский проспект, 51, является убежищем 1953 года ввода в эксплуатацию со степенью защиты по классификации КЗС ГО-68 V класса, вместимостью 180 чел., с 2 входами (л. д. 11-13).
По данным проводимой периодически технической инвентаризации данного здания с 1954 года помещения в его подвале значатся как спецподвал (л. д. 47-64).
Доказательства иного, равно как и доказательства того, что с убежища в установленном порядке снят указанный статус, в материалах дела отсутствуют (статья 65 АПК РФ).
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению N 3020-1.
Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к Постановлению N 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
С учетом изложенного в силу абзаца 2 пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Следовательно, спорное помещение убежища является федеральной собственностью в силу прямого указания закона (пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1).
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из перечня основных средств в составе государственного имущества, подлежащего передаче в хозяйственное ведение по состоянию на 01 июля 1992 года, также следует, что в хозяйственное ведение ОАО "Пермэнерго" передан жилой дом по ул. Комсомольский проспект, 51 (л. д. 123-124).
Право хозяйственного ведения зарегистрировано БТИ 22 ноября 1995 года (л. д. 95).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение данного постановления распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Пермской области N 163р от 04 марта 1998 года внесены изменения в план приватизации ОАО "Пермэнерго", в соответствии с которыми надлежало передать в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не входящие в состав приватизированного имущества, в том числе жилой дом по ул. Комсомольский проспект, 51 (инв. N 5011, л. д. 43, 44).
Постановлением главы г. Перми N 917 от 01 апреля 2003 года и постановлением администрации г. Перми N 540 от 26 декабря 2007 года в состав муниципальной собственности приняты жилищный фонд с находящимися в домах нежилыми помещениями и обеспечивающими жилые дома объектами инженерной инфраструктуры, не вошедший в состав приватизированного имущества, в том числе жилой дом по ул. Комсомольский проспект, 51 (л. д. 39-42).
Однако из названных актов не следует, что в составе передаваемого в муниципальную собственность имущества передано помещение убежища в подвале названного дома (статья 65 АПК РФ).
Таким образом, основания для включения убежища в реестр муниципальной собственности отсутствовали.
Доказательства того, что спорное помещение в установленном порядке передано из федеральной собственности в муниципальную собственность, в материалы дела не представлены (статья 65 АПК РФ).
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Распоряжение от 04 марта 1998 года N 163р, которым Комитетом по управлению имуществом Администрации Пермской области внесены изменения в план приватизации ОАО "Пермэнерго", не содержит сведений о передаче спорного недвижимого имущества - защитного сооружения гражданской обороны, из федеральной собственности в муниципальную.
Постановление главы г. Перми N 917 от 01 апреля 2003 года и постановление администрации г. Перми N 540 от 26 декабря 2007 года, которыми в состав муниципальной собственности принят жилищный фонд с находящимися в домах нежилыми помещениями, частности, расположенными по ул. Комсомольский проспект, 51 - 1 этаж, подвал (кафе-бар, позиция в перечне N 8, л. д. 41-42), также доказательством передачи спорного помещения из федеральной собственности в муниципальную не являются (статья 68 АПК РФ).
Кроме того, в силу особого статуса убежище как защитное сооружение гражданской обороны не является объектом социально-культурного и коммунально-бытового назначения или объектом, обеспечивающим их инженерную инфраструктуру, поэтому не могло быть передано в муниципальную собственность на основании распоряжения N 163р от 04 марта 1998 года.
Следовательно, спорное помещение из состава федеральной собственности не выбывало. С момента постройки и до настоящего времени правом владения и распоряжения им обладает Российская Федерация.
В силу пункта 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 названного Постановления).
Право федеральной собственности возникло у Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, то есть до вступления в силу ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах исковые требования ТУ Росимущества в Пермском крае о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, представляющее собой убежище, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 июля 2012 года является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорное помещение включено в реестр муниципальной собственности г. Перми на основании постановления главы г. Перми N 917 от 01 апреля 2003 года, постановления администрации г. Перми N 540 от 26 декабря 2007 года, отклоняется судом в силу вышеизложенного.
Наличие зарегистрированного права муниципальной собственности не является препятствием для удовлетворения иска о признании права федеральной собственности на помещение (пункт 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22).
Ссылка администрации г. Перми на то, что из письма ТУ Росимущества в Пермском крае от 06 июля 2007 года, согласно которому по состоянию на 05 июля 2007 года информация о нежилых помещениях по адресу: Комсомольский проспект, 51, в реестре федерального имущества отсутствует, можно сделать вывод о том, что все объекты по указанному адресу исключены из реестра федерального имущества, несостоятельна в силу статьи 68 АПК РФ, поскольку не является доказательством наличия оснований возникновения права муниципальной собственности на спорное имущество.
Довод ответчика о том, что спорное помещение не находится во владении истца, поэтому последний в силу пункта 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 не вправе обращаться в суд с иском о признании права собственности, при наличии оснований возникновения права федеральной собственности и отсутствии доказательств, свидетельствующих о совершении собственником действий по распоряжению спорным имуществом, подлежит отклонению судом.
Заявление администрации г. Перми о том, что истцом пропущен срок исковой давности, также подлежит отклонению.
Помещение не выбывало из федеральной собственности, а лишь передано собственником в хозяйственное ведение (План приватизации ПОЭиЭ "Пермэнерго", л. д. 123, регистрационное удостоверение БТИ г. Перми от 22 ноября 1995 года, л. д. 95). Иные доказательства, свидетельствующие о распоряжении собственником спорным имуществом, в деле отсутствуют, ответчиком не представлены (статья 65 АПК РФ).
Следовательно, на требование о признании права собственности Российской Федерации исковая давность в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба ответчика, администрации г. Перми, удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ответчика, который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 июля 2012 года по делу N А50-7585/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ф. Виноградова |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7585/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Ответчик: МО г. Пермь в лице Администрации г. Перми, Муниципальное образование "Город Пермь" в лице Администрации г. Перми