Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
1. Общие положения
До вступления в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) сфера развития и поддержки малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).
Однако к настоящему времени положения этого нормативного акта во многом устарели и пришли в несоответствие с условиями функционирования российской экономики и современным законодательством. Кроме того, ряд положений Закона N 88-ФЗ был отменен, в результате чего этот Закон практически перестал применяться на практике, что определило необходимость принятия нового, актуального и способствующего эффективному развитию экономики нормативного акта.
Более того, в связи с развитием внешнеэкономических отношений возникла необходимость обеспечения сопоставимости законодательств Российской Федерации и стран Европейского союза.
Все эти причины легли в основу принятия Закона N 209-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Целью принятия Закона N 209-ФЗ является создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивалось бы создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.
2. Субъекты малого и среднего предпринимательства
Если Закон N 88-ФЗ регулирует только сферу деятельности малого предпринимательства, то Закон N 209-ФЗ вводит такую новую для российского законодательства категорию, как "среднее предпринимательство".
Как сказано в пояснительной записке к проекту федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", мировой, в том числе европейский, опыт показывает, что для развития экономики среднее предпринимательство имеет не меньшее значение, чем малое.
Кроме понятия "среднее предпринимательство", Законом N 209-ФЗ введена еще одна категория - "микропредприятия".
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства после вступления в силу Закона N 209-ФЗ будут разделены на три категории:
на микропредприятия - со средней численностью занятых не более 15 человек;
на малые предприятия - со средней численностью от 16 до 100 человек;
на средние предприятия - со средней численностью от 101 до 250 человек.
Такая дифференциация предприятий регламентирует различные правовые условия для регулирования деятельности различных категорий предприятий, а также для предоставления льгот и преференций, различающихся в зависимости от категории предприятия. Следует отметить, что законодатель не включил в Закон N 209-ФЗ положения о дифференцированных максимальных значениях средней численности для различных видов деятельности.
Средняя численность работников будет с 1 января 2008 года определяться за календарный год, а не за отчетный период, как было ранее.
В Законе N 88-ФЗ понятие "отчетный период" не определено, в связи с чем суды и налоговые органы трактуют его самостоятельно.
Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 23.09.2003 N 2600/03 разъяснил, что признание субъекта в отчетном периоде малым предприятием, имеющим право на льготу, поставлено в зависимость от отчетного, а не от налогового периода. При этом под отчетным периодом понимается квартал - отчетный период для целей обложения налогом на прибыль.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 16.02.2007 N А42-2158/2006 разрешил данный вопрос следующим образом: понятия "период", "отчетный период" в Законе N 88-ФЗ не даны, а поскольку льгота субъекту малого предпринимательства предоставлена в части налогообложения прибыли, то следует руководствоваться понятием "период (отчетный, налоговый)", данным в ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), считая отчетными периодами I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым периодом - календарный год.
Закон N 209-ФЗ устранил правовую неопределенность, содержащуюся в Законе N 88-ФЗ, установив, что численность работников рассчитывается за календарный год.
В части 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ указано, что средняя численность работников предприятия определяется включая всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Несмотря на то что конкретного порядка расчета средней численности работников Закон N 209-ФЗ не содержит, представляется, что организации должны руководствоваться Порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденным постановлением Росстата от 12.01.2007 N 4, а также Порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утвержденным постановлением Росстата от 09.10.2006 N 56.
Правомерность применения вышеуказанных методик определения средней численности работников малыми предприятиями для целей Закона N 88-ФЗ подтверждается в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2007 N А42-2158/2006.
Учитывая, что порядок определения средней численности работников в Законе N 209-ФЗ не изменился, вывод, сделанный в вышеуказанном постановлении ФАС, применим и после вступления в силу Закона N 209-ФЗ.
Закон N 209-ФЗ уточнил круг субъектов, относящихся к малому и среднему предпринимательству.
Так, с 1 января 2008 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
- юридические лица, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц:
кооперативы;
коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
При этом вышеуказанные организации и физические лица должны удовлетворять следующим критериям:
- для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) этих юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
В отличие от аналогичных положений Закона N 88-ФЗ новый нормативный акт вводит ограничение к участию в уставном капитале малых и средних предприятий в отношении муниципальных образований, иностранных юридических лиц, а также иностранных граждан.
Исключение возможности участия в качестве учредителя Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований Российской Федерации произведено в рамках проводимой административной реформы и борьбы с коррупцией.
Что же касается участия в уставном капитале иностранных юридических лиц и иностранных граждан, то данные положения Закона N 209-ФЗ являются нововведением.
Несмотря на то что в Законе N 88-ФЗ специально не оговаривались вопросы участия в капитале малых предприятий иностранных организаций и граждан, налоговые органы разъясняли, что предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями которых являются иностранные лица, должны рассматриваться как малые предприятия (письма Госналогслужбы России от 11.07.1996 N 06-1-14/8702, УМНС России по г. Москве от 18.12.2001 N 03-12/58735).
Теперь же установлено законодательное ограничение на участие в уставном капитале малых и средних предприятий иностранных граждан и юридических лиц - 25%. Причем следует помнить, что речь идет о суммарной доле участия;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данные положения являются прогрессивной новеллой законодательства. Закон N 88-ФЗ не предусматривает в качестве критерия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства определение выручки от реализации и балансовой стоимости активов.
Введение данных положений, по нашему мнению, является обоснованным, так как они позволяют наиболее объективно оценить субъекта малого или среднего предпринимательства и избежать использования крупными предприятиями льгот, предоставляемых малым и средним предприятиям, посредством простой разбивки бизнеса.
В то же время данное положение Закона N 209-ФЗ вызывает в настоящее время ряд вопросов относительно порядка его применения.
Так, законодатель, использовав союз "или", внес неопределенность в данную норму: какой из двух показателей - выручку от реализации или балансовую стоимость активов - необходимо использовать или же организации предоставляется право выбора?
Как указано в части 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.
Однако НК РФ устанавливает различные методы определения выручки от реализации для целей исчисления налога на прибыль и для целей НДС. Каким из них следует руководствоваться, также не ясно.
В части 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Из вышеприведенной формулировки не ясно, о какой балансовой стоимости активов идет речь: о среднегодовой остаточной стоимости либо об остаточной стоимости, сформированной на последнее число предшествующего календарного года.
Помимо того, спорным является положение Закона N 209-ФЗ о том, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. 2 и 3 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, то есть средней численностью работников и выручкой от реализации или балансовой стоимостью активов.
Представляется, что вышеуказанные неясности будут в той или иной степени урегулированы Правительством РФ, так как Закон N 209-ФЗ предусматривает, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как говорится в пояснительной записке к проекту этого Федерального закона, делегирование Правительству РФ права на установление предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов связано со сложностью законодательного установления реальных размеров годовой выручки и (или) стоимости основных средств в силу их значительных колебаний.
Однако неопределенности формулировок Закона N 209-ФЗ, как правило, приводят к спорам между организациями и контролирующими органами. Представляется, что и в этом случае разногласий, вызванных возможностью различного толкования положений Закона N 209-ФЗ, избежать не удастся.
3. Государственная политика по развитию субъектов малого и среднего
предпринимательства
В ст. 6 Закона N 209-ФЗ закреплены основные принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Первым принципом является распределение полномочий по осуществлению поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Конкретный перечень полномочий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства федеральных органов власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления определен соответственно в ст. 9, 10 и 11 Закона N 209-ФЗ.
Вторым принципом государственной политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства назван принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако следует отметить, что Закон N 209-ФЗ не содержит положений, раскрывающих меры, направленные на реализацию данного принципа.
Для целей эффективной реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Закон N 209-ФЗ предусматривает создание советов по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства из их представителей - общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей (третий принцип).
Такие советы наделяются правом принятия участия в выработке и реализации государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных программ по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Решения советов носят рекомендательный характер.
Четвертым принципом государственной политики является принцип обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.
4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Законом N 209-ФЗ установлены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:
- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за поддержкой;
- доступность инфраструктуры их поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным в федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, к участию в соответствующих программах;
- предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- открытость процедур предоставления поддержки.
При этом Законом N 209-ФЗ установлен закрытый перечень видов деятельности, по которым не может осуществляться поддержка за счет средств бюджетов всех уровней. Так, поддержка за счет средств бюджетов всех уровней не может осуществляться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся:
- кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов):
- инвестиционными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- участниками соглашений о разделе продукции;
- организациями игорного бизнеса;
- нерезидентами Российской Федерации, признаваемыми таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (за исключением случаев, установленных международными договорами).
Законом N 209-ФЗ устанавливается также закрытый список причин для отказа в предоставлении поддержки в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон N 209-ФЗ предусматривает следующие виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления:
- финансовая и имущественная поддержка (ст. 17 и 18);
- информационная поддержка (ст. 19);
- консультационная поддержка (ст. 20);
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 21);
- поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22);
- поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);
- поддержка внешнеэкономической деятельности (ст. 24);
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).
5. Правовое регулирование субъектов малого и среднего
предпринимательства
Закон N 209-ФЗ устанавливает следующие особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:
- специальные налоговые режимы;
- упрощенные правила ведения налогового учета;
- представление налоговых деклараций по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- упрощенный порядок составления статистической отчетности;
- особенности приватизации государственного и муниципального имущества;
- формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
- меры финансовой поддержки;
- меры для развития инфраструктуры поддержки;
- иные меры, обеспечивающие реализацию целей Закона N 209-ФЗ.
6. "Дедушкина оговорка"
Закон N 209-ФЗ не содержит так называемой дедушкиной оговорки - юридической гарантии о нераспространении на субъекты малого и среднего предпринимательства в течение первых нескольких лет деятельности изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки.
Следует отметить, что в первой редакции проекта данного Федерального закона названное положение содержалось, однако в дальнейшем оно было исключено.
Вообще правило, именуемое дедушкиной оговоркой, имеет непростую историю.
Изначально абзац второй части 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ содержал норму, в которой было установлено следующее: "В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".
Эта норма была исключена из Закона N 88-ФЗ Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) в связи с введением данного специального налогового режима через три года после принятия Закона N 88-ФЗ.
Однако после этого была принята серия актов Конституционного Суда Российской Федерации, в которых фактически он восстановил право применения "дедушкиной оговорки" субъектами малого предпринимательства (определения от 01.07.1999 N 111-О, от 09.04.2001 N 82-О и постановление от 19.06.2003 N 11-П).
Так, в постановлении от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что, установив в абзаце втором части 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ период, до истечения которого на индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Затем Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2003 года, был признан утратившим силу Закон N 148-ФЗ; следовательно, с этого момента абзац второй части 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ был признан действующим, но ненадолго. Уже с 1 января 2005 года ст. 9 Закона N 88-ФЗ была вновь отменена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в период с 1 января 2003 года до 1 января 2005 года, имеют право использовать "дедушкину оговорку". На предпринимателей, зарегистрированных позднее, эта льгота не распространяется.
7. Вступление Закона N 209-ФЗ в силу
Закон N 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением следующих положений, которые вступят в силу с 1 января 2010 года:
- часть 2 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, устанавливающая, что предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- часть 2 ст. 5 Закона N 209-ФЗ, устанавливающая, что сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.
Учитывая, что на момент вступления в силу Закона N 209-ФЗ предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости активов установлены не будут, представляется, что до момента их установления субъекты малого и среднего предпринимательства будут признаваться таковыми в случае удовлетворения условиям, определенным п. 1 и 2 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
С момента вступления в силу Закона N 209-ФЗ Закон N 88-ФЗ утратит силу.
Закон N 209-ФЗ предусматривает переходный период для организаций, осуществляющих свою деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства до вступления в силу этого нормативного акта, но не отвечающих критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства. Такие организации сохраняют право на ранее предоставленные льготы, преференции и поддержку за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в течение шести месяцев с момента вступления Закона N 209-ФЗ в силу.
М.А. Антишина,
юрисконсульт "Топ-Аудит"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1