Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2007 г. N А42-2158/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "КМУ Гидроэлектромонтаж" директора Корлюка А.И. (протокол от 01.04.05 N 5), Тамазяна А.В. (доверенность от 25.12.06 N 05), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области Соловьевой С.А. (доверенность от 10.01.07 N 20), рассмотрев 14.02.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.07.06 (судья Сигаева Т.К.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.06 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-2158/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КМУ Гидроэлектромонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области (далее - инспекция, налоговая инспекция) от 16.03.06 N 658дсп в части начисления 1 817 045 руб. налога на прибыль за четвертый квартал 2002 года и первый квартал 2003 года, 708 828,9 руб. пеней и 216 828 руб. штрафа, примененного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату названной суммы налога на прибыль.
Решением суда от 21.07.06 требования общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.06 решение от 21.07.06 оставлено без изменения, а жалоба инспекции - без удовлетворения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить названные судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что общество, превысив численность, установленную для малых предприятий в строительстве (100 человек) в ноябре и декабре 2002 года, было обязано в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон от 14.06.95 N 88-ФЗ) исчислить и уплатить в бюджет налог на прибыль за четвертый квартал 2002 года и первый квартал-2003 года; поскольку налог на прибыль за указанные периоды обществом не уплачен, инспекция обоснованно начислила сумму налога, пени и привлекла общество к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в жалобе, просил ее удовлетворить; представители общества, считая жалобу необоснованной, просили оставить решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.07.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.06 без изменения.
Законность решения и постановления судебных инстанций проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что инспекция провела выездную налоговую проверку общества, по результатам которой составила акт от 20.02.06 N 91. На основании материалов проверки налоговым органом принято решение от 16.03.06 N 658дсп о начислении налогов, пеней и привлечении общества к налоговой ответственности. Не согласившись с решением в части начисления 1 817 045 руб. налога на прибыль, 708 828,9 руб. пеней и 216 828 руб. штрафа, начисленных в связи с неуплатой этой суммы налога, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель осуществляет деятельность в области строительства, имея на это специальные разрешения (лицензии) и с 22.11.2001 является субъектом малого предпринимательства. Как субъект малого предпринимательства общество на основании пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статьи 2 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 06.08.01 N 110-ФЗ) в 2002 году пользовалось льготой по налогу на прибыль, поскольку выручка от строительной деятельности превышала 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) в этом налоговом периоде, а средняя численность работников за отчетный (налоговый период) не превышала, по мнению налогоплательщика, предельный уровень, установленный для строительных организаций, - 100 человек.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что среднесписочная численность работников общества в ноябре и декабре 2002 года превысила 100 человек и составила 101 и 106 человек соответственно. Учитывая это обстоятельство, налоговая инспекция сделала вывод об утрате обществом права на льготу по налогу на прибыль в период с четвертого квартала 2002 года по первый квартал 2003 года на основании пункта 3 статьи 3 Закон от 14.06.95 N 88-ФЗ, поэтому начислила оспариваемые налогоплательщиком суммы налога на прибыль, пеней и штрафа.
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно удовлетворили заявление налогоплательщика, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы указанные в абзаце первом названного пункта малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В связи с введением с 01.01.02 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации вышеприведенная льгота по налогу на прибыль, срок действия которой у налогоплательщиков не истек на день вступления в силу Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, в силу его статьи 2 применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такая льгота была предоставлена. С учетом изложенного, общество имело право на применение названной льготы в 2002 году при соблюдении условий ее применения, установленных законодательством.
Условия применения этой льготы по налогу на прибыль установлены пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и статьей 3 Закона от 14.06.95 N 88-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона от 14.06.95 N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней. В строительстве этот уровень составляет 100 человек.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Закона средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Пунктом 3 статьи 3 Закона от 14.06.95 N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае превышения малым предприятием установленной статьей 3 численности, указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
При этом понятие "период", "отчетный период" в названном законе не дано, а поскольку приведенными нормами права льгота субъекту малого предпринимательства предоставлена в части налогообложения прибыли, суды правомерно руководствовались понятием период (отчетный, налоговый), данным в статье 285 НК РФ, считая отчетными периодами первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым периодом - календарный год. При расчете средней численного работающих в обществе и инспекция и общество руководствовались одной и той же, действовавшей в 2002 году, методикой, установленной Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121 по согласованию с Минэкономики России и Минтрудом России (далее - Инструкция от 07.12.98 N 121), а также Инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденной постановлением Госкомстата от 27.11.01 N 88 (далее - Инструкция от 27.11.01 N 88), однако налоговая инспекция определяла численность по месяцам и кварталам, а общество - по отчетным (налоговому) периодам, в связи с чем по сведениям общества средняя численность за первый квартал 2002 года составила 58 человек, за полугодие 2002 года - 81 человек, за 9 месяцев 2002 года - 83 человека, за 2002 год - 81 человек., а по расчету налогового органа - за первый квартал - 58 человек, за второй квартал - 81 человек, за третий квартал - 83 человека, за четвертый квартал - 102 человека.
В ходе рассмотрения дела судебные инстанции признали правильной методику расчета средней численности работающих, примененную налогоплательщиком.
Согласно Инструкции от 07.12.98 N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включает:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско - правового характера.
Пунктом 5.1 названной Инструкции предусмотрено, что среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором (контрактом) или переведенные по письменному заявлению работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени (пункт 5.4 Инструкции от 07.12.98 N 121).
Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три (пункт 5.6 Инструкции от 07.12.98 N 121).
В соответствии с пунктом 5.7 названной Инструкции среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, т.е. соответственно на 2, 3, 4 и т.д.
Пунктом 5.8 Инструкции от 07.12.98 N 121 предусмотрено, что среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Пунктами 6 и 7 Инструкции от 07.12.98 N 121 установлено, что средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (п. 5.4 Инструкции); средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско - правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день; средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско - правового характера, за период с начала года и год определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, т.е. на 3, 4, 5... 12.
Согласно Инструкции от 27.11.01 N 88 юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 N 88-ФЗ обязаны представлять форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", в которой также средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
При заполнении данных о средней численности работников (граф 9 и 10 формы) следует руководствоваться следующим.
По строке 02 отражается среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), определяемая путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за период с начала года, т.е. на 3, 6, 9, 12 (пункт 2.1).
Средняя численность внешних совместителей за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала отчетного периода, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3,6,9,12 (пункт 2.5 Инструкции от 27.11.01 N 88).
Средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляется аналогично определению среднесписочной численности работников.
Таким образом, суды обоснованно признали правильной методику определения средней численности работников, примененную обществом, поскольку она соответствовала приведенным положениям Инструкции от 07.12.98 N 121 и положениям Инструкции от 27.11.01 N 88, согласно которым средняя численность работников малого предприятия определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы, истекшие с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за период с начала года, т.е. на 3, 6, 9, 12. Поскольку при применении такого порядка исчисления средней численности работников у общества в отчетных и налоговом периода 2002 года не было превышения численности над максимально установленной для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих строительную деятельность, следует признать, что общество в 2002 году обоснованно пользовалось льготой по налогу на прибыль, а следовательно, суды сделали правильный вывод об отсутствии у инспекции оснований для начисления обществу налога на прибыль за четвертый квартал 2002 года и первый квартал 2003 года, пеней и налоговых санкций по этому эпизоду.
С учетом изложенного кассационная жалоба инспекции подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.07.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.06 по делу N А42-2158/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2007 г. N А42-2158/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника