Комментарий к изменениям, внесенным в главу 31 "Земельный налог" НК
РФ
1. Общие положения
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) в главу 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 года.
В частности, Законом N 216-ФЗ уточнены положения главы 31 НК РФ, связанные с порядком:
- определения налоговой ставки применительно к земельным участкам, предоставленным (приобретенным) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства;
- установления налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований;
- применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства;
- доведения до налогоплательщиков сведений об утвержденной субъектами Российской Федерации кадастровой стоимости земельных участков;
- уточнения отчетных периодов для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и использующих принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности.
2. Налоговая ставка, применяемая в отношении земель, занятых
жилищным строительством, личным подсобным хозяйством, садоводством,
огородничеством, животноводством и дачным хозяйством
Согласно действующей редакции ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом ставки земельного налога не превышают 0,3 % в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
Таким образом, для исчисления земельного налога ст. 394 НК РФ определены две предельные величины налоговых ставок - 0,3 и 1,5% от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей Кодекса. В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность) и для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В то же время в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки могут приобретаться в собственность, а также могут предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, ст. 15 ЗК РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые согласно ЗК РФ, федеральным законам не могут находиться в частной собственности. При этом иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации.
На основании ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, а также может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные положения ЗК РФ, при исчислении земельного налога нормы ст. 394 НК РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства, и предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В этой связи в ст. 394 НК РФ Законом N 216-ФЗ включено положение, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Рассмотрим на примере порядок применения налоговой ставки по землям, приобретенным (предоставленным) для жилищного строительства.
Пример 1.
Земельный участок предоставлен организации ООО "Камстрой" 2 февраля текущего года для жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 5000000 руб. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 13 800 руб. [(5 000 000 руб. x 0,3% х 0,92), где 0,92 - коэффициент, учитывающий период владения участком].
Второй земельный участок приобретен в собственность организацией 10 мая текущего года для жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 7000000 руб. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 15 750 руб. [(7 000 000 руб. х 0,3% х 0,75), где 0,75 - коэффициент, учитывающий период владения участком].
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, за два земельных участка составит 29 550 руб. (13 800 руб. + 15 750 руб.).
В отношении приобретенных для жилищного строительства земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.
По таким земельным участкам (с учетом внесенных Законом N 216-ФЗ изменений в ст. 394 НК РФ) применяется налоговая ставка в размере 0,3%.
Пример 2.
Ефремов Т.А. и Ефремова В.О. приобрели (купили) в населенном пункте земельный участок для жилищного строительства, который находится в их общей долевой собственности (доля Ефремова Т.А. в праве на земельный участок - 35%, а Ефремовой В.О. - 65%). Кадастровая стоимость всего земельного участка - 1 690 000 руб. В этом случае налоговая база по данному земельному участку определяется в части доли, закрепленной:
- за Ефремовым Т.А., и составляет 591 500 руб. (1 690 000 руб. х 35%);
- за Ефремовой В.О., и составляет 1 098 500 руб. (1 690 000 руб. х 65%).
В целях исчисления суммы земельного налога необходимо применить в данном случае налоговую ставку в размере 0,3%. Таким образом, сумма земельного налога по данному земельному участку должна быть уплачена из расчета применяемой налоговой ставки за земли, приобретенные для жилищного строительства, в размере 0,3% в части доли земельного участка, закрепленной:
- за Ефремовым Т.А., - 1775 руб. (591 500 руб. х 0,3%);
- за Ефремовой В.О., - 3296 руб. (1 098 500 руб. х 0,3%).
В отношении приобретенных для жилищного строительства земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. По земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства (с учетом внесенных Законом N 216-ФЗ изменений в ст. 394 НК РФ), налоговая ставка применяется в размере 0,3%.
Пример 3.
Земельный участок, приобретенный Лапшиным Н.Д. и Лапшиной К.И. для жилищного строительства, находится в их общей совместной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка - 1 450 000 руб.
Налоговая база по данному земельному участку определяется в части доли, закрепленной:
- за Лапшиным Н.Д., и равняется 725 000 руб. (1 450 000 руб. х 50%);
- за Лапшиной К.И., и равняется 725 000 руб. (1 450 000 руб. х 50%).
Сумма земельного налога по данному земельному участку должна быть уплачена из расчета применяемой налоговой ставки за земли, приобретенные для жилищного строительства, в размере 0,3% в части доли земельного участка, закрепленной:
- за Лапшиным Н.Д., - 2175 руб. (725 000 руб. х 0,3%);
- за Лапшиной К.И., - 2175 руб. (725 000 руб. х 0,3%).
В отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, на которых строительство уже завершено и возведены многоквартирные жилые дома, ставка земельного налога с учетом внесенных Законом N 216-ФЗ изменений в главу 31 НК РФ применяется в следующем порядке.
В соответствии с частью первой ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Если такой земельный участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме любое уполномоченное вышеуказанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади вышеуказанного помещения (частью первой ст. 37 ЖК РФ).
Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, налогоплательщиками должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
В отношении данного случая следует напомнить читателям журнала, что в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 394 НК РФ ставка земельного налога для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не может превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка. При этом исключением из общего правила являются доли в праве на земельный участок, приходящиеся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. По ним применяется ставка в размере, не превышающем 1,5%.
В этой связи при установлении представительными органами муниципальных образований [законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] налоговых ставок по земельным участкам, занятым объектами жилого фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами, аптеками и другими объектами, в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установленная на основании подпункта 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в размере 0,3%, не применяется.
Пример 4.
Многоквартирный жилой дом расположен в муниципальном образовании в черте населенного пункта. В доме находятся 20 однокомнатных квартир, площадью 40 кв.м каждая, 10 двухкомнатных квартир, площадью 60 кв.м каждая, и 10 трехкомнатных квартир, площадью по 100 кв.м каждая. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома помещение площадью 500 кв.м занимает аптека, принадлежащая ООО "Помощь", а также находятся офис ООО "Маяк" площадью 400 кв.м и магазин кондитерских изделий ООО "Шоколад" площадью 550 кв.м. В доме также располагается подземный кооперативный гараж общей площадью 600 кв.м, в котором находятся 30 боксов площадью 20 кв.м каждый, принадлежащие физическим лицам. Кадастровая стоимость участка, на котором расположен этот жилой дом, равна 8 000 000 руб. Представительным органом муниципального образования установлены налоговые ставки:
- для земельных участков, занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), - 0,3%;
- для земельных участков, используемых аптекой, под офис и магазин, - 1%;
- для земельных участков, занятых гаражами, - 0,5% кадастровой стоимости участка.
Определяем долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы, применяемую налогоплательщиками при исчислении земельного налога.
Общая площадь помещений в доме, находящихся в собственности юридических и физических лиц, рассчитывается следующим образом:
площадь всех однокомнатных квартир + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь всех трехкомнатных квартир + площадь аптеки + площадь под офис + площадь под магазин+ площадь кооперативного гаража = (40 кв.м х 20) + (60 кв.м х 10) + (100 кв.м х 10) + 500 кв.м + 400 кв.м + 550 кв.м + 600 кв.м = 4450 кв.м.
С учетом определенной общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, устанавливается доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме:
для ООО "Помощь" - 0,1124 (500 кв.м : 4450 кв.м);
для ООО "Маяк" - 0,0899 (400 кв.м : 4450 кв.м);
для ООО "Шоколад" - 0,1236 (550 кв.м : 4450 кв.м);
для собственника однокомнатной квартиры - 0,009 (40 кв.м. : 4450 кв.м);
для собственника двухкомнатной квартиры - 0,0135 (60 кв.м : 4450 кв.м);
для собственника трехкомнатной квартиры - 0,0225 (100 кв.м : 4450 кв.м);
для гаражного кооператива - 0,1348 (600 кв.м : 4450 кв.м);
для владельца гаражного бокса - 0,0045 (20 кв.м : 4450 кв.м).
Налоговая база для исчисления земельного налога составит:
для ООО "Помощь" - 899 200 руб. (8 000 000 руб. х 0,1124);
для ООО "Маяк" - 719 200 руб. (8 000 000 руб. х 0,0899);
для ООО "Шоколад" - 988 800 руб. (8 000 000 руб. х 0,1236);
для собственника однокомнатной квартиры - 72 000 руб. (8 000 000 руб. х 0,009);
для собственника двухкомнатной квартиры - 108 000 руб. (8 000 000 руб. х 0,0135);
для собственника трехкомнатной квартиры - 180 000 руб. (8 000 000 руб. х 0,0225);
для гаражного кооператива - 1 078 400 руб. (8 000 000 руб. х 0,1348);
для владельца гаражного бокса - 36 000 руб. (8 000 000 руб. х 0,0045).
Налоговые ставки по земельному налогу применяются по каждому конкретному объекту в следующем порядке:
для ООО "Помощь": налоговая ставка - 1,0%, сумма земельного налога - 8992 руб. (899200 руб. х 1%);
для ООО "Маяк": налоговая ставка - 1,0%, сумма земельного налога - 7192 руб. (719200 руб. х 1%);
для ООО "Шоколад": налоговая ставка - 1,0%, сумма земельного налога - 9888 руб. (988 800 руб. х 1%);
для собственника однокомнатной квартиры: налоговая ставка - 0,3%, сумма земельного налога - 216 руб. (72 000 руб. х 0,3%);
для собственника двухкомнатной квартиры: налоговая ставка - 0,3%, сумма земельного налога - 324 руб. (108 000 руб. х 0,3%);
для собственника трехкомнатной квартиры: налоговая ставка - 0,3%, сумма земельного налога - 540 руб. (180 000 руб. х 0,3%);
для гаражного кооператива: налоговая ставка - 0,5%, сумма земельного налога - 5392 руб. (1 078 400 руб. х 0,5%);
для владельца гаражного бокса: налоговая ставка - 0,5%, сумма земельного налога - 180 руб. (36 000 руб. х 0,5%).
Учитывая, что в ст. 394 НК РФ включено положение, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства, рассмотрим порядок применения налоговой ставки по земельным участкам, предоставленным (приобретенным) садоводческим и дачным товариществам.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и дачного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", где приводится понятие "садоводческое и дачное товарищество", под которым понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства.
Земельный участок предоставляется садоводческим и дачным товариществам бесплатно в срочное пользование после их государственной регистрации. После утверждения проекта организации и застройки территории товарищества и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого и дачного товарищества предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов товарищества с последующим предоставлением участков в собственность каждого члена садоводческого и дачного товарищества. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются товариществу как юридическому лицу в собственность.
Основанием для признания садоводческих и дачных товариществ плательщиками земельного налога является обладание земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Сумма земельного налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки, соответствующей категории земельного участка. При этом если земельный участок предоставлен садоводческому или дачному товариществу либо приобретен ими, налоговая ставка и в том и в другом случае с учетом внесенных Законом N 216-ФЗ в ст. 394 НК РФ изменений должна применяться в размере, не превышающем 0,3%.
Пример 5.
Садоводческим товариществом "Строитель" приобретен земельный участок для ведения садоводства в сельской местности. Кадастровая стоимость земельного участка - 5000000 руб. Представительными органами муниципального образования установлена налоговая ставка за земли, приобретенные для ведения садоводства, в размере 0,3%. Кадастровый номер земельного участка - 14 : 02 : 000325 : 0325.
Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составит 15000 руб. (5 000 000 руб. х 0,3%).
Второй земельный участок приобретен садоводческим товариществом "Строитель" для ведения садоводства 10 марта текущего года. Его кадастровая стоимость - 6 000 000 руб. Налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных для ведения садоводства, установлена в размере 0,3%. Кадастровый номер земельного участка - 14 : 02 : 000325 : 0350.
При этом коэффициент К2 (коэффициент владения земельным участком в течение налогового периода) составит 0,83 (10 мес. : 12 мес.).
Сумма земельного налога по второму участку, подлежащая уплате в бюджет, составит 14940 руб. (6 000 000 руб. х 0,3% х 0,83).
Сумма земельного налога по двум земельным участкам составит 29 940 руб. (15 000 руб. + 14940 руб.).
Учитывая, что в ст. 394 НК РФ включено положение, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для личного подсобного хозяйства, рассмотрим порядок применения налоговой ставки по данным земельным участкам.
Под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.
При исчислении земельного налога нормы ст. 394 НК РФ с учетом внесенных Законом N 216-ФЗ изменений должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, то есть налоговая ставка в размере 0,3% применяется по приобретенным для ведения личного подсобного хозяйства земельным участкам.
Пример 6.
Собинову И.Д. предоставлен земельный участок площадью 1200 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства в сельском населенном пункте. Кадастровая стоимость земельного участка - 700 000 руб. Представительными органами муниципального образования налоговая ставка установлена за земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, в размере 0,3%. Кадастровый номер земельного участка - 55 : 11 : 000567 : 0211.
Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составит 2100 руб. (700 000 руб. х 0,3%).
Второй земельный участок площадью 1500 кв.м приобретен Собиновым И.Д. для ведения личного подсобного хозяйства 12 мая текущего года. Его кадастровая стоимость - 1000000 руб. В отношении земельных участков, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, налоговая ставка применяется в размере 0,3%. Кадастровый номер земельного участка - 55 : 11 : 000567 : 0302.
При этом коэффициент К2 (коэффициент владения земельным участком в течение налогового периода) составит 0,67 (8 мес. : 12 мес.).
Сумма земельного налога по второму участку, подлежащая уплате в бюджет, составит 2010 руб. (1 000 000 руб. х 0,3% х 0,67).
Сумма земельного налога по двум земельным участкам составит 4110 руб. (2100 руб. + 2010 руб.).
3. Определение налоговой базы по участкам, расположенным на
территории нескольких муниципальных образований
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
На основании ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения Государственной кадастровой оценки земель.
Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, при которых земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.
Поэтому в ст. 391 НК РФ включено Законом N 216-ФЗ положение о порядке определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
Так, предусмотрено, что налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), должна определяться по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). В отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налоговая база устанавливается как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.
Пример 7.
Земельный участок ОАО "Дружба", занятый линией электропередач, расположен на территории трех муниципальных образований. Кадастровая стоимость земельного участка - 20000 000 руб. По земельному участку, проходящему по первому муниципальному образованию, ОАО "Дружба" владеет 30%-й долей в праве на земельный участок, по второму муниципальному образованию - 50%-й долей, а по третьему - 20%-й долей.
Таким образом, налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом, расположенному на территории первого муниципального образования, равна 6 000 000 руб. (20000000 руб. х 30%), по земельному участку, расположенному на территории второго муниципального образования, - 10 000 000 руб. (20 000 000 руб. х 50%), по земельному участку, расположенному на территории третьего муниципального образования, - 4000000 руб. (20 000 000 руб. х 20%).
При этом сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей доли земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная доля земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.
Продолжение примера 7.
Представительные органы первого муниципального образования установили в отношении земельных участков, занятых линиями электропередачи, проходящими по территории данного муниципального образования, налоговую ставку в размере 1,5%, соответственно второго муниципального образования - в размере 1,4% и третьего муниципального образования - в размере 1,5%.
Рассчитаем сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.
Сумма земельного налога по земельному участку, занимаемому объектом, расположенным на территории первого муниципального образования, равна 90 000 руб. (6 000 000 руб. х 1,5%), по земельному участку, расположенному на территории второго муниципального образования, - 140 000 руб. (10 000 000 руб. х 1,4%), по земельному участку, расположенному на территории третьего муниципального образования, - 60 000 руб. (4 000 000 руб. х 1,5%).
Заключение о доле площади земельного участка, приходящейся на конкретное муниципальное образование, может быть дано территориальным органом Роснедвижимости на основании планово-картографического материала.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами муниципальных образований осуществляется ведение землеустроительной и градостроительной документации.
В целях реализации положения п. 12 ст. 396 НК РФ, в соответствии с которым органы муниципальных образований обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, Минфином России издан приказ от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и Рекомендаций по ее заполнению", согласно которому в сведениях, предоставляемых органами муниципальных образований, должна содержаться информация о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований, в частности площадь земельного участка, приходящаяся на территорию муниципального образования.
Таким образом, для получения информации о площади земельного участка, приходящейся на территорию соответствующего муниципального образования, налогоплательщик также может обратиться в органы местного самоуправления.
4. Применение коэффициентов при исчислении земельного налога по
земельным участкам, предоставленным для жилищного строительства
Одно из существенных изменений, внесенных Законом N 216-ФЗ в главу 31 НК РФ, связано с применением повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства.
В действующей редакции ст. 396 НК РФ содержится положение о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность вышеуказанными лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога (и авансовых платежей по нему) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В НК РФ также прописана норма о применении коэффициента 4 при исчислении земельного налога (авансовых платежей по нему) по земельным участкам, приобретенным в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, если период проектирования и строительства превышает трехлетний срок.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяется коэффициент 2 в течение периода строительства, превышающего десятилетний срок.
Однако период, с которого начинается применение вышеуказанных коэффициентов по землям, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства, действующей редакцией НК РФ не установлен. Это касается и земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства.
Как известно, права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.
Учитывая, что права на земельные участки должны регистрироваться, изменениями, внесенными Законом N 216-ФЗ в ст. 396 НК РФ, установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога производится с учетом повышающих коэффициентов начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки.
Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Если земельные участки приобретены (предоставлены) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога (авансовых платежей по нему) производится с учетом коэффициента 2 по истечении десяти лет с даты государственной регистрации прав на участки вплоть до государственной регистрации на построенный объект недвижимости.
В соответствии со ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства данного объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание этого объекта, является декларация об объекте недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, и содержащими описание такого объекта, являются технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию. Если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, то требуется разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на вышеуказанном земельном участке.
Рассмотрим на примере применение повышающего коэффициента начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок при исчислении земельного налога по земельным участкам, приобретенным в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Пример 8.
Организация приобрела в собственность земельный участок для осуществления жилищного строительства. Права на земельный участок зарегистрированы 1 января текущего года. Данная организация получила свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Кадастровая стоимость земельного участка - 9 000 000 руб. Ставка земельного налога установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит 54 000 руб. [(9 000 000 руб. х 0,3% х 2), где 2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данный земельный участок].
Если органы муниципального образования ввели авансовые платежи по земельному налогу, а земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период и права на него зарегистрированы не с начала года, то сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки, повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта недвижимости, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.
Пример 9.
Земельный участок приобретен в собственность организацией для жилищного строительства 7 марта текущего года, и права на данный земельный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 500 000 руб. Ставка земельного налога установлена в размере 0,3%. Организация должна уплатить авансовые платежи.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 12 450 руб. [(2 500 000 руб. х 0,3% х 0,83 х 2), где 0,83 - коэффициент, учитывающий период владения участком;
2 - коэффициент, применяемый в период строительства жилого объекта].
Для исчисления суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за I, II и III кварталы, коэффициент К2 (коэффициент, учитывающий период владения земельным участком) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
за I квартал = 0,33 (1 мес. : 3 мес.);
за II квартал = 0,67 (4 мес. : 6 мес.);
за III квартал = 0,78 (7 мес. : 9 мес.).
Авансовые платежи по земельному налогу по отчетным периодам с учетом применения повышающего коэффициента, применяемого в период строительства объекта на земельном участке, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком, составят:
за I квартал - 1238 руб. [0,25 х (2 500 000 руб. х 0,3% х 0,33 х 2)];
за II квартал - 2512 руб. [0,25 х (2 500 000 руб. х 0,3% х 0,67 х 2)];
за III квартал - 2925 руб. [0,25 х (2 500 000 руб. х 0, 3% х 0,78 х 2)].
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования срокам авансовые платежи по земельному налогу в размере 6675 руб. (1238 руб. + 2512 руб. + 2925 руб.).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 5775 руб. (12 450 руб. - 6675 руб.).
Если налогоплательщик приобрел два земельных участка, один из которых предназначен для жилищного строительства, то повышающий коэффициент, учитывающий период строительства объекта недвижимости, применяется только к земельному участку, предназначенному для жилищного строительства.
Пример 10.
Организация на земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения садоводства, занимается выращиванием садовых и овощных культур. Дополнительный земельный участок приобретен организацией 15 февраля текущего года для жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для садоводства, составляет 1 900 000 руб., ставка земельного налога установлена в муниципальном образовании, где находится данный земельный участок, в размере 0,15%.
Сумма земельного налога за земельный участок, предоставленный для садоводства, составит 2850 руб. (1 900 000 руб. х 0,15%).
Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, составляет 900 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит 4968 руб. [(900 000 руб. х 0,3% х 0,92 х 2), где 0,92 (11 мес. : 12 мес.) - коэффициент правообладания земельным участком (К2); 2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости].
По вопросу о применении повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога (авансовых платежей по нему), определенных нормами ст. 396 НК РФ с учетом внесенных Законом N 216-ФЗ изменений, следует отметить, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применение данных повышающих коэффициентов НК РФ не предусмотрено.
Пример 11.
Земельный участок приобретен в собственность организацией для индивидуального жилищного строительства 5 февраля текущего года, и права на данный земельный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка - 2400000 руб. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 6624 руб. [(2 400 000 руб. х 0,3% х 0,92), где 0,92 - коэффициент, учитывающий период владения участком].
5. Доведение до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости
земельных участков
Согласно действующей редакции п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. Таким образом, право устанавливать порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков предоставлено органам местного самоуправления.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге такой порядок устанавливают исполнительные органы государственной власти этих городов. И этим правом данные органы воспользовались по-разному.
Распоряжением Правительства Москвы от 04.04.2005 N 522-РП "О порядке доведения до сведения плательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков" установлено, что кадастровая стоимость земельных участков доводится до сведения плательщиков земельного налога Департаментом земельных ресурсов г. Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.10.2005 N 2150-рк "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков" определено, что информация о кадастровой стоимости земельных участков доводится Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга до сведения налогоплательщиков посредством:
- размещения перечней кадастровых кварталов с указанием кадастровой стоимости земельных участков в них на информационных стендах в районных отделах Комитета;
- передачи информации о кадастровой стоимости земельных участков в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга с указанием кадастровой стоимости земельных участков в них;
- ежегодной публикации информации о кадастровой стоимости участков в источниках официального опубликования нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге;
- размещения информации о кадастровой стоимости земельных участков на официальном сайте Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга;
- предоставления информации о кадастровой стоимости земельных участков по запросам физических и юридических лиц.
При этом предоставление информации о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется следующим образом.
Управление информационных технологий Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ежегодно производит передачу заполненных перечней кадастровых кварталов с указанием кадастровой стоимости земельных участков в них в соответствии с формой перечня кадастровых кварталов на территории внутригородских муниципальных образований города на бумажных носителях в диспетчерскую управления землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга для рассылки в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Управление информационных технологий ежегодно производит также передачу заполненных перечней кадастровых кварталов с указанием кадастровой стоимости земельных участков в них в соответствии с формой перечня кадастровых кварталов в районе в электронном виде в администрации районов города и районные отделы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ежегодно осуществляет рассылку перечней кадастровых кварталов с указанием кадастровой стоимости земельных участков в них в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Данное Управление и районные отделы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга выдают справку о кадастровой стоимости участка при обращении физических и юридических лиц.
Для получения справки о кадастровой стоимости земельного участка:
- физическое лицо подает в районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заявление по форме с указанием фамилии, имени, отчества; паспортных данных; идентификационного номера налогоплательщика; адреса места регистрации; кадастровых номеров земельных участков, по которым необходимо получить информацию о кадастровой стоимости. При этом приложением к заявлению является заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Для получения справки о кадастровой стоимости земельного участка уполномоченный представитель юридического лица подает в районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заявление по форме заявления юридических лиц, с обязательным указанием полного наименования юридического лица; идентификационного номера налогоплательщика; юридического адреса; кадастровых номеров земельных участков, по которым необходимо получить информацию о кадастровой стоимости. Приложением к заявлению является заверенная копия документа, подтверждающего право собственности или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица.
Районный отдел (управление землеустройства) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга осуществляет прием заявлений при наличии заверенной копии документа, подтверждающего право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга выдает справки о кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в ведении управления землеустройства Комитета или по указанию председателя (заместителей председателя) Комитета.
Районный отдел (управление землеустройства) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления с необходимыми приложениями изготавливает в двух экземплярах справку о кадастровой стоимости земельного участка, при этом выдает на руки налогоплательщику земельного налога первый экземпляр справки.
Муниципальные образования Московской области приняли другое решение по доведению вышеуказанных сведений до налогоплательщиков. Так, глава Чеховского муниципального района Московской области постановлением от 17.04.2006 N 345/8-1 "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории Чеховского муниципального района" утвердил Порядок доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории Чеховского муниципального района.
По установленному Порядку сведения о кадастровой стоимости предоставляются Чеховским отделом Управления Роснедвижимости по Московской области.
Для получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков заявители обращаются в администрацию Чеховского муниципального района с соответствующими документами, которые передаются в Управление налоговых платежей, где составляется реестр заявлений налогоплательщиков, обратившихся в течение дня, который передается не позднее следующего дня в Чеховский отдел Управления Роснедвижимости по Московской области. В свою очередь, Чеховский отдел Управления Роснедвижимости в течение трех дней с момента получения реестра заявлений готовит сведения о кадастровой стоимости земельных участков и передает их по реестру в Управление.
Заявители обращаются в назначенное время в Управление Роснедвижимости за готовыми сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, выдача которых производится:
- физическому лицу (либо его доверенному лицу) - после предъявления паспорта. Доверенные лица предъявляют доверенность, оформленную в простой письменной форме;
- юридическому лицу - его представитель должен предъявить паспорт; документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, - копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; документ, подтверждающий полномочия представителя данного лица; доверенность юридического лица.
Таким образом, каждым муниципальным образованием утвержден свой порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Изменение, внесенное в ст. 396 НК РФ Законом N 216-ФЗ, предусматривает, что определение порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством РФ. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков, которыми обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также налоговые органы, которым эти сведения предоставляются органами Роснедвижимости.
В настоящее время соответствующими ведомствами ведется работа по подготовке проекта постановления (распоряжения) Правительства РФ о порядке доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. Согласно данному проекту сведения о кадастровой стоимости земельных участков, используемые при исчислении суммы земельного налога, доводятся до налогоплательщиков территориальными органами Роснедвижимости в муниципальных образованиях через соответствующие официальные источники информации.
6. Уточнение отчетных периодов для организаций и индивидуальных
предпринимателей
Согласно действующей редакции п. 2 ст. 393 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и использующих принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 6 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода. При этом согласно п. 3 ст. 398 НК РФ расчеты сумм авансовых платежей по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Поэтому Законом N 216-ФЗ в п. 2 ст. 393 НК РФ внесены изменения, согласно которым отчетными периодами признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года, по истечении которых уплачиваются авансовые платежи.
Налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму авансовых платежей самостоятельно и представляют налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу в налоговые органы.
Фиксированная сумма авансового платежа рассчитывается в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и исчисление суммы авансовых платежей производится по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода.
Пример 12.
ОАО "Момент" уплачивает сумму авансовых платежей в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок, кадастровая стоимость которого 2600000 руб. Налоговая ставка равна 1,5%.
Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:
за I квартал - 9750 руб. [(2 600 000 руб. х 1,5%) х 0,25];
за II квартал - 9750 руб. [(2 600 000 руб. х 1,5%) х 0,25];
за III квартал - 9750 руб. [(2 600 000 руб. х 1,5%) х 0,25].
Всего в течение налогового периода ОАО "Момент" уплатит авансовые платежи в размере 29 250 руб. (9750 руб. + 9750 руб. + 9750 руб.).
Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и равна произведению соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки в случае установления одного авансового платежа и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.
Пример 13.
Земельный участок предоставлен Голикову Т.Э. для ведения садоводства. Кадастровая стоимость земельного участка - 780 000 руб. Представительными органами муниципального образования установлена налоговая ставка земельного налога в размере 0,3%. Для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, представительным органом муниципального образования предусмотрена уплата в течение налогового периода двух авансовых платежей.
Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составит 2340 руб. (780 000 руб. х 0,3%).
Рассчитаем суммы авансовых платежей, которые Голиков Т.Э. должен уплатить в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок, предоставленный ему для ведения садоводства.
Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:
по первому сроку платежа - 780 руб. [(780 000 руб. х 0,3%) : 3];
по второму сроку платежа - 780 руб. [(780 000 руб. х 0,3%) : 3].
Всего в течение налогового периода Голиков Т.Э. должен уплатить по установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования срокам сумму авансовых платежей в размере 1560 руб. (780 руб. + 780 руб.).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 780 руб. (2340 руб. - 1560 руб.).
Н.О. Трофимова
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1