г. Хабаровск |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А73-1895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.,
при участии в заседании:
от заместителя Дальневосточного транспортного прокурора: Кутепова М.С., представителя по доверенности от 17.09.2012 N 9-33-2012,
от Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы": Латаш О.В., представителя по доверенности от 30.01.2012 N 33,
от общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация Беркут": Рощина Д.И., представителя по доверенности 01.03.2012,
от Дальневосточного территориального управления Росграницы: представитель не явился,
от Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области": представитель не явился,
от Дальневосточного таможенного управления: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заместителя Дальневосточного транспортного прокурора на решение от 22.05.2012 по делу N А73-1895/2012 Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Бутковским А.В.,
по иску заместителя Дальневосточного транспортного прокурора
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", обществу с ограниченной ответственностью "Охранная организация Беркут"
о признании недействительным государственного контракта,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное территориальное управление Росграницы, Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области", Дальневосточное таможенное управление,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Дальневосточного транспортного прокурора (далее -прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ИНН 7709827266, ОГРН 1097746150292, далее - ФГКУ Росгранстрой) и обществу с ограниченной ответственностью "Охранная организация Беркут" (ИНН 2721142830, ОГРН 1062721097955, далее - ООО "ОО "Беркут") о признании недействительным государственного контракта N 54/11 на оказание услуг охраны зданий, сооружений и территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в с. Амурзет. заключенного между ответчиками.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дальневосточное территориальное управление Росграницы (ИНН 2721165309, ОГРН 1092721000822, далее - ДВТУ Росграницы), Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" (ИНН 2723073068, ОГРН 1052701307306, далее - ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО), Дальневосточное таможенное управление (ИНН 2540015492, ОГРН 1022502268887).
Решением от 22.05.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Прокурор, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 22.05.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указав в обоснование на несоответствие выводов, изложенных в оспариваемом решении, обстоятельствам дела, и на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, помещения, занимаемые подразделениями Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности, в структуру которой входят пограничные органы, относятся к объектам, подлежащим государственной охране, и не могут охраняться частными структурами, к которым относится ООО "ОО "Беркут"; суд первой инстанции неправомерно сослался в решении на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией" (далее - Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р), поскольку данное Распоряжение не регулирует вопросы государственной охраны и не конкретизирует положения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587).
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение от 22.05.2012 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представители ФГКУ Росгранстрой, ООО "ОО "Беркут", ДВТУ Росграницы выразили согласие с оспариваемым судебным актом, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указав доводы отзывов.
Представители ДВТУ Росграницы, ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, Дальневосточного таможенного управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", участия в судебном заседании не принимали.
Дальневосточное таможенное управление в представленном отзыве указало на невозможность заключения государственного контракта с Министерством внутренних дел России, поскольку спорные здания за таможенными органами не закреплены, ходатайствовало о рассмотрении дела в апелляционной инстанции в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1398-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано ФГКУ Росгранстрой.
Согласно указанному Распоряжению и разделу 1 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного Приказом ФГКУ Росгранстрой от 04.02.2009 N 6 (том 1, л.д. 127-143), учредителем ФГКУ Росгранстрой и собственником имущества является Правительство Российской Федерации.
Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ЕАО (далее - Росимущество) от 23.11.2009 N 106 и от 20.10.2010 N 104 из оперативного управления Биробиджанской таможни по актам приема-сдачи от 20.10.2010 изъяты и переданы в оперативное управление ФГКУ Росгранстрой следующие объекты: административное здание, 1-2 этажное, общая площадь 986,9 кв. м, инвентарный номер 496, литер А; бокс углубленного досмотра, одноэтажный, общая площадь 448,4 кв. м, инвентарный номер 496, литер Г; здание для осмотра автотранспорта, одноэтажное, общая площадь 150,5 кв. м, инвентарный номер 496, литер В, адрес объектов: ЕАО, Октябрьский район, с. Амурзет, ул. Ленина, д. 91, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.01.2011 N 79-АА 022707, от 16.11.2010 N 79-АА 018220, от 16.11.2010 N 79-АА 018217 (том 1, л.д. 22-24).
Между ФГКУ Росгранстрой (заказчик) и ООО "ОО "Беркут" (исполнитель) 31.12.2011 заключен государственный контракт N 54/11 с приложениями N 1-6 (том 1, л.д. 10-21).
В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанного контракта исполнитель обязался оказывать по заданию заказчика услуги по охране зданий, сооружений и территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенного по адресу: ЕАО, Октябрьский район, с. Амурзет, ул. Ленина, д. 91, а заказчик - оплачивать оказанные услуги на условиях, установленных данной сделкой. Срок действия контракта установлен с момента его заключения и до 31.12.2012 (пункт 1.3).
Согласно акту приема-передачи объектов пункта пропуска (приложение N 2, том 1, л.д. 17) заказчик сдал, а исполнитель принял следующие объекты: административное здание (кирпичное, два этажа), два здания для осмотра автотранспорта (металлические несущие конструкции, профнастил), бокс углубленного досмотра (металлические несущие конструкции, профнастил), хозяйственный корпус (кирпичное, два этажа), водонапорная башня (металлическая), дизельная электростанция (контейнерного типа).
К оказываемым на его основании охранным услугам в частности отнесены:
- обход территории пункта пропуска раз в 2 часа;
- контроль за соблюдением правил режима лицами, исполняющими свои функциональные обязанности на территории пункта пропуска;
- допуск на территорию пункта пропуска лиц, автотранспорта и груза, в соответствии с Приказом ДВТУ Росграницы от 27.12.2010 N 451-ОД "Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (далее - Приказ ДВТУ Росграницы от 27.12.2010 N 451-ОД) по постоянным, временным и разовым пропускам;
- организация и обеспечение охраны материальных ценностей Заказчика от расхищения и недопущение проникновения посторонних лиц на охраняемый объект;
- контроль ввоза и вывоза (вноса и выноса) материальных ценностей на охраняемый объект;
- контроль за лицами, автотранспортом и грузом, пересекающими государственную границу Российской Федерации в соответствии с Технологической схемой организации пропуска через государственную границу в смешанном пункте пропуска "Амурзет", осуществляют органы пограничного и таможенного контроля (приложения N 1 и N 5 к контракту, том 1, л.д. 16, 20).
Из паспорта смешанного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Амурзет (том 1, л.д. 25-42) следует, что в административном здании расположены служебные помещения таможенного и пограничного управлений, предназначенные для обеспечения исполнения ими функций таможенного и пограничного контроля.
Прокурор, полагая, что у ООО "ОО "Беркут" отсутствует право на оказание охранных услуг, поскольку здания, переданные ФГКУ Росгранстрой на праве оперативного управления, подлежат государственной охране, и соответственно государственный контракт от 31.12.2011 N 54/11 заключен с нарушением требований действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав представителей истца, ответчиков и третьего лица, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, поэтому споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1) охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На основании части 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 частная охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 1 указанного Перечня).
В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно части 4 данной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, то есть стороны не вправе заключать договор на условиях, противоречащих закону.
Из материалов дела следует, что здания, принадлежащие ФГКУ Росгранстрой на праве оперативного управления, являются федеральной собственностью и в них размещаются таможенные и пограничные органы, входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти - Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О федеральной таможенной службе", Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности").
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пунктом 2 Правил определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 253, предусмотрено, что под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля (пункт 4 вышеназванных Правил).
Таким образом, поскольку в зданиях, включенных в смешанный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Амурзет и переданных под охрану ООО "ОО "Беркут", размещены федеральные органы исполнительной власти, данные объекты, а также прилегающая к ним территория, отвечают критериям, установленным в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 перечня объектов, и в силу прямого указания закона подлежат государственной охране.
При указанных обстоятельствах оспариваемый государственный контракт от 31.12.2011 N 54/11, заключенный между ФГКУ Росгранстрой и ООО "ОО "Беркут" на оказание услуг по охране объектов, в силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ является недействительным, как противоречащим статье 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1.
Вывод суда первой инстанции о том, что объекты, закрепленные за ФГКУ Росгранстрой на праве оперативного управления, не относятся к объектам, подлежащим обязательной государственной охране в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку факт нахождения федерального имущества в оперативном управлении иного лица, не являющегося федеральным органом исполнительной власти, не распространяет охранную деятельность организаций на объекты, в которых размещены федеральные органы исполнительной власти.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба прокурора подлежит удовлетворению, а решение от 22.05.2012 в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 270 АПК РФ - отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации с ФГКУ Росгранстрой и ООО "ОО "Беркут" подлежит взысканию по 3 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе с каждого.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2012 по делу N А73-1895/2012 отменить.
Признать незаконным государственный контракт от 31.12.2011 N 54/11, заключенный между Федеральным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и обществом с ограниченной ответственностью "Охранная организация Беркут".
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ИНН 7709827266, ОГРН 1097746150292) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация Беркут" (ИНН 2721142830, ОГРН 1062721097955) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1895/2012
Истец: Заместитель Дальневосточного транспортного прокурора
Ответчик: ООО "Охранная организация "Беркут", ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации обьектов Росграницы" (ФКУ Росгранстрой), Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации обьектов Росграницы" (ФКУ Росгранстрой), Хабаровский филиал ФГКУ Росгранстрой, Хабаровский филиал Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы
Третье лицо: Дальневосточное таможенное управление, Дальневосточное территориальное управление Росграницы, Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области