г. Челябинск |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А76-6343/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Махровой Н.В., Логиновских Л.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шармановой М.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2012 по делу N А76-6343/2012 (судья Воронин А.Г.).
В заседании приняли участие представители:
ОАО "ММК" - Ботвинская О.А. (доверенность N 74АА0949637 от 10.01.2012),
ОАО "РЖД" - Минеева Н.А. (доверенность от 20.09.2011).
Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск (ОГРН 1027402166835) (далее - ОАО "ММК", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295) (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с исковым заявлением о взыскании пени за просрочку доставки груза 645 913 руб.. 92 коп.. (т. 1, л.д. 5-6).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.05.2012 (резолютивная часть от 24.05.2012) исковые требования ОАО "ММК" удовлетворены частично: в его пользу с ОАО "РЖД" взысканы пени 637 288 руб.. 23 коп.. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 15 705 руб.. 70 коп.. (т. 1, л.д. 95-127).
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просило решение суда отменить в части (т. 2, л.д. 4-5).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "РЖД" сослалось на то, что взыскание пени в размере 4477, 86 руб. по железнодорожной накладной N ЭЬ675452 неправомерно, поскольку с учетом договора N ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011, п.2.1, 5.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом вагон должен был находиться в пути следования 12 суток.
ОАО "ММК" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился. Решение суда посчитал законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Как следует из материалов дела, согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) маршрутной отправкой, прямое сообщение ЭЬ339716 к заявке N 0019542786 погрузка назначена на 23.07.2011; срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Ухта Северной железной дороги; Грузоотправитель - ООО "УхтаМеталлПереработка"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: способ определения массы - вагонные весы (50 кг) _1,5%; вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 226 км.
Сведения о вагоне: 65198046, провозная плата 88 200 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке -23.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.
Имеются особые заявления и отметки отправителя.
Отметки перевозчика: определение массы груза на вагонных весах 50 кг перевозчика (л.д. 15, 16).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 14 суток; нормативное время 7 суток (2 226 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 10 суток; 88 200 руб. Ч 9% Ч просрочка 4 суток = 31 752 руб.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ348753 по заявке N 19612042 погрузка груза назначена на 20.07.2011, срок доставки истекает 01.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Брянск-Льговский Московской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Вектор"; плательщик - ООО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 52819216, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 195 км; провозная плата 83 900 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения - 05.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 06.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 17).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 13 суток; нормативное время 7 суток (2 195 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 9 суток; 83 900 руб. Ч 9% Ч просрочка 4 суток = 30 204 руб.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ352694 по заявке N 0019551954 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Ухта Северной железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Сфера"; плательщик - ОАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: способ определения массы вагонные весы (50 кг) _1,5%; вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 226 км.
Сведения о вагоне 67022020, провозная плата 89 630 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя. Отметки перевозчика: определение массы груза на вагонных весах 50 кг перевозчика (л.д. 18).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 14 суток; нормативное время 7 суток (2 226 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 10 суток; 89 630 руб. Ч 9% Ч просрочка 4 суток = 32 266 руб. 80 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460402 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Полистил"; плательщик - ОАО "ММК"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 943 км
Сведения о вагоне 56808314, провозная плата 21 891 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 27.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 20).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ч 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб. Ч 9% Ч просрочка 5 суток = 9 850 руб. 95 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460534 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Полистил"; плательщик -ОАО "ММК"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 943 км Сведения о вагоне 56808363, провозная плата 21 891 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 27.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 21).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ч 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб. Ч 9% Ч просрочка 5 суток = 9 850 руб. 95 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460629 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Полистил"; плательщик - ОАО "ММК"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 943 км
Сведения о вагоне 56808488, провозная плата 21 891 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 27.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 22).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ч 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб. Ч 9% Ч просрочка 5 суток = 9 850 руб. 95 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ460817 срок доставки истекает 02.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Лысьва Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Полистил"; плательщик - ОАО "ММК"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 943 км Сведения о вагоне 56808207, провозная плата 21 891 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке -27.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011 (л.д. 23).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 4 суток (943 км ч 240 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 21 891 руб. Ч 9% Ч просрочка 5 суток = 9 850 руб. 95 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ481037 по заявке N 19600090 срок доставки истекает 03.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Нижний-Новгород-Московский Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Волга-Металл"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск- грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Вагон N 52979556, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: провозная плата 69 981 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 26.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 06.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 24).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 11 суток; нормативное время 8 суток; 69 981 руб. Ч 9% Ч просрочка 3 суток = 18 894 руб. 87 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ382472 по заявке N 0019622362 погрузка назначена на 24.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления -Печера Северной железной дороги; Грузоотправитель -ООО "Сфера"; плательщик -ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: вагонные весы (50 кг) _ 2%, масса определена: ЖД. Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 486 км.
Сведения о вагоне 56222169, провозная плата 94 001 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 24.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя. Отметки перевозчика: определение массы груза на вагонных весах 50 кг перевозчика (л.д. 25).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 13 суток; нормативное время 8 суток (2 486 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 11 суток; 94 001 руб. Ч 9% Ч просрочка 2 суток = 16 920 руб. 18 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ581985 по заявке N 0019644047 погрузка назначена 28.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Канаш Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Металлком"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск- грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 54147772, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: провозная плата 59 031 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения - 05.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 06.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 26).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 8 суток; нормативное время 7 суток; 5 903 руб. Ч 9% Ч просрочка 1 сутки = 531 руб. 27 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82). Вместе с тем 59 031 руб. Ч 9% Ч просрочка 1 сутки = 5 312 руб. 79 коп.
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ568026 по заявке N 19560889 срок доставки истекает 03.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - РЗД 132 км Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ОАО "РЖДстрой"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 55492508, скорость грузовая. Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 724 км, провозная плата 20 306 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 27).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 4 суток (724 км ч 240) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 20 306 руб. Ч 9% Ч просрочка 3 сутки = 5 482 руб. 62 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ584793 по заявке N 19641736 погрузка назначена на 28.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Чебоксары Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Металлком"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно- Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 55038806, скорость грузовая. Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 369 км, провозная плата 60 301 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 28).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 5 суток (1 369 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 60 301 руб. Ч 9% Ч просрочка 2 суток = 10 854 руб. 18 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ623672 по заявке N 0019636397 погрузка назначена на 29.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Каратун Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Строй-альянс"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: элеваторные весы _ 0,1%, масса определена: отправителем.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 1 106 км. Сведения о вагоне 56062771, провозная плата 52 988 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 29.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.
Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 29).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 4 суток (1 106 км ч 310 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 52 988 руб. Ч 9% Ч просрочка 3 суток = 14 306 руб. 76 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ543682 по заявке N 0019624886 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Чебоксары Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Металлком"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 67548768, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 369 км, провозная плата 58 662 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 30).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 5 суток (1 369 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 58 662 руб. Ч 9% Ч просрочка 2 суток = 10 559 руб. 16 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ543902 по заявке N 19641736 погрузка назначена на 28.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Чебоксары Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Металлком"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно- Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 55048870, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 369 км, провозная плата 60 536 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 31).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 5 суток (1 369 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 60 536 руб. Ч 9% Ч просрочка 2 суток = 10 896 руб. 48 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ552825 по заявке N 19529850 погрузка назначена на 18.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Татметлом"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 54133640, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 59 467 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика: срок доставки продлен по акту N 1/4008 (л.д. 32).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 10 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 59 467 руб. Ч 9% Ч просрочка 3 суток = 16 056 руб. 09 коп..
Акт N 1/4008 в материалы дела не представлен. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ551574 по заявке N 19529850 погрузка назначена на 18.07.2011, срок доставки истекает 04.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Татметлом"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 52791662, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 57 271 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 28.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.
Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика: срок доставки продлен по акту N 1/4009 (л.д. 33).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 10 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 59 467 руб. Ч 9% Ч просрочка 3 суток = 23 563 руб. 17 коп.. Ответчик заявил возражения (л.д. 60, 61) считает, что сумма пени составляет 15 463 руб. 17 коп.. Истец с расчетом ответчика согласился.
Принимая во внимание, что нормативное время 5 суток (1 294 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 59 467 руб. Ч 9% Ч просрочка 3 суток = 15 463 руб. 17 коп..
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ384250 по заявке N 0019599782 погрузка назначена на 25.07.2011, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Усинск Северной железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Холдинговая компания "Гера"; плательщик - ООО "Транссиб-Урал"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: вагонные весы (150 кг) _ 2%, масса определена: совместно.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 642 км. Сведения о вагоне 57953713, провозная плата 92 212 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 25.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя. Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 34).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 12 суток; нормативное время 9 суток (2 642 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 11 суток; 94 212 руб. Ч 9% Ч просрочка 1 сутки = 8 479 руб. 08 коп..
Ответчик заявил возражения (л.д. 60, 61) считает, что поскольку в накладной и дорожной ведомости имеются отметка о взвешивании на весах перевозчика, что также подтверждает акт общей формы N 1/6445 от 24.07.2011 (л.д. 64, 80), срок доставки подлежит увеличению на одни сутки на основании пункта 5.11 Правил исчисления сроков доставки, в связи с чем по указанной перевозке просрочка отсутствует.
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ633572, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Яничкино Московской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Вторчермет НЛКМ Центр"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 61589420, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 841 км, провозная плата 77 365 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 29.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 35).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 9 суток; нормативное время 6 суток (1 841 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 77 365 руб. Ч 9% Ч просрочка 1 сутки = 6 962 руб. 85 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ672188 по заявке N 19631705 погрузка назначена на 29.07.2011, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Броксталь"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 53475158, скорость грузовая. Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 56 394 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 30.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 36).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 8 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 56 394 руб. Ч 9% Ч просрочка 1 сутки = 5 075 руб. 46 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ672378 по заявке N 1965104 погрузка назначена на 29.07.2011, срок доставки истекает 06.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Йошкар-Ола Горьковской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Броксталь"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск- грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 55046999, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 294 км, провозная плата 57 712 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 30.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.
Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 37).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 8 суток; нормативное время 5 суток (1 294 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 57 712 руб. Ч 9% Ч просрочка 1 сутки = 5 194 руб. 08 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ675452 по заявке N 19575400, срок доставки истекает 09.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Осенцы Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Феррум"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 54147442, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику. Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 027 км, провозная
плата 49 754 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 31.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя: договор на увеличение сроков доставки ДЦСМ1/126-144-11 (л.д. 38).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 7 суток; нормативное время 4 суток (1 027 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 6 суток; 49 754 руб. Ч 9% Ч просрочка 1 сутки = 4 477 руб. 86 коп..
Ответчик заявил возражения (л.д. 60-62) считает, что договор между перевозчиком и грузоотправителем N ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011 увеличивает срок доставки груза на 4 суток (л.д. 65, 66), в связи с чем просрочка по данной перевозке отсутствует.
Согласно договору N ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Феррум" (грузоотправитель) перевозчик в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в связи с падением грузопотоков и увеличением времени на накоп.ление вагонов с грузами на станциях увеличивает срок доставки грузов, отправляемых со станции Осенцы Свердловской железной дороги на четверо суток.
Грузоотправитель при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставляет (указывает) номер договора и количество суток увеличения срока доставки.
Перевозчик (агент ЛАФТО) при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставляет (указывает) увеличение срока доставки.
Настоящий договор действует со дня подписания по 24.04.2012 и распространяется на отношения сторон, возникшие с 25.04.2012.
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ007698 по заявке N 19547595 погрузка назначена на 15.07.2011, срок доставки истекает 23.07.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Нижневартовск Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Профмет"; плательщик - ООО "ТрансСиб-Урал"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 58481177, скорость грузовая. Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки- ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 71 175 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 15.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 39).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 23 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 71 175 руб. Ч 9% Ч просрочка 15 суток = 96 086 руб. 25 коп. на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пеня составляет 71 175 руб.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ209760 по заявке N 0019535111 погрузка назначена на 20.07.2011, срок доставки истекает 30.07.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Плесецкая Северной железной дороги; Грузоотправитель - ООО "КТА-МЕТ"; плательщик - ООО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: на весах в движении _ 2%, масса определена: ЖД.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 324 км. Сведения о вагоне 58495730, провозная плата 87 360 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 20.07.2011; прибытие на станцию назначения - 05.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя. Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 40).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 16 суток; нормативное время 8 суток (2 324 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 10 суток; 87 360 руб. Ч 9% Ч просрочка 5 суток = 39 312 руб.. Ответчик возражений не завил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ197596 по заявке N 0019487194 погрузка назначена на 20.07.2011, срок доставки истекает 01.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Инта 2 Северной железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Сфера"; плательщик - ОАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы - динамическое измерение; срок доставки увеличивается на трое суток в соответствии с договором от 10.01.2011 N 7р12-494/11.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 674 км. Сведения о вагоне 68775527, провозная плата 95 841 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 21.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Особые заявления и отметки отправителя: Взвешивание в пути следования на станции Печера по договору N 7р12-494/11 от 10.01.2011 от 10.01.2011. Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 19).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 16 суток; нормативное время 9 суток (2 674 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 12 суток; 95 841 руб. Ч 9% Ч просрочка 4 суток = 34 502 руб. 76 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, прямое сообщение ЭЬ160412 по заявке N 0019487194 погрузка назначена на 19.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Инта 2 Северной железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Сфера"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику; способ определения массы: динамическое измерение; срок доставки увеличивается на трое суток на станции взвешивания Печера Северной железной дороги в соответствии с договором от 10.01.2011 N 7р12-494/11. масса определена: отправителем.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО; расстояние 2 674 км. Сведения о вагоне 52985470, провозная плата 95 841 руб.. Платежи внесены на станции отправления.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 20.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011.
Особые заявления и отметки отправителя: взвешивание в пути следования на станции Печера по договору N 7р12-494/11 от 10.01.2011. Отметки перевозчика отсутствуют (л.д. 41).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 17 суток; нормативное время 9 суток (2 674 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) = 11 суток; 95 841 руб. Ч 9% Ч просрочка 6 суток = 51 754 руб. 14 коп..
Ответчик заявил возражения (л.д. 61-63) считает, что договор N 7р12- 494/11 от 10.01.2011 и акт общей формы N 5/244 от 26.07.2011 (л.д. 67-71) подтверждают взвешивание вагона на вагонных весах 50 кг _ 2% на станции Печора, в связи с отсутствием весов на станции отправления.
Согласно договору N 7р12-494/11 от 10.01.2011 ОАО "РЖД" обязалось выполнить работы и оказать услуги, в том числе транспортно-экспедиционные, либо организовать выполнение работ на оказание услуг, в том числе транспортно-экспедиционные, связанные с перевозкой грузов. Порядок оказания услуг по взвешиванию груза в пути следования определен в приложении N 5.
Взвешивание груза (лом черных металлов) в вагоне, погруженного на станции Инта 2 Северной железной дороги (станция погрузки) производится на вагонных весах, принадлежащих ОАО "РЖД" (вагонные весы)в пути следования в попутном направлении на станции Печера Северной железной дороги (станция взвешивания).
К перевозке принимается груз, масса которого предварительно определена на динамометрических весах пользователя (ООО "Сфера") прошедших государственную поверку.
Оформление перевозочных документов производится с указанием массы груза, определенной пользователем в соответствии с Технологией предварительного определения массы груза, разработанной пользователем, согласованной начальником станции погрузки и утвержденной начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.
В графе "Особые заявления и отметки отправителя" оборотной стороны накладной пользователем делается отметка о взвешивании груза в пути следования с указанием станции взвешивания и номера настоящего договора.
Под наименованием груза в графе накладной "Наименование груза" делается отметка "Срок доставки груза увеличивается на время задержки вагона на станции взвешивания Печора согласно договору N 7р12-494/11 от 10.01.2011".
Акт общей формы ГУ-23, удостоверяющий факт, взвешивания груза, оформляется на станции взвешивания в четырех экземплярах (1 прикладывается к перевозочным документам и следует на станцию назначения; 2 остается в делах станции взвешивания; 3 для пользователя; 4 для агентства фирменного транспортного обслуживания - АФТО) станции взвешивания.
В акте указывается вес груза, а также факты обнаружения перегруза вагона сверх грузоподъемности вагона, время подачи вагона на дозировку, время его нахождения на дозировке и общее время задержки вагона на станции взвешивания.
Срок доставки груза увеличивается на все время задержки вагона на станции взвешивания на основании акта общей формы, составленного станцией взвешивания. О составлении акта общей формы ОАО "РЖД" в графе "Отметки перевозчика" оборотной стороны накладной делается отметка (л.д. 68-71).
На станции взвешивания Печера Северной железной дороги 26.07.2011 составлен акт общей формы N 5/244 (ГУ-23), вагон 52985470 по накладной ЭЬ160412 прошел взвешивание на вагонных весах 50 кг _ 2% (л.д. 67).
Следовательно, по рассматриваемой перевозке из расчета фактического времени в пути 17 суток; нормативного времени 9 суток (2 674 км ч 330 км) + 2 суток (пункт 5.1) + 1 сутки (пункт 5.11) = 12 суток; пени составляет 95 841 руб. Ч 9% Ч просрочка 5 суток = 43 128 руб. 45 коп.
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ357077 по заявке N 19613218 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Нижневартовск-1 Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Профмет"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 52792264, скорость грузовая. Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 71 749 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 42).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 15 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 71 749 руб. Ч 9% Ч просрочка 7 суток = 45 201 руб. 87 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ357305 по заявке N 19693625 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Нижневартовск-1 Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Профмет"; плательщик - ООО "ТрансСиб-Урал"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Вагон N 55037063, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 70 883 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 43).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 15 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 70 883 руб. Ч 9% Ч просрочка 7 суток = 44 656 руб. 29 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ357499 по заявке N 19593625 погрузка назначена на 23.07.2011, срок доставки истекает 31.07.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Нижневартовск-1 Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ЗАО "Профмет"; плательщик - ООО "ТрансСиб-Урал"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК".
Вагон N 53552295, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 753 км, провозная плата 71 175 руб..
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 23.07.2011; прибытие на станцию назначения - 07.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя и отметки перевозчика (л.д. 44).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 15 суток; нормативное время 6 суток (1 753 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 8 суток; 71 175 руб. Ч 9% Ч просрочка 7 суток = 44 840 руб. 25 коп.. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Согласно транспортной железнодорожной накладной ЭЬ374934 по заявке N 19570922, срок доставки истекает 01.08.2011; перевозчик ОАО "РЖД"; станция отправления - Соликамск Свердловской железной дороги; Грузоотправитель - ООО "Профит-Втормет"; плательщик - ЗАО "Профтранс"; станция назначения - Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги; грузополучатель - ОАО "ММК". Вагон N 52792082, скорость грузовая.
Сведения о грузе: вагон не принадлежит перевозчику.
Тарифные отметки: вид отправки - ВО, расстояние 1 269 км, провозная плата 56 835 руб.
Календарные штемпеля: оформление приема груза к перевозке - 24.07.2011; прибытие на станцию назначения - 06.08.2011; оригинал накладной выдан грузополучателю - 07.08.2011. Имеются особые заявления и отметки отправителя (л.д. 445).
Согласно расчету истца фактическое время в пути 13 суток; нормативное время 5 суток (1 269 км ч 310) + 2 суток (пункт 5.1) = 7 суток; 56 835 руб. Ч 9% Ч просрочка 5 суток = 30 690 руб. 90 коп. Ответчик возражений не заявил (л.д. 82).
Истец в претензии N юр-40859 от 10.08.2011 сообщил ответчику, что в соответствии с приведенным расчетом начислены пени в размере 1 349 613 руб. 78 коп. за просрочку доставки груза, согласно приложенным к претензии железнодорожным накладными и потребовал в течение тридцати дней со дня получения претензии перечислить пени (л.д. 12, 13).
Ответчик в письме от 08.09.2011 N ЮУТЦФТОУК-2/4-546 ЕАСАПР-11/987 в ответ на претензию N юр-40859 об уплате пени за просрочку доставки грузов на сумму 1 349 613 руб. 78 коп., сообщил истцу, что решение по данной претензии будет принято судебными органами в установленном порядке, в соответствии со статьей 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (л.д. 14).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что по представленным в материалы дела железнодорожным накладным ответчик допустил просрочку доставки грузов (л.д. 15-45). При указанных обстоятельствах истец обоснованно начислил пени на общую сумму 637 288 руб. 23 коп.
Решение суда ответчиком обжалуется в части взыскания пени за просрочку доставки грузов по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ675452.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции в отношении обжалуемой части решения пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составленной и выданной отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В силу ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузы считаются доставленными в срок, если: до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей. В случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно пункту 3 "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, сроки доставки грузов групповыми отправками исчисляются исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок".
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, установлены нормы суточного пробега вагонов при перевозке грузовой скоростью повагонных, контейнерных и мелких отправок в зависимости от расстояния.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Пункт 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом устанавливает, что срок доставки грузов, исчисленных исходя из норм суточного пробега, увеличивается на 2-е суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1).
Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Из железнодорожной накладной N ЭЬ675452 (т. 1 л.д. 38) следует, что в графе "срок доставки истекает" указана дата 09.08.2011, фактически вагон прибыл 07.08.2011.
Исходя из Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, нормативный срок доставки по спорной отправке составляет: 1027 км: 310 км = 3, 31. Согласно п. 2 указанных Правил, неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные, расчетное время - московское. Таким образом, нормативный срок по железнодорожной накладной N ЭЬ675452 - 4 суток.
При таких обстоятельствах с учетом Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом вагон по спорной накладной должен находиться в пути следования: 4 суток (нормативный срок) + 2 суток (отправление/прибытие) = 6 суток.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены названными Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Как видно из материалов дела, по договору N ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Феррум" (грузоотправитель) перевозчик в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в связи с падением грузопотоков и увеличением времени на накопление вагонов с грузами на станциях увеличивает срок доставки грузов, отправляемых со станции Осенцы Свердловской железной дороги на четверо суток (т.1 л.д. 65, 66).
Грузоотправитель при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставляет (указывает) номер договора и количество суток увеличения срока доставки.
Перевозчик (агент ЛАФТО) при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставляет (указывает) увеличение срока доставки.
В железнодорожной накладной N ЭЬ675452 в графе "Особые заявления и отметки отправителя" имеется ссылка на договор на увеличение срока доставки N ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011.
Поскольку иной срок доставки грузов определен грузоотправителем и перевозчиком в договоре N ДЦСМ-1/126-144-11 от 25.04.2011, с учетом того, что ссылка на данный договор имеется в железнодорожной накладной N ЭЬ675452, суд апелляционной инстанции считает, что грузоотправителем и перевозчиком сроки доставки грузов с увеличением на 4 суток, согласованы.
В связи с указанным вывод суда первой инстанции о том, что в железнодорожной накладной N ЭЬ675452 в графе "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправителем не указан иной срок доставки груза, согласованный с грузополучателем, является ошибочным. По смыслу п.11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом согласование договора об увеличении срока доставки груза с грузополучателем не требуется. При этом по смыслу данного пункта отметка в графе "Особые заявления и отметки отправителя" делается о заключении договора, предусматривающего иные, чем определены Правилами, сроки доставки грузов, а не о самих увеличенных сроках.
На основании изложенного срок доставки грузов по железнодорожной накладной N ЭЬ675452 с учетом договорного увеличения составляет 10 суток.
Поскольку вагон находился в пути 7 суток, следовательно, просрочка доставки груза отсутствует, взыскание пени в размере 4 477, 86 руб. является неправомерным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными, а решение суда - подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2012 по делу N А76-6343/2012 изменить.
Изложить резолютивную часть решения от 31.05.2012 в следующей редакции:
"Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" пени 632 810, 37 руб., а также судебные расходы, связанные с уплатой истцом государственной пошлины за подачу иска в арбитражный суд 15 595 руб. 35 коп.
В остальной части иска отказать.
Возвратить истцу, открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 162 руб".
Взыскать с открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А.Карпусенко |
Судьи |
Н.В.Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6343/2012
Истец: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала ЮУЖД, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице филиала ЮУЖД