На основании распоряжения собственника федерального имущества в лице Минимущества России и его территориальных управлений унитарное предприятие наделяется правом хозяйственного ведения на имущество, ранее правомерно изъятое у предыдущих балансодержателей. При этом изъятие имущества у предыдущих балансодержателей и его закрепление за унитарным предприятием происходит без изменения собственника.
По какой стоимости унитарное предприятие должно принимать это имущество к налоговому учету?
Деятельность унитарных предприятий регламентируется ст. 214, 294 и 295 ГК РФ и Законом N 161-ФЗ.
Из положений вышеуказанных законодательных актов следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.
Согласно законодательству хозяйственное ведение - это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества.
Из положений Закона N 161-ФЗ следует, что сведения о составе и стоимости имущества, предназначенного для закрепления за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, отражаются в учредительных документах такого предприятия (взнос в уставный фонд) и в установленном порядке представляются для государственной регистрации унитарного предприятия при его создании либо при увеличении уставного фонда унитарного предприятия.
Статьей 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, и, в частности, определено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 Закона N 161-ФЗ.
Таким образом, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения федеральное имущество не является безвозмездно полученным и соответственно не может рассматриваться таковым в целях определения его налоговой учетной стоимости и начисления амортизации согласно ст. 257 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации унитарное предприятие должно принять амортизируемое имущество к налоговому учету по остаточной стоимости, отраженной предыдущим балансодержателем в акте приема-передачи основных средств по унифицированной форме, оформленном в соответствии с установленным порядком.
При этом срок полезного использования объекта амортизируемого имущества устанавливается в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 259 НК РФ, как определенный предыдущим балансодержателем этого основного средства срок его полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим балансодержателем.
Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 ноября 2007 г.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1