город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2012 г. |
дело N А32-8895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В.
судей М.Г. Величко, Ю.И. Барановой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисяном Д.С.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Хоста": представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар": Полищук С.В., паспорт, доверенность N 10 от 10 января 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хоста"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.07.2012 по делу N А32-8895/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хоста"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар"
об урегулировании разногласий при заключении договора,
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хоста" (далее - ООО "Хоста", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа N 25-4-01344/12 от 17 ноября 2011 года, определив пункты 2.2, 3.3, 3.5, 3.9, 4.17, 5.3.2 указанного договора в редакции истца, изложенной в протоколе разногласий от 5 декабря 2011 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июля 2012 года абзац 1 пункта 2.2 раздела 2, абзацы 4,5 пункта 3.3, пункт 3.5, 4 абзац пункта 3.9 раздела 3, абзац 3 пункта 4.17 раздела 4, пункт 5.3.2 раздела 5 проекта договора поставки газа N 25-4-01344/12 от 17 ноября 2011 года изложены в редакции ООО " Газпром межрегионгаз Краснодар".
ООО "Хоста" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца об определении пунктов 2.2,3.3, 3.5, 3.9, 4.17,5.3.2 договора поставки газа 25-4-01344/12 от 17 ноября 2011 года в редакции, изложенной ООО "Хоста" в протоколе разногласий от 05 декабря 2011 года. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Заявитель указывает, что пункт 2.1 договора в редакции поставщика предусматривает поставку газа в объеме, равном объему газа, поставляемого в соответствии с ранее заключенным договором - 3 395,000 тыс. м. куб. Однако покупателю необходим значительно больший объем газа - 16 000,000 тыс.м.куб., что подтверждается направленной в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" года заявкой и не противоречит требованиям действующего законодательства РФ. Ответчиком не доказана невозможность поставки газа в предложенном истцом объеме, не представлены сведения о распределении доведенных объемов газа между потребителями Краснодарского края в 2007-2010 годах. Отсутствуют сведения, позволяющие установить, что объемы газа между потребителями распределены без ущемления интересов истца. Вывод суда первой инстанции о том, что абзацы 3 и 4 пункта 3.3 договора соответствует действующему законодательству, является необоснованным, поскольку действующее законодательство допускает возможность неравномерного отбора газа котельными и тепловыми электростанциями в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения. Пункт 3.5 спорного договора в редакции ответчика не содержит обязательных требований Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 5 февраля 1998 года, что может привести к неоднозначному толкованию содержания выраженного в нем условия и привести к необоснованному приостановлению подачи теплоносителя (отопления и горячей воды) населению двух микрорайонов города Сочи. Абзац 4 пункта 3.9 договора в редакции ответчика подлежит исключению как противоречащий указанным правилам, а равно иным нормативным актам, которые не представляют ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" или иным, установленным им лицам, право ограничивать подачу газа при невыполнении покупателем требования указанных лиц о переводе на резервные виды топлива. Установленная судом первой инстанции редакция абзаца 3 пункта 4.17 договора исключает право ООО "Хоста" оспаривать объем переданного последнему газа в судебном порядке. Формулировка пункта 5.3.2 договора поставки газа, принятая судом первой инстанции, не отвечает требованию правовой определенности, что является недопустимым.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Истец, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Закона N 69-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор поставки газа отнесен к публичному договору, которым признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
На основании пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа).
В силу абзаца 2 пункта 11 Правил поставки газа при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.
Как видно из материалов дела, проект договора поставки газа 25 ноября 2011 года в адрес ООО "Хоста" (покупателя) от ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (поставщик) поступила оферта на заключение договора поставки газа в виде проекта договора N 25-4-01344/12 от 17 ноября 2011 года.
Истец подписал представленный ответчиком проект договора поставки газа с протоколом разногласий, в котором предложил поставщику свои редакции пунктов 2.2, 3.3, 3.5, 3.9, 4.17, 5.3.2.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" направило в адрес истца протокол согласования разногласий к договору, в котором предложило спорные пункты оставить в редакции ответчика.
В связи с не достижением соглашения по указанным условиям истец обратился в суд с иском по настоящему делу.
Оценив довод апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции в части определения пункта 2.2 спорного договора в редакции ответчика, апелляционный суд установил следующее.
По пункту 2.2 спорного договора истец требует увеличить объем поставки газа с 3 395,000 тыс.м.куб. до 16 000,000 тыс.м.куб.
Как следует из пункта 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333, (далее - Основные положения), оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для конечных потребителей, приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Пункт 15.3 Основных положений предусматривает, что поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
В соответствии с требованиями пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.07.2007 N 155-э утверждено Положение об особенностях определения объема газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.
Вышеуказанное Положение устанавливает, что принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам поставки газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом предусмотренного договором календарного графика поставки газа.
Согласно указанным нормативным актам по регулируемым (оптовым) ценам оплачиваются объемы газа, зафиксированные в договорах поставки газа на 2007 год. Превышающие этот уровень объемы газа оплачиваются по правилам, установленными названными положениями. Стороны согласовали в договоре на 2007 год поставку газа в объеме 3 395,000 тыс. куб.м, изменения в договор в этой части не вносились. Факт потребления истцом в 2007-2010 годах газа в объеме, сверх установленного договором, и оплата его без повышающих коэффициентов не свидетельствует о достижении сторонами соглашения об изменении договорного объема.
Позиция истца обоснована тем, что ему необходим значительно больший объем газа 16 000,000 тыс. м.куб. Истец, требуя увеличить объем поставки газа по спорному договору, преследует цель получить больший, чем допускает действующее законодательство, объем газа по регулируемой цене.
Установленный в договоре поставки газа ежегодный договорной объем поставки газа соответствует, установленному данному предприятию на 2007-2010 года, что подтверждено заключенными договорами и соответствует пункту 15.3 Основных положений в редакции Постановления Правительства РФ от 28 мая 2007 года N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ", согласно которому поставщики реализуют газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г. (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Учитывая изложенное, предложенная ответчиком редакция пункта 2.2 спорного договора предусматривает продажу оговоренных в нем объемов газа по регулируемым ценам. Истец же, настаивая на включении в этот же договор объемов газа, превышающих базовые объемы 2007 г., не предложил увеличить объем газа свыше 2007 г. по ценам, определяемым соглашением сторон, в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен согласно пункту 15.1 Основных положений.
В силу изложенного предложенная ответчиком редакция пункта 2.2 в части объема подлежащего поставке газа соответствует условиям ценообразования, изложенным в Основных положениях.
В предмет иска по настоящему делу входит требование об исключении из спорного договора абзацев 3,4 пункта 3.3 договора. Между тем, из правовой позиции сторон следует, что фактически предметом спора являются абзацы 4, 5 пункта 3.3 договора, в соответствии с которыми невыбранные объемы газа в последующие периоды поставке не подлежат и отражаются в месячном акте поданного-принятого газа (абзац 4), покупатель вправе до 20 числа месяца поставки газа направить поставщику письменную заявку на уменьшение месячных договорных объемов поставки газа текущего месяца. В случае не направлеия поставщиком покупателю ответа на полученную заявку об уменьшении месячного договорного объема поставки газа до конца текущего месяца, заявка покупателя считается принятой поставщиком и договорный объем газа, установленный покупателю на текущий месяц, считается скорректированным согласно поданной заявке покупателя. При этом дополнительное соглашение об уменьшении объема газа к договору не оформляется (абзац 5).
Требование истца об исключении указанных условий из договора мотивировано тем, что истец как субъект, приобретающий газ для оказания гражданам коммунально-бытовых услуг по горячему водоснабжению, отоплению и электроснабжению, относится к категории потребителей, в отношении которых допускается неравномерность поставки газа. Данный довод положен также в обоснование требования об исключении из договора пункта 3.5 договора, в соответствии с которым при перерасходе покупателем газа свыше суточной нормы поставки поставщик вправе проводить принудительное ограничение поставки до объема потребления, обеспечивающего по итогам месяца соответствие поставки газа месячным договорным объемам, по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 12, 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа. в при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику. В силу пункта 14 Правил поставки газа неравномерность поставки газа по месяцам допускается только при поставках его на коммунально-бытовые нужды, для населения и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что содержание абзацев 4,5 пункта 3.3, пункта 3.5 договора в редакции ответчика не исключает в предусмотренных пунктом 14 Правил поставки газа случаях запрет на ограничение поставки газа в случае его неравномерного потребления на коммунально-бытовые нужды, для населения и для котельных.
Требование истца об исключении из пункта 3.9 договора абзаца 4, согласно которому при невыполнении покупателем требования поставщика о переводе на резервные виды топлива поставщик либо ГРО и/или Трансгаз (по указанию поставщика) проводит принудительное ограничение поставки газа до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", мотивировано тем, что это условие противоречит Правилам поставки газа.
Данный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Указанное условие находится в системной взаимосвязи с абзацами 1-3 пункта 3.9 договора, в соответствии с которыми если в оформленном разрешении на использование газа в качестве топлива предусмотрена необходимость наличия резервного топлива, покупатель обязуется: - обеспечить наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств, а также переход на резервные виды топлива, альтернативные газу и представлять поставщику информацию о наличии резервного топлива 1-го и 15-го числа каждого месяца; - обеспечить по распоряжению ЦПДД ОАО "Газпром" перевод газопотребляющих установок на резервные виды топлива, альтернативные газу, в соответствии с утвержденными в администрациях субъектов РФ графиками (графиком N 1 - "График перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях" и графиком N 2 - "График аварийного ограничения подачи природного газа потребителям"). Указанные графики вводятся по распоряжению ЦПДД ОАО "Газпром" и доводятся до покупателя поставщиком.
Данные условия договора истцом не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 448 от 16 декабря 2002 года "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются "Графиками перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях" (далее - "Графики перевода"). "Графики перевода" разрабатываются региональными газовыми компаниями, филиалами ООО "Межрегионгаз", газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 448 от 16 декабря 2002 года "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" в "Графики перевода" включаются все организации, обязанные иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным им топливным режимам. В них указываются: наименование организаций, их местонахождение, среднесуточные объемы газопотребления этих организаций, объемы высвобождаемого организацией газа за счет перевода оборудования на резервные виды топлива, технологическая броня газопотребления, вид резервного топлива, емкость хранилищ, состав оборудования, переводимого на резервные виды топлива, время перевода этого оборудования на резервное топливо и продолжительность работы организации на резервном топливе при разовом заполнении хранилищ. "Графики перевода" доводятся до всех организаций, включенных в них. В соответствии с Правилами поставки газа органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают "Графики перевода" и порядок ввода этих графиков в действие.
В соответствии с пунктом 3 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 448 от 16 декабря 2002 года "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", организации, включенные в "Графики перевода", при введении их в действие должны снизить суточный расход газа до установленных суточных норм. При невыполнении этого требования региональная газовая компания, филиал ООО "Межрегионгаз", газотранспортная или газораспределительная организация имеет право проводить принудительное ограничение поставки газа до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказ Министерства энергетики Российской Федерации N 448 от 16 декабря 2002 года "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2003 года и опубликован в Российской газете N 30 от 15 февраля 2003 года, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 13 от 31 марта 2003 года.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы о том, что условие абзаца 4 пункта 3.9 спорного договора в редакции ответчика не соответствует действующим нормативным правовым актам, подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы о незаконности абзаца 3 пункта 4.17 договора в редакции ответчика по причине того, что он не предусматривает возможность оспаривания истцом объемов переданного газа, подлежит отклонению, поскольку не указание в тексте гражданско-правового договора на возможность судебной защиты не может рассматриваться как ограничение права на судебную защиту, поскольку последнее возникает не в силу выраженного договором волеизъявления сторон, а является гарантированным Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ элементом правового статуса субъектов гражданского оборота.
Истец просит исключить из договора пункт 5.3.2, которым на основании пункта 17 Правил поставки газа предусмотрена оплата газа при его перерасходе без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией с применением коэффициентов: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1 и с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Данное условие не исключает применение нормы абзаца четвертого пункта 17 Правил поставки газа, в соответствии с которым указанные коэффициенты не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями. Данное условие не является основанием возложения на истца обязанности по оплате дополнительно отобранного им объема газа сверх установленного договором в той части газа, который потреблен истцом как коммунально-бытовым потребителем.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушений процессуального права, определенных частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июля 2012 года по делу N А32-8895/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8895/2012
Истец: ООО "Хоста"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар"