г. Пермь |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А71-5748/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя, ООО "Рубин", - Жещук С.Ю., доверенность от 26.03.2012,
от ответчика, Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск", - не явились,
от третьих лиц, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица,
Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 25 июня 2012 года
по делу N А71-5748/2012,
вынесенное судьей Е.В. Коньковой,
по заявлению ООО "Рубин" (ОГРН 1021801586674, ИНН 1833009970)
к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "город Ижевск"
третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
о признании незаконным бездействия и возложении обязанности согласовать место размещения объекта, выдать акт выбора земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка,
установил:
ООО "Рубин" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "город Ижевск" (далее - ответчик) об обязании администрации согласовать место размещения объекта - минимаркета смешанных товаров с офисными помещениями в 15 метрах на восток от жилого дома N 395 по улице Карла Маркса в Октябрьском районе города Ижевска, выдать акт выбора земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования "город Ижевск" (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 25 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск", г.Ижевск, выраженное в непринятии решения по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Рубин", г.Ижевск от 26 декабря 2008 года. На Муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования "город Ижевск" возложена обязанность согласовать место размещения объекта - минимаркета смешанных товаров с офисными помещениями в 15 метрах на восток от жилого дома N 395 по улице Карла Маркса в Октябрьском районе города Ижевска, выдать акт выбора земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования "город Ижевск".
Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск" с решением суда от 25 июня 2012 года не согласно, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе указывает, что несогласно с выводом о наличии бездействия со стороны Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск". Ссылается на письмо N 01-06/111 от 19.01.2009 в ответ на обращение ООО "Рубин". После предоставления технико-экономического обоснования заявление ООО "Рубин" направлено на согласование в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска для дальнейшего рассмотрения на заседании Комиссии. Необходимость проведения публичных слушаний вызвана замечаниями при согласовании. При этом результаты публичных слушаний не являются основанием последующего предоставления земельного участка. Письмом от 28.12.2011 N 0119-6292 ООО "Рубин" отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на торги. Приводит положения Земельного кодекса Российской Федерации. Отмечает тот факт, что Комиссией по землепользованию и застройке г.Ижевска решений о предоставлении земельного участка не принималось. В связи с чем, у Администрации не возникло обязанности в предоставлении земельного участка.
ООО "Рубин" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает, что с вынесенным решением полностью согласно, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Представитель ООО "Рубин" в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Рубин" письмом от 26 декабря 2008 года исх. N 26-12/01 обратилось в администрацию и Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска с заявлением о выделении земельного участка для проектирования и строительства минимаркета смешанных товаров с офисными помещениями в 15 метрах на восток от жилого дома N 395 по улице Карла Маркса в Октябрьском районе города Ижевска, с приложением ситуационного плана.
05 февраля 2009 года Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска обратилось в адрес администрации с просьбой рассмотреть на заседании комиссии по выбору земельных участков заявление ООО "Рубин".
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска впоследствии также обращалось к администрации с письмами исх. N 01-05/2637 от 29.07.2010, исх. N 01-05/2760 от 09.08.2010 о необходимости рассмотрения на заседании комиссии по выбору земельных участков заявления ООО "Рубин" о размещении минимаркета.
24 августа 2008 года администрация разместила на официальном источнике средств массовой информации - газете "Известия Удмуртской Республики" публикацию о предоставлении земельного участка для строительства минимаркета.
13 октября 2010 года на заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска принято решение о поручении Администрации Октябрьского района города Ижевска провести публичные слушания по вопросу размещения вышеуказанного объекта на испрашиваемом земельном участке, что подтверждается протоколом N 16 от 13 октября 2010 года.
В соответствии с постановлениями главы муниципального образования "город Ижевск" от 10 марта 2011 года N 111 и от 04 апреля 2011 года N 275 публичные слушания были назначены, организованы и проведены 31 мая 2011 года.
Положительное заключение по результатам публичных слушаний утверждено распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска от 03 июня 2011 года N 890.
07 октября 2011 года ООО "Рубин" повторно обратилось с заявлением рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка.
В ответ на данное заявление администрация указала на возможность приобретения испрашиваемого земельного участка только по результатам торгов согласно решению Городской думы города Ижевска от 17 февраля 2011 года N 55.
Полагая, что бездействие Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск" является незаконным, ООО "Рубин" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован ст.ст.30,31,32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
3) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
По правилам п.п.1,2,5,6 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу п.1 ст.32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В рамках настоящего дела заявителем оспаривается бездействие Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск", выраженное в непринятии решения по заявлению общества от 26 декабря 2008 года.
Согласно ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии бездействия со стороны Администрации, поскольку доказательства рассмотрения заявления от 26.12.2008 в соответствии с вышеназванными нормами права в материалах дела отсутствуют (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, учитывая предусмотренный ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок в три месяца и регламентированную Земельным кодексом Российской Федерации процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, суд апелляционной инстанции констатирует пропуск заявителем предусмотренного ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.
Доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
Пропуск заявителем предусмотренного ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, что соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О.
Кроме того, из материалов дела следует, что в ответ на повторное заявление ООО "Рубин" администрация ответила отказом в письме от 28.12.2011 N 01-1906292 и указала на возможность приобретения испрашиваемого земельного участка только по результатам торгов согласно решению Городской думы города Ижевска от 17 февраля 2011 года N 55.
Таким образом, признанием бездействия незаконным не могут быть восстановлены права заявителя при наличии неоспоренного в установленном законом порядке отказа в предоставлении земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на истца в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2012 по делу N А71-5748/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ООО "Рубин" в федеральный бюджет государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. (одна тысяча рублей).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5748/2012
Истец: ООО "Рубин"
Ответчик: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск"
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, Управление земельных ресурсов и землеустройства Адм-ции г. Ижевска