"Упрощенные" расходы: перечень расширился
Компании-"упрощенцы", которые выбрали объект налогообложения "доходы минус расходы", могут учитывать далеко не все затраты. Но с 1 января 2008 года их перечень станет больше. Рассмотрим, какие изменения произойдут и когда их можно будет применять.
Итак, с нового года компании и предприниматели дополнительно смогут уменьшить полученные доходы на три вида новых расходов. Это затраты, связанные с основными средствами (по их достройке, дооборудованию и т.д.), обслуживанием контрольно-кассовой техники, вывозом бытовых отходов.
Кроме того, расходы, связанные с покупкой товаров, можно будет списать на затраты сразу. Будет не важно, продала компания те или иные товары или нет. Конечно при условии, что подобные издержки были оплачены.
Расходы по основным средствам
Итак, фирмы получили право учесть в составе налоговых расходов затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. До недавнего времени финансисты это запрещали. В расходы включали только сумму ремонтных работ. А перечисленные траты к ремонтным не относят.*(1)
Многие фирмы, чтобы, например, списать услуги по реконструкции - выдавали их за ремонтные. Для этого во всех первичных документах, начиная с договора, их так и называли. Теперь надобность в подобных ухищрениях отпадет.
Подобные расходы списывают в момент ввода в эксплуатацию обновленного объекта. При этом все работы должны быть полностью оплачены. Если необходима государственная регистрация прав на тот или иной объект, то затраты списывают после подачи документов на регистрацию. В течение налогового периода их учитывают равными долями. То есть, если реконструируемые основные средства были введены в эксплуатацию в январе, то в каждом квартале текущего года в расходы включают по Ул от стоимости его реконструкции. По сути данные затраты списывают в том же порядке, что и сами основные средства. Как поступить в ситуации, когда, например, реконструкции или модернизации подвергнуто основное средство, которое уже введено в эксплуатацию или списано в налоговом учете "упрощенца"? К примеру, имущество куплено в 2007, а его реконструкция проведена в 2009 году. На наш взгляд в данном случае ничего не меняется. Эти затраты отражают в том же порядке, о котором мы уже сказали. То есть в размере Ул после завершения работ и их оплаты. Налоговый кодекс фактически не "увязывает" упомянутые расходы с самим основным средством. Хотя вполне возможно, что по этому вопросу финансовое ведомство займет противоположную позицию.
В случае продажи основного средства до истечения трех лет с момента учета расходов на его обновление, налоговую базу за весь период использования этого имущества придется пересчитать в сторону увеличения. Проще говоря, предполагается, что компания была не вправе отражать данные расходы в налоговых затратах. В итоге фирме надо будет уплатить дополнительную сумму единого налога и пени. Как же провести перерасчет? Налоговая служба считает, что компания обязана внести изменения в декларации за предыдущие отчетные периоды. К "уточненкам" следует приложить бухгалтерскую справку-расчет, которая объясняет причину изменений. Исправления в разделы I и II Книги учета доходов и расходов в части корректировки затрат за прошлые налоговые периоды не вносят. Их отражают в текущем налоговом периоде, уменьшая сумму расходов. Так поступать предписывает Федеральная налоговая служба.*(2)
Поправки, которые разрешают учитывать расходы на обновление основных средств, вступают в силу с 1 января 2008 года. Однако, они "распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года". Это означает, что компания в течение 2007 года не вправе учесть в составе расходов такие затраты. В то же время, при оформлении декларации по единому налогу за 2007 год, эти расходы уже можно отразить.
В результате может получиться, что сумма авансовых платежей по единому "упрощенному" налогу будет переплачена. Поэтому фирме не придется вносить налог по итогам года. Если переплата авансов превысит сумму самого налога, ее зачтут в счет предстоящих платежей или вернут из бюджета.
Из документа
Изменения в порядке определения доходов и расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (статья 346.16 и пункт 2 статьи 346.17 Кодекса), вступают в силу с 1 января 2008 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2007 года. Поэтому налогоплательщики упрощенной системы налогообложения вправе учесть их при исчислении налога по итогам налогового периода за 2007 года.
Письмо Минфина России от 14.08.2007 г. N 03-11-04/2/205
Пример
Фирма применяет упрощенную систему. Объект налогообложения - доходы минус расходы. В январе 2007 года введено в эксплуатацию производственное оборудование, которое было модернизировано. Стоимость оборудования 300 000 руб. Сумма затрат на его модернизацию составила - 120 000 руб. Для упрощения примера предположим, что других затрат у компании не было. Ее выручка составила (нарастающим итогом):
- за первый квартал - 100 000 руб.;
- за полугодие - 180 000 руб.;
- за 9 месяцев - 290 000 руб.;
- за 2007 год - 460 000 руб.
Ежеквартально компания вправе включать в налоговые расходы стоимость купленного оборудования в размере:
300 000 руб. х 1/4 = 75 000 руб.
Сумма авансовых платежей компании составит (нарастающим итогом):
- за первый квартал:
(100 000 руб. - 75 000 руб. х 1) х 15% = 3750 руб.
- за полугодие
(180 000 руб. - 75 000 руб. х 2) х 15% = 4500 руб.
- за 9 месяцев
(290 000 руб. - 75 000 руб. х 3) х 15% = 9750 руб.
По итогам года фирма вправе включить в расходы полную стоимость основных средств (300 000 руб.) и затраты на его модернизацию (120 000 руб.). Сумма налога, которую нужно заплатить по итогам года составит:
(460 000 руб. - 420 000 руб.) х 15% = 6000 руб.
Компания переплатила авансовые платежи по единому налогу в сумме:
9750 - 6000 = 3750 руб.
Обслуживание ККТ и вывоз отходов
Теперь в расходы можно будет включить плату за обслуживание контрольно-кассовой техники. Заметим, что проблем со списанием таких затрат нет и сейчас. Хотя в перечне "упрощенных" расходов они пока не поименованы. Дело в том, что многие компании обязаны применять кассовую технику по закону. Следовательно издержки на ее обслуживание можно отнести к материальным затратам. Подобное разъяснение дало, например, столичное налоговое управление еще в 2004 году.*(3)
Чтобы списать затраты по обслуживанию и ремонту кассовой техники, необходимо выполнение двух условий. Во-первых, они должны быть оплачены, во-вторых, фактически выполнены.
Бывает, что договор на обслуживание заключают на определенный период, в течение которого ЦТО проводит ремонт и техобслуживание. В то же время оплату по договору вносят единовременно. В данном случае подобные расходы включают в затраты не сразу, а частями по мере оформления документов, которые подтверждают факт выполнения работ.
Перейдем к вывозу отходов. Эти затраты можно отнести к разряду коммунальных. Но в налоговых расходах их не отражают. Причина: они не включены в "упрощенный" перечень расходов.*(4) С 2008 года и эта проблема будет решена. База, облагаемая единым налогом, может быть уменьшена на сумму подобных затрат.
Данные изменения применяют с 1 января 2008 года, но они распространяются на 2007 год. Следовательно, учесть данные затраты можно будет по итогам 2007 года.
Страхование и возврат авансов
Помимо того, что перечень затрат в кодексе был расширен, в документ внесли и ряд уточнений. Так, "упрощенные" фирмы могут включать в состав расходов затраты на обязательное страхование работников и имущества. Обновленный Кодекс уточняет, что можно учитывать расходы на все виды такого страхования. При этом их отражают в пределах утвержденных страховых тарифов. Если тарифы не установлены, их списывают в размере фактических затрат.
Кроме того, уточнения затронули и порядок отражения операций по возврату авансов, полученных в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). Их списывают в уменьшение доходов того отчетного периода, когда это произошло.
"Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минфина России от 09.06.2004 г. N 03-02-05/2/31
*(2) Письмо ФНС России от 14.12.2006 г. N 02-6-10/233@
*(3) Письмо УМНС по г. Москве от 26.04.2004 г. N 21-08, 21-09/28428
*(4) Письмо Минфина России от 30.04.2005 г. N 03-03-02-04/1/108
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.