г. Вологда |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А13-4540/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Белозерский порт" Харламовой Н.А. по доверенности от 30.12.2011 N 10, от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Желтиковой И.А. по доверенности от 09.08.2012 N 46-2012/тб,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белозерский порт" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июля 2012 года по делу N А13-4540/2012 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Белозерский порт" (ОГРН 1023501891060, далее - Общество, ОАО "Белозерский порт") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1097847327709, далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2012 по делу N 07-53-07/82 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30 июля 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное исследование доказательств по делу, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения, поскольку объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам Общества не присвоены категории, объекты не включены в реестр категорированных объектов.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, должностными лицами отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления на основании распоряжения от 09.02.2012 N 70-р проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "Белозерский порт" обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения Обществом пунктов 5.1, 5.3, 5.6.4, 5.6.6, 5.6.8, 5.6.10, 5.15.2, 5.15.4, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41 (далее - Требования), а именно:
- не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
- не назначены на каждом транспортном средстве (далее - ТС), используемом в целях судоходства, лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности;
- не разработана, не принята номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) или ТС;
- не разработано, не принято положение (инструкция) о пропускном и
внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС;
- не разработан, не принят порядок проверки документов, наблюдения,
собеседования с физическими лицами, осуществляемых для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства (далее - АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС;
- не разработан, не принят порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;
- не установлена конфигурация и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается;
- не установлена конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ или ТС;
- не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ и ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнем) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;
- не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ и ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнем) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.
По результатам проверки составлены акт проверки от 13.03.2012 N 07-46-07/104, протокол об административном правонарушении от 20.03.2012 N 07-45-07/78.
Государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление 27.03.2012 по делу N 07-53-07/82, котором назначил Обществу наказание по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Белозерский порт" оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11).
В силу части 1 статьи 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В порядке статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 5.1); назначить по согласованию с перевозчиком на каждом ТС, используемом в целях торгового мореплавания или судоходства, лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности (пункт 5.3); разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе: номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (пункт 5.6.4); Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС (пункт 5.6.6); Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС (пункт 5.6.8); Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС (пункт 5.6.10); информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части, их касающейся, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (пункт 5.15.2); совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (пункт 5.15.4); установить в целях обеспечения транспортной безопасности: конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС) (пункт 5.26.1); конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зона транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС (пункт 5.26.2); конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности) (пункт 5.26.3); конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности) (пункт 5.26.4).
В рассматриваемом случае факт совершенного правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки от 13.03.2012 N 07-46-07/104, протоколом об административном правонарушении от 20.03.2012 N 07-45-07/78.
Податель жалобы указывает на то, что обязанность составления документов у него отсутствует, поскольку ОТИ и ТС Общества не присвоены категории, объекты не включены в реестр категорированных объектов.
Как следует из оспариваемого постановления, заявителю вменяется в вину неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении ОТИ и ТС.
Как указано в акте проверки от 13.03.2012, основным видом деятельности ОАО "Белозерский порт" является деятельность внутреннего водного грузового транспорта, дополнительными - аренда внутренних водных транспортных средств с экипажем, предоставление маневровых услуг, транспортная обработка грузов и хранение, аренда водных транспортных средств и оборудования, строительство и ремонт судов и иная деятельность. Общество имеет лицензию на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов.
Материалами дела подтверждается, что Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: город Белозерск, улица Водотранспортная, дом 80, в том числе проходная, здание слесарно-механического цеха с административно-бытовым корпусом, нежилое помещение-контора, блок цехов, лесопильный цех, нежилые помещения, радиомастерсткая, электрический цех и аккумуляторная, автогараж, материальный склад, составляющие комплекс речного порта. Заявитель также является собственником транспортных средств в том числе: буксир-толкач РТ-329, РТ-330, РТ-331, РТ-334, сухогрузный теплоход "Северодвинск", плавкран Т-2050, Т-912, N 2077, баржа-площадка N 7114, 3428, 3430, 7115, сухогрузная баржа N 7901, сухогрузная баржа-площадка N 8134, плавкран N 83, разъездной теплоход "Алмаз", буксирный теплоход "Волосово", сухогрузный теплоход "Иван Малоземов", станция сбора и очистки подславневых вод "Мига", сухогрузный теплоход "Нефтегорск", сухогрузный теплоход "Окский-58", "Окский-62", "Оленегорск", "Отрадный", буксир-толкач ОТА-929, буксирный теплоход "Петрокрепость", плавдок "Плавдок-1", объекты внесены в государственный судовой реестр Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона 16-ФЗ установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу части 3 статьи 12 названного Закона 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тот факт, что ОТИ и ТС Общества не присвоены категории, объекты не включены в реестр категорированных объектов, не исключает его из категории субъектов транспортной инфраструктуры, на которых распространяются положения Закона N 16-ФЗ.
Как отмечалось ранее, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица - собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или лица, использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства определены в пункте 11 этой же статьи. При этом законодатель не связывает понятия ОТИ и ТС с регистрацией в реестре категорированных объектов.
Положения законодательства также не ставят необходимость соблюдения Требований транспортной безопасности в зависимость от того, включены ли ОТИ и ТС в реестр категорированных объектов.
Согласно статье 7 Закона N 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" установлено,
что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности (пункт 2).
Таким образом, требования по обеспечению транспортной безопасности учитывают в обязательном порядке уровень безопасности N 1, действующий постоянно для различных категорий ОТИ и ТС.
Следовательно, независимо от того, включены ли ОТИ и ТС в реестр категорированных объектов, Общество обязано было соблюдать вышеуказанные Требования, что не было им сделано.
Следует также отметить, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 и определяет действия компетентного органа, действующего в данной области. В указанном Порядке не регламентированы действия субъекта транспортной инфраструктуры. Однако, учитывая, что в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, указанными лицами, владеющими на законном основании транспортными средствами, должны быть предприняты меры для соблюдения данного требования законодательства по присвоению транспортным средствам соответствующей категории.
В данном случае Обществом не принято всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. Доказательств обратного им не представлено, равно как не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин.
Таким образом, в действиях ОАО "Белозерский порт" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено Управлением в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июля 2012 года по делу N А13-4540/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белозерский порт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4540/2012
Истец: ОАО "Белозерский порт"
Ответчик: отдел УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора
Третье лицо: внешний управляющий Середа Виктор Васильевич, УГАН НОТБ СЗФО ространснадзора