Налоговая инспекция...
... Требует документы при "камералке"
Получив декларацию, инспекторы нередко запрашивают у компании ряд дополнительных документов. Далеко не все требования ревизоров законны и понятны.
Мы проводим "камералку" и просим предоставить нам нужные документы. Такова суть требований, которые сейчас получают представители многих компаний. Один из них обратился в редакцию нашего журнала. Он попросил совета: как действовать в подобных ситуациях.
Желание проверяющих...
Отвечать инспекторам, ссылаясь на Налоговый кодекс, не вполне целесообразно. Как правило, к кодексу их предписания имеют весьма посредственное отношение. Так, для "проверки уплаты налогов по налоговой декларации по НДС за июнь 2007 года" контролеры могут потребовать массу бумаг. Лишь их перечень обычно занимает две страницы. Там не только привычные счета-фактуры и банковские платежки. Могут быть запрошены и договоры на складские помещения, пояснения об источниках поступления средств, распечатки данных по основным бухгалтерским счетам и т.д., и т.п. Вот что говорит по этому поводу Налоговый кодекс.
Из документа
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей... При подаче декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога,... налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Получается, что проверяющими нарушены сразу два положения кодекса. Первое- правила камеральных проверок. В соответствии с ними инспекция вправе требовать документы, анализируя декларацию на возмещение НДС. То есть, когда компания требует возврата переплаченного налога. Или зачета его в счет других долгов перед бюджетом. Предположим, по данным декларации у фирмы есть вычитаемый НДС, но сумма начисленного налога больше. Значит, имеется налог к уплате. В такой ситуации с формальной точки зрения углубленная "камералка" недопустима.
Есть и вторая, обычно игнорируемая норма. Это порядок применения вычетов. В кодексе четко определено - какие документы его подтверждают.*(1) Официально только их разрешено запросить при "камералке". К примеру, это счета-фактуры. А не путевые листы или инвентарные карточки по учету основных средств. Хотя ими также интересуются ревизоры.
...И их воплощение
Приведенные нами аргументы могут пригодиться. Например, для защиты компании, если проверяющие сочтут, что она сдала не все бумаги. Вместе с тем, отказываться от выполнения требования налогового инспектора нежелательно. Даже когда оно противоречит кодексу. Ревизоры все равно могут оштрафовать фирму, причем, на значительную сумму. Она зависит от количества непредоставленных документов. За каждый взыскивают 50 рублей. А подобных документов может быть сотня, а то и тысяча. В суде есть шанс оспорить санкции. Но не стоит доводить ситуацию до конфликта. Поэтому требование проверяющих желательно соблюдать, так чтобы не пострадали интересы компании.
Итак, к вам поступил запрос от инспекции. Сразу надо определить: успеете ли вы подготовить и передать документы. На их предъявление отводится десять рабочих дней. Они отсчитываются со дня вручения требования. Если времени не хватит, то подготовьте письмо - просьбу об отсрочке. Его надо передать в инспекцию не позднее дня, следующего затем, когда поступило требование.*(2) Письмо составляют в произвольной форме. Однако, в нем желательно указать реквизиты, которые мы привели в таблице.
Реквизиты письма с просьбой об отсрочке в выдаче документов
Реквизит | Наш комментарий |
Данные налогопла- тельщика |
В "шапке" письма указывают полное название компании, ее организационно-правовую форму. Например, общество с ограниченной ответственностью "Бумага". Также в документ вписывают ИНН, КПП, адрес и телефон |
Название документа |
"Уведомление о невозможности предоставления в установленные сроки документов, запрошенных по требованию N... от..." |
Общая часть | В произвольной форме нужно указать, что документы, запрошенные инспекцией, будут предоставлены. Но это нереально выполнить в установленный срок |
Причина за- держки |
Самая важная часть письма. Здесь нужно убедительно обосновать просьбу об отсрочке. Приводите как можно больше весомых доводов. Это может быть большое количество затребованных бумаг, нахождение части из них в филиалах, болезнь бухгалтера, использование документов для составления текущей отчетности и т. п. Нельзя говорить, что причина - подготовка самих первичных документов. Инспекция резонно не примет этот довод. Вдобавок, усомнится в качестве учета компании. "Первичка" должна оформляться в момент проведения операции или сразу после ее завершения |
Время отс- рочки |
Приводится дата, когда организация сможет предоставить документы |
Компромиссы | Компания может предложить разделить документы. Часть из них будет выдана в срок, установленный инспекцией, а часть позже. |
Заключите- льные дан- ные |
Ставится дата письма - день получения требования или следующий рабочий день. На документе проставляется печать компании ион визируется ее руководителем. Если "бумагу" подписал главный бухгалтер, то к ней прилагают доверенность на право его участия в налоговых отношениях |
Поле для подписи ин- спектора |
На нем оставляется место для даты и подписи. Оно предназначено для визы сотрудника инспекции. Ее желательно получить на копии письма, отдав его подлинник в инспекцию |
Два рабочих дня отведено инспекции на рассмотрение письма. Потом она или продлевает сроки выдачи или отказывает в этом. В последнем случае фирме грозит штраф. Правда, просьба об отсрочке принимается как смягчающее обстоятельство. То есть суды снижают санкции не меньше чем в два раза.*(3) А иногда и вовсе отменяют их, если фирма докажет, что требование инспекции выполнить нереально. Например, из-за большого объема "первички", которую невозможно скопировать в десятидневный срок.
В инспекцию направляют именно копии документов. Каждую из них заверяют печатью фирмы. Еще необходима подпись руководителя организации. Кроме того, их заверить может заместитель руководителя фирмы или другой сотрудник, уполномоченный на это.
Из документа
... Общество должно было представить две тысячи триста двадцать два документа и учитывая, что налоговым органом не учтено отсутствие у Общества реальной возможности подготовить документы в истребованном объеме в течение пяти календарных дней (трех рабочих дней). Общество не отказалось представлять документы и представило их в разумный срок ... суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины налогоплательщика в непредставлении документов в срок, что согласно п. 2 ст. 109 НК РФ исключает привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.
Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2007 г. N КА-А40/6636-07
О составе документов
Запрашиваемые бумаги условно делят на четыре группы. Первая - имеющиеся на предприятии и прямо связанные с "камералкой". Например, копии счетов-фактур или книг покупок и продаж (если речь идет о НДС). Их относительно легко подготовить и сдать в ИФНС.
Вторая группа - документы, обычно не связанные напрямую с ревизией. Но они, по мнению инспекторов, должны быть в организации и пригодятся для проверки. Их перечень обширен. Это могут быть договора с перевозчиками (с приложением путевых листов), акты взаиморасчетов, документы на приход основных средств и проч. Если у фирмы что-либо отсутствует, то контролеры просят с вас письменные объяснения. Скажем, "общество не ведет путевых листов, поскольку приобретенный товар доставляется поставщиками. Реализованный отпускается покупателям на условиях самовывоза". Желательно привести ссылки на контракты с подобными условиями.
Основные запросы инспекции
Запрос |
/----------------\ /---------------------------\ /------------------\ /----------------\
|Документы, прямо| |Документы, косвенно связан-| |Расшифровка отчет-| |Пояснения, не|
|связанные с "ка-| |ные с ревизией | |ности или операций| |связанные с бух-|
|мералкой" | | | |по счетам | |учетом |
\----------------/ \---------------------------/ \------------------/ \----------------/
Также во вторую группу входят "первичные документы, подтверждающие оприходование приобретенных товаров (работ, услуг)... на соответствующих счетах бухгалтерского учета". Их тоже запрашивают проверяющие, не давая четкий перечень данных бумаг. На товары выдают копии товарных накладных или других документов, по которым они приходуются. На работы или услуги - акты выполненных работ или оказанных услуг.
Третья группа данных - расшифровки отчетности или операций по счетам. Например, инспектора могут заинтересовать детализация сведений по строкам"020, 180, 220 декларации по НДС".
В строке 020 раздела 3 показываются доходы от реализации, облагаемые по ставке 18%. Как именно их расшифровать в запросе инспекции обычно не уточняется. Официально подобное предписание вообще незаконно. У проверяемой компании можно требовать документы. То есть "первичку", регистры и отчетность, которая у нее есть. А не ведомости, составленные специально для ревизии. Тем не менее, их приходится готовить. Мы советуем сделать распечатку всех данных по отгрузке с указанием наименования покупателя, стоимости отгруженных товаров и НДС. Далее озаглавим этот документ. Назовем его "Расшифровкой строки 020 раздела 3 декларации по НДС". И передаем в налоговую. Расшифровка дублирует книгу продаж. Но бухгалтеру придется заполнить лишние бумаги, выполняя пожелания контролеров.
То же самое относится к расшифровке строки 180. В ней указывают весь начисленный НДС. Он уже приведен в книге продаж, но зачастую инспекторы требуют дополнительной детализации. Обычно она производится по контрагентам.
Еще проверяющие просят конкретизировать строку 220. То есть сумму "входного" налога по оприходованным ценностям, которую фирма вправе принять к вычету. В эту строку переносят данные из книги покупок. Впрочем, иногда бывают особые пожелания, отраженные в требовании. Например, инспектора могут отдельно запросить расшифровки суммы "входного" НДС по основным средствам.
Еще одно "популярное" требование. Предоставить "карточки счетов, анализ счета и оборотно-сальдовые ведомости" по ряду счетов бухгалтерского учета. В частности 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Эту информацию подготовить несложно. Достаточно распечатать нужные сведения из бухгалтерской программы.
Все распечатки и расшифровки заверьте печатью фирмы. А также подписью руководителя или другого уполномоченного представителя компании.
Осталась четвертая группа данных. К ней отнесем пояснения, не связанные с бухучетом. Например, "об источниках денежных средств для приобретения товаров (работ, услуг)". Их готовят в произвольной форме. Лучше всего, когда такой источник один - выручка от продаж. Или выручка и поступившие авансы. Бывает, что финансирование покупок частично проводится за счет полученных кредитов и займов. Тогда к передаваемым документам инспекторы требуют приложить кредитные и заемные договора. Мы дополнительно рекомендуем предоставить платежки на погашение долга. Они покажут реальный характер операций. Отсутствие платежек - не нарушение, но повод для более пристрастной ревизии.
И последнее. Контролеров интересуют не только передаваемые документы. Для них важно и сопроводительное письмо. Зачастую они просят указать в нем, что компанией сданы все подтверждающие документы и других у нее нет. Именно просят - так это звучит в требовании о предоставлении документов. Да и не вправе ревизоры вводить те или иные обязательные формулировки сопроводительного письма. Тем более, обманчивые. Ведь на "камералку" сдаются далеко не все бумаги, которые есть у организации. Поэтому мы советуем осторожней готовить "сопроводиловку". Достаточно указать - сданы все запрошенные документы.
В. Ардашев,
управляющий партнер юридической фирмы "Ардашев и Партнеры"
Когда инспекция просит указать, что "подтверждающие документы предоставлены в полном объеме других документов организация не имеет", то налогоплательщику стоит насторожиться. Выдача всех документов, имеющихся в организации, неправомерна и обычно она физически невозможна. Так что в ИФНС сдаются лишь документы, нужные для проверки. Если при этом вы напишите, что предоставлены все документы, то фактически сообщите неверную информацию. А это козырь в руках проверяющих, которые могут обвинить в укрытии документов или признать необоснованными налоговые вычеты. Поэтому я рекомендую изменить формулировку сопроводительного письма, прилагаемого к документам, передаваемым в ИФНС. Его точного содержания привести нельзя, поскольку оно зависит от обстоятельств и требований чиновников. В целом же стоит сообщить: "прилагаются все документы, запрошенные по требованию N... от... и необходимые для проведения проверки в объемах, установленных законодательством. Предоставленные документы позволяют принять объективное и взвешенное решение о правомерности заявленных налоговых вычетов".
"Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) П. 1 ст. 172 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-02-07/1-348
*(3) Пост. ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.12.2004 г. N АЗЗ-7295/04-СЗ-Ф02-5379/04-С1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.