Рекрутинг онлайн
как "пиар" кадровым агентствам
Ажиотаж вокруг дефицита кадров, раздутый до предела, породил и немало аномальных явлений в кадровом менеджменте. Многочисленные сайты о работе буквально наводнены "фиктивными" резюме кандидатов, которых попросту не существует.
Таким способом кадровые агентства "притягивают за уши" прямых работодателей, отчаявшихся найти собственными силами кандидатов на вакансии. Рекрутинг онлайн, еще совсем недавно достаточно эффективный как для работодателей, так и для соискателей, превратился в "пиар-кампанию" для кадровых агентств. Причем для агентств, занимающих далеко не рейтинговые места в строчках "хит-парада". Придуманные истории о нехватке специалистов практически во всех сферах бизнеса грозят превратиться в колоссальную "книгу мифологии", о которой будут вспоминать потомки, посмеиваясь над бесхитростными технологиями а-ля рекрутеры. Контрольной проверкой данного факта стало желание автора воочию увидеться с кандидатом, резюме которого было представлено кадровым центром "XYZ" на известном сайте по работе. Оказалось, что данного человека в природе нет. И сотрудники агентства, не скрывая своих "далеко идущих планов", признались, что таким образом зазывают потенциальных работодателей, давно мечтающих пополнить ряды компании идеальными сотрудниками, портреты которых так искусно сочинены, по-видимому, креативщиками сего агентства.
Профанация бизнеса в цифрах
К сожалению, кадровых центров и агентств, активно пользующихся данными негативными "инструментами" влияния на бизнес-среду, немалое количество. Для достижения прибыли все средства хороши, скажете вы. Это утверждение могло бы быть верным. Однако и без того колеблющееся под давлением конкуренции и сложных и противоречивых законов развитие российского бизнеса идет не семимильными шагами. А человеческие ресурсы являются для российского бизнеса главной составляющей успеха. Политика кадровых агентств, занимающихся профанацией в области рекрутинга кадров, является фактически тормозом в развитии бизнеса и чревато неограниченным и, главное, безосновательным ростом зарплат для специалистов. Чтобы понять, как далеко зашли в своих начинаниях рекрутинговые агентства, достаточно сравнить количество резюме реально ищущих работу с числом резюме мнимокандидатов. В разделе "Строительство" на 136 "ложных" резюме, поступивших на популярный сайт по работе за один день, приходится всего 11 резюме кандидатов, реально нуждающихся в работе. Аналогично - в развитом секторе бизнеса "Продажа продуктов и товаров ТИП" размещено 327 "ложных" резюме, в то время как реальных - лишь 19. Охваченность территории "кадрового пространства" Интернета пиаровскими объявлениями рекрутинговых агентств громадна. Окончательно забыв о своей традиционной функции - помощи в поиске кадров, агентства по подбору занимаются "детской игрой" с работодателями. И вправду, зачем тратиться на рекламу кадровому агентству? Проще абсолютно бесплатно "морочить голову" тысячам работодателей, бесконечно надеющимся на скорый результат поиска.
Не в интересах бизнеса
Каким образом мниморекрутеры исполнят обещания по договору? Откуда, в конце концов, кадровые агентства будут брать кандидатов? Ответ прост и незамысловат: из базы. Учитывая тот факт, что сотрудники, резюме которых когда-либо "попали" в базу, спокойно работают на определенный момент, не собираясь ничего менять в жизни, решиться трансформироваться на иное место работы им могут только размеры денежного вознаграждения, предположительно превышающие не на 10-20%, а на более значительную сумму. Как следствие, "габариты" зарплат в общей картине "рынка" зашкаливают, запредельно возносясь до безграничных высот, и чаще несоразмерно с опытом и навыками кандидатов. Применяемые технологии явно не в интересах бизнеса. Имеется в виду - отраслевого бизнеса, а не рекрутингового, пользующегося бесспорным преимуществом в таких случаях. И это не говоря уже о громадных временных затратах работодателей, осуществляющих поиск собственными силами, связанный с тем, что прежде чем "изыщешь" реальное резюме, приходится "перелопатить" сотни от кадровых агентств.
Горизонты соискателей
Горизонты соискателей, безусловно, расширяются. Мнение о себе растет из-за "внезапного предложения" о повышении месячного вознаграждения в 1,5-2 раза сотрудниками рекрутингового агентства, порой даже еще видевшего кандидата воочию и ничего не знающего о его профессиональных, деловых и личных качествах, кроме биографических данных из резюме. Выбор профессионального жизненного пути кандидата неизмеримо расширяется. Но будет ли сотруднику хорошо на новом месте? Не все определяется деньгами.
Стратагемы защиты от лжерекрутеров
Подводя итоги вышесказанному, консенссуально достижимо реальное изменение дел в "рекрутинговом пространстве" лишь после рождения реальных законов, разработанных для цивилизованного кадрового мира, которые только еще предстоит выработать. К счастью, некоторые сайты по работе продуманно проводят политику размещения вакансий и резюме, разрешая размещать резюме только соискателям, а вакансии - только агентствам. Причем и те и другие должны быть зарегистрированы на сайте не под вымышленными именами. Что также может быть взято на вооружение сайтами, пока попустительствующими "челнокам рекрутингового бизнеса", не имеющим даже серьезной базы соискателей и фактически делающим бесплатную рекламу на свои услуги с помощью интернетовских возможностей.
Другой рекомендацией по изменению ситуации является следующая: чтобы не возникали на сайтах по работе "ложные" резюме, ввести платную услугу на размещение резюме от соискателя, представленного рекрутинговым агентством, подобно тому как существует оплата на сверхлимитные вакансии, размещаемые кадровыми агентствами и работодателями.
Е. Майорова
"Управление персоналом", N 21, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.