г. Ессентуки |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А15-679/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан (ИНН 0562043926, ОГРН 1030502623612) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2012 года по делу N А15-679/2012 по заявлению ООО "Беркут и К" (ИНН 0542032059; ОГРН 1090542000251) об оспаривании бездействия Межрайонной инспекции ФНС России N3 по Республике Дагестан (ИНН 0542026915; ОГРН 1040502000318),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан: Гаджиев Ш.М. по доверенности от 14.09.12.
от ООО "Беркут и К" Рамазанова М.Р. по доверенности от 31.08.12.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Беркут и К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением о признании незаконным бездействия к Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по РД, выразившегося в неисполнении в установленный срок решений о возмещении НДС, принятого по заявлению ООО "Беркут и К", и обязании МРИ ФНС России N 3 по РД направить решения о возврате НДС в размере 1 084 749руб по решению от 20.03.2012 N 8915; 13 153 650 руб. по решению от 20.03.2012 N 8912; 733 655 руб. по решению от 20.03.2012 N 8913; 788 267 руб. по решению от 20.03.2012 N 8914 в орган федерального казначейства.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2012 года требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по РД, обязал Межрайонную инспекцию ФНС России N 3 по РД направить в орган федерального казначейства в установленном порядке решения N 8915 от 20.03.2012 о возврате НДС в размере 1 084 749руб, N 8912 от 20.03.2012 о возврате 13 153 650 руб. НДС, N 8913 от 20.03.2012 о возврате 733 655 руб. НДС, N 8914 от 20.03.2012 о возврате 788 267 руб. НДС и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция не исполнила обязанность, установленную статьей 176 НК РФ о направлении в казначейство принятых решений, чем нарушила права налогоплательщика.
Управление ФНС по Республике Дагестан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм права. Указывает, что суд не учел, что первоначально налоговой инспекцией были приняты решения об отказе в возмещении НДС, потому принимать повторно решения о возмещении НДС и направлять их в органы казначейства налоговая инспекция не имела права.
Представитель доводы поддержал.
Общество просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель доводы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв, информация о котором размещена на сайте.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2012 года подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Общество представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 и 4 кварталы 2010 года и 1 и 2 кварталы 2011 года. По результатам камеральных проверок налоговая инспекция приняла решения N 246 от 02.12.2011, N 247 от 12.12.2011, N 248 от 12.12.2011, N 249 от 17.02.2012 об отказе в возмещении суммы НДС заявленной к возмещению.
Общество, не согласившись с данными решениями, обжаловало их в вышестоящий налоговый орган (УФНС России по РД), который по результатам рассмотрения жалобы общества принял решения от 17.02.2012 за N 15-08/099/11, N 15-08/100/11, N 15-08-/101/11, N 15-08/102/11 об отмене решений МРИ ФНС России N 3 по РД.
Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по РД приняты решения о возмещении суммы НДС заявленной к возмещению N 115 от 11.03.2012 на сумму 733 655руб.; N 116 от 11.03.2012 на сумму 13 154 750 руб.; N 117 от 11.03.2012 на сумму 788 267руб.; N 118 от 11.03.2012 на сумму 1 084 749 руб.
Обществу направлены соответствующие извещения.
Налоговой инспекцией приняты решения о возврате на расчетный счет общества НДС от 20.03.2012 N 8915 на сумму 1 084 749 руб.; от 20.03.2012 N 8912 на сумму 13 153 650руб.; от 20.03.2012 N 8913 на сумму 733 655руб.; от 20.03.2012 N 8914на сумму 788 267 руб.,
В соответствии с требованиями ч.8 ст. 176 НК РФ указанные решения в орган федерального казначейства не направлены.
Бездействие налогового органа, выразившееся в не направлении решений о возврате в орган федерального казначейства явилось основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 176 НК РФ:
1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
6. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция подтвердила право общества на возмещение НДС, путем решений о возмещении НДС и направления обществу соответствующих извещений.
Препятствий для возврата НДС на счет общества в виде существующей задолженности налоговая инспекция на момент принятия решений не установила. В судебные заседания налоговая инспекция и управление таких сведений также не представили.
Законность принятых решений налоговой инспекции о возмещении НДС, а также решений о возврате НДС не оспорена.
В силу положений пунктов 7 и 8 статьи 176 НК РФ решение о возврате налога, адресованное казначейству, и поручение на возврат суммы налога представляют собой единый комплект документов, который налоговая инспекция изготавливает самостоятельно и направляет казначейству для исполнения.
В нарушение требований пункта 8 статьи 176 НК РФ налоговая инспекция не приняла мер по исполнению принятых решений о возврате НДС, а именно, не оформила поручения на возврат суммы налога и не направила их в адрес казначейства.
Доказательств направления казначейству решений о возврате НДС и выписанных на их основании поручений на возврат суммы налога, налоговые органы не представили.
Нарушение прав налогоплательщика заключается в том, что налоговый орган, установив своими решениями необходимость возврата налога, не обеспечил их своевременное исполнение через казначейство.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия налоговой инспекции и нарушении прав налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с подпунктом 3 пункта5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В резолютивной части решения суд первой инстанции правомерно указал на необходимость устранения допущенных нарушений прав налогоплательщика.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда незаконно, так как налоговой инспекцией уже ранее принимались решения об отказе в возмещении НДС, повторного принятия решения налоговым кодексом не предусмотрено, а потому не было оснований для принятия незаконным бездействия, отклоняется, так как эти решения налоговой инспекции отменены управлением как незаконные, то есть утратили силу. Следовательно, содержащиеся в декларации сведения о необходимости возмещения НДС налоговым органом не опровергнуты, не признаны незаконными и в силу требований статьи 176 НК РФ налоговая инспекция обязана была принять решения и направить в казначейство вместе с платежными документами с целью обеспечения возврата налога.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 N 13678/11 по делу N А27-15478/2010 указано: Положения пункта 3 статьи 176 Кодекса не должны распространяться на ту часть суммы, в отношении которой не было выявлено нарушений налогового законодательства и, соответственно, не имелось реальных препятствий к ее возврату.
В отношении такой суммы должны применяться положения пунктов 2, 7 и 8 статьи 176 Кодекса: по окончании проверки в течение семи дней должны быть приняты решения о возмещении соответствующей суммы налога на добавленную стоимость и возврате этой суммы налога, оформлено поручение на возврат налога; затем на следующий день поручение должно быть направлено в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение пяти дней со дня его получения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога на указанный им счет в банке.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2012 года по делу N А15-679/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-679/2012
Истец: ООО "Беркут и К"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N3 по РД
Третье лицо: Управление ФНС РФ по РД, УФНС России по Республике Дагестан, Межрайонная инспекция ФНС России N3 по РД