г. Пермь |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А60-21948/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Райкомхоз-теплосети" (ОГРН 1046601237264, ИНН 6623019177): Соломин М.Л., паспорт, доверенность от 11.01.2012,
от заинтересованного лица - Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (ОГРН 1026605237944, ИНН 6671113500): Цветкова А.И., удостоверение, доверенность от 10.01.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Райкомхоз-теплосети"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2012 года
по делу N А60-21948/2012,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению ООО "Райкомхоз-теплосети"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "Райкомхоз-теплосети" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) N 95 от 27.04.2012 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения; ссылается на то, что ООО "Райкомхоз-теплосети" не покупало у ФГУП "Химический завод "Планта" тепловую энергию, не продавало ее от своего имени, а также не является теплоснабжающей организацией и не может применять тариф в размере 822,43 руб./Гкал. Фактически заявитель, выставляя счета абонентам, оказывает бухгалтерские услуги.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность состава административного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проанализировав нормы права применительно к спорным правоотношениям, проверив правильность их применения судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что в период со 02 апреля по 17 апреля 2012 года на основании распоряжения от 23.03.2012 г. N 43 должностными лицами РЭК Свердловской области проведена плановая документарная проверка соблюдения установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) и законодательства об энергосбережении в ООО "Райкомхоз-теплосети".
В ходе проведения проверки установлено, что заявитель в нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлений РЭК Свердловской области от 23.12.2010 г. N 165-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области" и от 21.12.2011 г. N 165-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области" совершило нарушение порядка ценообразования и законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), выразившееся в применении в расчетах с потребителями тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, не утвержденных ему в установленном порядке, а также в предъявлении потребителям тепловой энергии отдельной строкой платы за услуги по передаче тепловой энергии, что не предусмотрено действующим законодательством.
По результатам проверки составлен акт проверки N 43 от 17.04.2012 г. и протокол от 17.04.2012 г. об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Постановлением от 27.04.2012 г. N 95 ООО "Райкомхоз-теплосети" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая, что постановление является незаконным, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
В силу ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и(или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и(или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11), регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 18) признается вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора (подп. "а"); оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (подп. "б"); оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора (подп. "в").
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности, при этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом, ООО "Райкомхоз-теплосети", осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, обязано проводить расчеты по утвержденным для него тарифам.
На 2011 год для ООО "Райкомхоз-теплосети" постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 г. N 165-ПК (с изменениями) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, утвержден тариф в размере 822,43 руб./Гкал (НДС не облагается).
В нарушение действующего законодательства ООО "Райкомхоз-теплосети" предъявляло плату за отпущенную тепловую энергию по тарифу в размере 588,26 руб./Гкал (без НДС), утвержденному для ФГУП "Химический завод "Планта". Кроме того, в отдельном счете потребителям предъявлялась плата за услуги по передаче тепловой энергии по тарифу в размере 128,28 руб./Гкал (НДС не облагается). Данный тариф на передачу тепловой энергии, вырабатываемой ФГУП "Химический завод "Планта", утвержден для ООО "Райкомхоз-теплосети" постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 г. N 166-ПК (с изменениями).
Так, ООО "Райкомхоз-теплосети" предъявило к оплате ООО Управляющая компания "Химэнерго" по счету-фактуре от 29.04.2011 г. N 00135 за тепловую энергию в количестве 22 Гкал по тарифу в размере 588,26 руб./Гкал. (без НДС) на сумму 12 941,72 рублей; по счету-фактуре от 31.01.2012 г. N 00026 за тепловую энергию в количестве 22 Гкал по тарифу в размере 588,26 руб./Гкал. (без НДС) на сумму 12 941,72 рублей; по счету от 29.04.2011 г. N 288 за услуги по передаче тепловой энергии в количестве 22 Гкал по тарифу в размере 128,28 руб./Гкал (НДС не облагается) на сумму 2 822,16 рублей; по счету от 31.01.2012 г. N 51 за услуги по передаче тепловой энергии в количестве 22,48 Гкал по тарифу в размере 128,28 руб./Гкал (НДС не облагается) на сумму 2 883,73 рубля; по счету-фактуре от 31.01.2012 г. N 00026 за теплоноситель в количестве 7,35 куб.м по тарифу в размере 13,38 руб. (без НДС) на сумму 98,34 рубля, а также предъявило к оплате МБОУ Средняя общеобразовательная школа N 13 по счету-фактуре от 07.02.2012 г. N 00036 за теплоноситель в количестве 418,61 куб.м по тарифу в размере 13,38 руб. (без НДС) на сумму 5 601,00 рубля.
Поскольку ООО "Райкомхоз-теплосети" в период с 29 апреля 2011 г. по 29 февраля 2012 года применяло тариф на тепловую энергию в размере 588,26 руб./Гкал, не утвержденный для него в установленном порядке, предъявляло потребителям отдельной строкой плату за услуги по передаче тепловой энергии, что не предусмотрено действующим законодательством, при расчетах с потребителями в период с 31 января по 29 февраля 2012 года предъявляло стоимость теплоносителя по тарифу в размере 13,38 руб. (без НДС), не утвержденному для ООО "Райкомхоз-теплосети", в действиях заявителя установлено событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы апеллятора о том, что общество не является теплоснабжающей организацией и не может применять установленный для него тариф в размере 822,43 руб./Гкал, а выставляя счета абонентам, тем самым оказывает бухгалтерские услуги, подлежат отклонению.
При этом заявитель в обоснование своих действий ссылается на агентский договор, заключенный с ФГУП "Химический завод "Планта".
Анализ условий агентского договора, договора теплоснабжения применительно к положениям пункта 1 ст.1005 Гражданского кодекса РФ позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод, что ООО "Райкомхоз-теплосети" по отношению к потребителям, к которым заявитель применял тариф, не утвержденный в установленном порядке, является теплоснабжающей организацией.
Согласно условиям агентского договора (пункты 1.1, 1.1.1) ООО "Райкомхоз-теплосети" (агент) обязуется совершить по поручению ФГУП "Химический завод "Планта" (принципал) от своего имени, но за счет принципала, действия по заключению с юридическими лицами (потребителями) договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения нежилых зданий (помещений), присоединенных к тепловым сетям агента на территории поселка Северный, а также на использование химподготовленной воды для горячего водоснабжения (договор теплоснабжения).
В силу пункта 1 ст.1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Из содержания условий договора между ООО "Райкомхоз-теплосети" и ООО "Управляющая компания "Химэнерго" следует, что заявитель осуществляет поставку тепловой энергии в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения. Заявителем осуществляется поставка потребителю полученной от энергоснабжающей организации тепловой энергии, поставка осуществляется через присоединенную сеть, по тепловым сетям в системе теплоснабжения, принадлежащим заявителю на праве собственности.
В соответствии с условиями договора возмездного оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенном между ООО "Райкомхоз-теплосети" (исполнитель) и ООО "Управляющая компания "Химэнерго" (заказчик), заявитель (исполнитель) обязуется оказать услуги по передаче приобретенной заказчиком у энергоснабжающей организации (ФГУП "Химический завод "Планта") тепловой энергии в горячей воде для отопления объекта заказчика.
Аналогичные контракты заключены с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 1 города Нижний Тагил".
Счета и счета-фактуры на поставку тепловой энергии и теплоносителя выставляются заявителем с указанием своих банковских реквизитов, денежные средства потребителей поступают в его адрес.
Договоры между данными потребителями и ФГУП "Химический завод "Планта" не заключены.
Тарифы на тепловую энергию для ФГУП "Химический завод "Планта" в соответствии с постановлениями РЭК Свердловской области от 23.12.2010 г. N 165-ПК (на 2011 год) и от 21.12.2011 г. N 197-ПК (на 2012 год) утверждены для потребителей, оплачивающих только производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителя), и не учитывают затрат по передаче тепловой энергии по сетям теплосетевых организаций (в том числе и по сетям заявителя), и соответственно не подлежат применению при расчетах с потребителями, получающими тепловую энергию, вырабатываемую заводом, из сетей других организаций.
Тарифы на тепловую энергию для ООО "Райкомхоз-теплосети" в соответствии с постановлениями РЭК Свердловской области от 23.12.2010 г. N 165-ПК (на 2011 год) и от 21.12.2011 г. N 197-ПК (на 2012 год) утверждены для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, данные тарифы учитывают стоимость произведенной ФГУП "Химический завод "Планта" тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче по сетям заявителя до сетей и теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, присоединенных к сетям заявителя,и подлежат применению в расчетах с указанными потребителями.
Вышеуказанные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов для ООО "Райкомхоз-теплосети" общество не оспаривало, являются действующими, подлежащими применению.
В совокупности данные обстоятельства опровергают доводы заявителя о правомерности применения тарифа, утвержденного для ФГУП "Химический завод "Планта". Применение индивидуального тарифа, утвержденного для одного субъекта регулирования, другим субъектом регулирования, нормами законодательства РФ не предусмотрено.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ООО "Райкомхоз-теплосети" предприняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения требований законодательства в материалах дела не имеется, в связи с чем вина юридического лица доказана.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения обоснован, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Доводы апеллятора об отсутствии состава административного правонарушения, подлежат отклонению как противоречащие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен, наказание назначено в пределах установленной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ санкции.
Исходя из характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2012 года по делу N А60-21948/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Райкомхоз-теплосети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21948/2012
Истец: ООО "Райкомхоз-теплосети"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области