Организация в конце 2004 года начала строительство здания подрядным способом. Объект будет достроен в 2008 году. В бухгалтерском учете организации на счете 19 числятся суммы НДС, предъявленные подрядчиками по СМР, выполненным до 2005 года. Задолженность перед подрядчиками погашена. Кроме того, у организации в учете числятся суммы НДС по данному зданию, предъявленные другой подрядной организацией в 2005 году, задолженность перед которой не погашена. Организация не может погасить эту кредиторскую задолженность, поскольку данный подрядчик уже ликвидирован как юридическое лицо. Может ли организация принять указанные суммы "входного" НДС, предъявленные указанным подрядчиком, к вычету в январе 2008 года при завершении переходного периода?
Порядок принятия к вычету сумм НДС по подрядным работам, относящимся к не завершенным строительством объектам, которые начали строиться до 2006 года, изложен в статье 3 Закона N 119-ФЗ. Правила статьи 2 Закона N 119-ФЗ на строительно-монтажные работы не распространяются. Ведь, как уже отмечалось, вопросы, связанные с исчислением НДС, предъявленного подрядными организациями по СМР, выполненным до 1 января 2006 года, регулируются статьей 3 указанного закона в особом порядке.
Значит, те налогоплательщики, у которых на начало 2008 года в учете числятся суммы НДС, относящиеся к старым объектам капитального строительства, не имеют права в начале 2008 года единовременно принять эти суммы налога к вычету.
Если у организации на начало 2008 года в учете числятся суммы НДС, предъявленные подрядчиками до 2005 года при осуществлении строительства подрядным способом, то нужно опираться на нормы пункта 1 статьи 3 Закона N 119-ФЗ. В нем говорится, что эти суммы НДС можно принять к вычету только по мере постановки на учет объекта завершенного капитального строительства. Налоговый вычет можно произвести при условии, что указанные суммы НДС уплачены подрядчикам, а построенный объект будет в дальнейшем использован для осуществления облагаемых операций.
Что касается сумм НДС, предъявленных в 2005 году подрядчиками, то в пункте 2 статьи 3 Закона N 119-ФЗ установлен особый порядок для осуществления их налогового вычета. Если эти суммы НДС были уплачены подрядной организации, налогоплательщик имел право принять их к вычету равными долями по налоговым периодам в течение 2006 года. Поскольку в данной ситуации налогоплательщик, осуществляющий подрядное строительство, не оплатил подрядчику задолженность, которая возникла в 2005 году, у него в 2006 году не было права применить налоговые вычеты в указанном порядке.
Следовательно, возможность принять к вычету данные суммы НДС может появиться только при условии оплаты работ, выполненных подрядчиком, принятия объекта на учет в составе основных средств и использования его для осуществления налогооблагаемых операций.
В рассматриваемой ситуации организация-подрядчик уже ликвидирована. Поэтому у налогоплательщика, осуществляющего капитальное строительство, никогда не появится права принять к вычету неоплаченные суммы НДС, относящиеся к услугам данного подрядчика.
Организация при разборке оборудования получает металлолом (лом черных металлов), который впоследствии реализуется. В 2007 году организация написала заявление в налоговую инспекцию об отказе применять нормы подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ об освобождении от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов. С 2008 года эта норма Кодекса отменяется. Должна ли организация уведомить налоговую инспекцию об отмене предыдущего заявления?
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ с 1 января 2008 года утрачивает силу норма подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ о том, что операции по реализации лома и отходов черных металлов не подлежат налогообложению (освобождаются от НДС). Это означает, что со следующего года такая реализация на территории РФ будет облагаться НДС в общеустановленном порядке по ставке 18 или 0%.
Если налогоплательщик до 2008 года подавал в налоговые органы заявление об отказе от освобождения операций, указанных в подпункте 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ, от налогообложения НДС, он должен был исчислять НДС при реализации металлолома. Со следующего года в связи с внесением изменений в пункт 3 статьи 149 НК РФ все налогоплательщики будут начислять НДС на стоимость реализуемого лома черных металлов независимо от того, подавали они раньше заявление об отказе от указанной нормы Налогового кодекса или нет. Сообщать в налоговые органы об отмене прежних заявлений об отказе от применения норм подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ, налогоплательщикам не нужно.
Н.С. Чамкина,
начальник Управления администрирования косвенных
налогов ФНС России
15 ноября 2007 г.
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99