Истребование документов и информации у банков
Взаимоотношения налоговых органов и банков имеют большое значение при проведении мероприятий налогового контроля. Ведь в рамках этих правоотношений налоговые органы на законных основаниях получают доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну. С 2007 года в Налоговом кодексе появился четкий перечень ситуаций, в которых контролирующие органы могут запросить подобную информацию у кредитных организаций.
Информация о банковских операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентах кредитных организаций является банковской тайной. Это установлено в статье 26 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Но в той же статье сказано, что определенным государственным органам и иным лицам кредитные организации обязаны выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, сведения, составляющие банковскую тайну, банки выдают налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Налоговый кодекс определяет несколько таких случаев. Они перечислены в подпункте 10 пункта 1 статьи 31, пункте 7 статьи 45, а также в пунктах 1 и 2 статьи 86 и пункте 5 статьи 76.
Информация о банковских операциях и счетах налогоплательщиков - это информация, составляющая налоговую тайну. Налоговые органы обязаны соблюдать эту тайну и обеспечивать ее сохранение (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). В соответствии с пунктом 4 статьи 82 Кодекса утрата документов, содержащих сведения, которые составляют налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Подтверждение уплаты налога (сбора)
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы могут потребовать у кредитной организации документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 7 статьи 45 Кодекса предусмотрено право налогового органа запросить у банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Речь идет о копии платежного поручения, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
Документы, названные в подпункте 10 пункта 1 статьи 31 и пункте 7 статьи 45 НК РФ, налоговые органы запрашивают по правилам, предусмотренным в статье 93.1 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации). Форма требования приведена в приложении N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Если банк располагается на территории, подведомственной иному налоговому органу, при запросе указанных документов налоговые органы руководствуются Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Истребование документов у банков на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 31 и пункта 7 статьи 45 Кодекса может осуществляться и вне налоговых проверок.
Истребование справок по статье 86 Налогового кодекса
В пункте 2 статьи 86 НК РФ установлен специальный порядок получения налоговыми органами от банков сведений, составляющих банковскую тайну. С 2007 года в соответствии с названной нормой налоговый орган вправе запросить у банка:
- справки о наличии в банке счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты;
- справки об остатках денежных средств на счетах указанных лиц;
- выписки по операциям на этих счетах.
Для истребования каждой из указанных справок предусмотрена отдельная форма. Согласно пункту 3 статьи 86 Налогового кодекса названные формы утверждены приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ "Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов" (далее - приказ N САЭ-3-06/829@).
Налоговые органы вправе запросить перечисленные справки в строго определенных ситуациях:
- при проведении мероприятий налогового контроля у организаций (либо индивидуальных предпринимателей), по счетам которых запрашиваются сведения;
- вынесении решения о взыскании налога, предусмотренного в статье 46 НК РФ;
- принятии решения о приостановлении операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 76 НК РФ;
- принятии решения об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Важный момент: запросы налоговых органов должны быть мотивированными. В мотивировочной части указывается одно из вышеперечисленных оснований, предусмотренных в пункте 2 статьи 86 Кодекса (например, вынесение решения о взыскании налога).
На практике наибольшее количество вопросов вызывает истребование у банка информации при проведении мероприятий налогового контроля. Такими мероприятиями являются предусмотренные Налоговым кодексом действия налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ). На основании статьи 7 Кодекса формы налогового контроля могут быть предусмотрены также международными договорами России, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов.
Кстати.
Порядок представления запроса
Справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах налоговые органы запрашивают в порядке, утвержденном приказом N САЭ-3-06/829@. Запрос составляется на бумажном носителе (на бланке налогового органа). Он подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью налогового органа.
Запрос может быть вручен представителю банка под расписку. Кредитная организация проставляет на копии запроса отметку о его получении. Эта копия возвращается должностному лицу налогового органа, вручившему запрос. Дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка, считается датой получения данного запроса. Также возможно направить запрос в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Тогда датой получения запроса признается день, указанный в уведомлении о вручении.
Мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе проведения налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов налоговых проверок (в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля, указанных в пункте 6 статьи 101 Кодекса). Необходимо учитывать, что отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок. Например, при непредставлении налогоплательщиком в установленные сроки налоговой декларации налоговый орган направляет ему письменное уведомление о наличии у него обязанности по представлению налоговой декларации (расчета), неисполнении этой обязанности и предлагает данную обязанность исполнить. Основание - подпункт 8 пункта 1 статьи 31 и подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса. Такие действия налогового органа тоже являются мероприятиями налогового контроля.
На основании пункта 2 статьи 86 НК РФ налоговые органы могут запросить у банка сведения при проведении любых мероприятий налогового контроля (не только в рамках налоговых проверок).
Буква закона.
Ответственность банков за непредставление документов
Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса является налоговым правонарушением. За это статья 135.1 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
Кроме того, в статье 15.6 КоАП РФ закреплена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, которые необходимы для осуществления налогового контроля. К этому же правонарушению приравнено представление указанных сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Такое деяние влечет наложение на должностное лицо административного штрафа от 300 до 500 руб.
Пример
В отношении ЗАО "Альфа" проводится выездная налоговая проверка. Налоговый орган, осуществляющий ее, направил заказным письмом с уведомлением о вручении в банк "Сигма" запрос о представлении справки о наличии счетов ЗАО "Альфа" в данном банке, запрос о представлении справки об остатках денежных средств (по всем счетам, открытым ЗАО "Альфа" в банке "Сигма"), а также запрос о представлении выписок по операциям на счетах, открытых ЗАО "Альфа" (по всем счетам организации в банке "Сигма"). Запросы составлены по формам, которые утверждены приказом N САЭ-3-06/829@ (приложения N 2, 3 и 4 к приказу). В мотивировочной части указано основание запросов - проведение в отношении ЗАО "Альфа" выездной налоговой проверки.
Дата, отмеченная в почтовом уведомлении о вручении, - 22 октября 2007 года. С учетом пунктов 2 и 6 статьи 6.1 НК РФ банк "Сигма" обязан представить запрашиваемые документы не позднее 29 октября 2007 года.
Как банки представляют справки
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Кодекса ФНС России приказом от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ утвердила Порядок представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов. Этим же приказом были установлены соответствующие формы справок и выписки по операциям на счетах.
Согласно пункту 2 статьи 86 Кодекса банки представляют сведения в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Исходя из пункта 2 названного Порядка, если запрос налогового органа вручается представителю банка под расписку, то пятидневный срок исчисляется со дня, следующего за днем, указанным в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Когда запрос направляется в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, исчисление указанного срока начинается со дня, следующего за датой вручения почтового отправления (она отмечается в уведомлении о вручении).
В справке о наличии счетов банк указывает номера, виды счетов и цифровые коды видов валют счетов организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, и адвоката, учредившего адвокатский кабинет), даты открытия (закрытия) счетов. Если в данном банке нет счетов лица, указанного в запросе налогового органа, банк в справке сообщает об этом факте.
В справке об остатках денежных средств на счете (счетах) банк проставляет номера, виды счетов и цифровые коды видов валют счетов организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), об остатках денежных средств на которых представляется справка. Кроме того, отмечается остаток денежных средств на соответствующем счете (счетах). В справках о наличии счетов и об остатках денежных средств на счете также проставляется дата, по состоянию на которую банк представляет информацию.
В выписке по операциям на счете банк указывает:
- номер счета организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), по операциям на котором представляется выписка;
- цифровой код вида валюты счета (в соответствии с Общероссийским классификатором валют);
- период времени, за который представляется выписка;
- номер (номера) операции по порядку (указывается в порядке осуществления операций по счету);
- дату совершения операции;
- вид (шифр), номер и дату (указывается при наличии) документа, на основании которого банком была совершена операция по счету;
- номер корреспондентского счета банка плательщика/получателя денежных средств;
- наименование, БИК банка (наименование, реквизиты иностранного банка) плательщика/получателя денежных средств;
- наименование, ИНН/КИО, КПП плательщика/получателя денежных средств;
- номер счета плательщика/получателя денежных средств;
- сумму операции по счету (по дебету/кредиту счета);
- назначение платежа по каждой операции;
- остаток по счету на начало периода времени, за который представляется выписка;
- сумму по дебету счета за период времени, за который представляется выписка;
- сумму по кредиту счета за период времени, за который представляется выписка;
- остаток по счету на конец периода времени, за который представляется выписка.
В соответствии с запросом налогового органа банк представляет выписки по каждому счету, указанному в запросе, либо по всем счетам, открытым в данном банке лицом, которое отмечено в запросе (в том числе по счетам в филиалах банка). При этом по каждому счету оформляется отдельная выписка.
Сведения, представляемые без запросов налоговых органов
Согласно пункту 1 статьи 86 НК РФ банк сообщает в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации или индивидуального предпринимателя. Данную информацию банк представляет в течение пяти дней со дня открытия, закрытия или изменения реквизитов счета. Сообщения передаются в налоговый орган на бумажном носителе (в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении) или в электронном виде. Формы сообщений утверждены приказом ФНС России от 13.12.2006 N САЭ-3-09/861@. Порядок заполнения данных форм разъяснен в письмах ФНС России от 05.02.2007 N ЧД-6-09/75@ и от 09.03.2007 N ЧД-6-09/167@.
Кроме того, на основании пункта 5 статьи 76 Кодекса банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым были приостановлены. Эта обязанность должна быть исполнена не позднее следующего дня после получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Данная обязанность возникает у банка при получении решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этой организации. Причем налоговый орган запрос в банк не направляет. В соответствии с пунктом 2 приказа ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ с целью унификации документооборота Федеральная налоговая служба рекомендовала банкам сообщать в налоговые органы сведения об остатках денежных средств на счетах организаций (п. 5 ст. 76 НК РФ) по форме согласно приложению N 3 к данному приказу.
С.А. Тараканов,
советник отдела методологии налогового контроля,
Управление контрольной работы ФНС России
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99