г. Хабаровск |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А04-3378/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис": Вялкин А.Н., представитель по доверенности от 13.06.2012, Богдаев К.А., представитель по доверенности от 09.06.2012;
от администрации города Благовещенска: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис" на решение от 26.06.2012 по делу N А04-3378/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Д.В. Курмачевым
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис"
к администрации города Благовещенска
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис" (ОГРН 1082801005495, ИНН 2801133091, адрес: 675000, г.Благовещенск, ул. Пионерская, 31, далее - общество) с заявлением:
- признать незаконным отказ Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588 ИНН 2801032015, адрес: 675000, г.Благовещенск, ул.Ленина, 133, далее - администрация) в утверждении акта выбора от 13.10.2010 N 40/12 земельного участка площадью 39 126 кв.м. в планировочном районе "Астрахановка" г. Благовещенска и предварительном согласовании размещения ООО "Жак транс-Сервис" на земельном участке складских объектов;
- обязать Администрацию г. Благовещенска утвердить акт выбора от 13.10.2010 N 40/12 земельного участка площадью 39 126 кв.м. в планировочном районе "Астрахановка" г. Благовещенска и предварительно согласовать с ООО "Жак Транс-Сервис" размещения на земельном участке складских объектов.
В судебном заседании суда первой инстанции 20.06.2012 представитель общества уточнил, что обжалуется отказ администрации от 26.03.2012 N 450/19 в утверждении акта выбора от 13.10.2010 N 40/12 земельного участка площадью 39 126 кв.м. в планировочном районе "Астрахановка" города Благовещенска и предварительном согласовании размещения обществом на земельном участке складских объектов.
Уточнение требования общества в части признания незаконным отказа администрации от 26.03.2012 N 450/19 принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 26.06.2012 по делу N А04-3378/2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.06.2012 по делу N А04-3378/2012 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции 13.09.2012 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 20.09.2012.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила, каких-либо ходатайств не заявила, в представленном отзыве изложила возражения относительно доводов жалобы общества, в связи с чем, просила решение суда первой инстанции от 26.06.2012 оставить без изменения. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия ее представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 22.09.2010 общество обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка площадью 44 550 кв.м. в планировочном районе "Астрахановка" г.Благовещенска на праве аренды и предварительном согласовании размещения на земельном участке складских объектов.
Администрацией в процессе рассмотрения заявления осуществлен выбор земельного участка площадью 39 126 кв.м., оформленный актом выбора земельного участка от 13.10.2010 N 40/12. При выборе земельного участка были получены все необходимые согласования. По согласованной схеме расположения земельного участка разрешенным использованием участка является размещение складских объектов.
Письмом от 05.12.2011 N 2720/19 администрация уведомила о публикации в газете "Благовещенск" от 02.12.2011 N 47 информационного сообщения о возможном предоставлении земельного участка для строительства объектов в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Решение о предварительном согласовании места размещения объектов будет принято, если в течение месяца с момента публикации сообщения не поступят иные заявления о предоставлении данного земельного участка.
По истечении указанного срока заявления о приобретении указанного земельного участка от других лиц поступили, но были ими отозваны, сняты с рассмотрения. Таким образом, претендентом на земельный участок являлось только общество.
Письмом от 26.03.2012 N 450/19 администрация отказала обществу в утверждении акта выбора земельного участка площадью 39 126 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объектов указав, что согласно генеральному плану г.Благовещенска запрашиваемый земельный участок расположен на территории, предназначенной для размещения грузового двора. Размещение складских объектов на данной территории не предусматривается. Запрашиваемый земельный участок, расположен в зоне железнодорожного транспорта (Тр-1). В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования. Генеральный план г.Благовещенска имеет приоритет по отношению к правилам землепользования и застройки.
Суд апелляционной инстанции считает, что отказ администрации противоречит земельному законодательству на основании следующего.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на земли осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не разграничено, распоряжение участком осуществляется органом местного самоуправления.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии со статьей 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
По имеющимся материалам дела апелляционный суд установил, что земельный участок, испрашиваемый обществом в аренду, отнесен в зону железнодорожного транспорта согласно представленной в материалы дела выкипировки из генерального плана города, что подтверждает только его вхождение в зону Тр-1.
Между тем, исследовав и оценив доказательства по делу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что земельный участок не предоставлялся организациям для нужд транспорта, администрацией не предоставлено доказательств нахождения на спорном земельном участке красных линий и санитарно-защитной зоны (отсутствует проект установления санитарно-защитной зоны), не имеется нормативно-правовых актов органа власти о резервировании спорного земельного участка, его использовании для государственных или публичных нужд. Отсутствуют доказательства нахождения земельного участка в полосе отвода.
Земельный участок не участвует в обеспечении деятельности железной дороги. На нем отсутствуют объекты железнодорожного транспорта. На запрос администрации письмом от 11.05.2011 N 1047 (л.д.22) филиал ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога сообщила, что планирует использование территории для размещения грузового двора, однако администрацией в материалы дела, апелляционному суду не представлено никакого подтверждения о мерах ОАО "РЖД", предпринятых по резервированию, перспективному развитию земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок не ограничен в обороте. Как следует из заявления в администрацию о предоставлении земельного участка в аренду, земельный участок запрашивался для строительства объектов складских помещений, что соответствует согласованному разрешенному использованию участка.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
На основании приведенных выше норм законодательства у администрации отсутствовали правовые оснований для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка и утверждения акта выбора данного участка. Действия администрации противоречат статьям 27, 31 ЗК РФ.
Администрация города Благовещенска обязана принять решение о предварительном согласовании размещения складских объектов ООО "Жак Транс-Сервис" на земельном участке площадью 39 126 кв.м. в планировочном районе "Астрахановка" г.Благовещенска и утвердить акт выбора земельного участка от 13.10.2010 N 40/12.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.06.2012 по делу N А04-3378/2012 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис" (ИНН 2801133091, ОГРН 1082801005495, адрес: 675000 Амурская область г.Благовещенск ул.Пионерская,31) удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации города Благовещенска от 26.03.2012 N 450/19 в утверждении акта выбора от 13.10.2010 N 40/12 земельного участка площадью 39 126 кв.м. в планировочном районе "Астрахановка" г.Благовещенска и предварительном согласовании размещения обществом с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис" на земельном участке складских объектов.
Взыскать с администрации города Благовещенска (ИНН 2801032015, ОГРН 1022800520588) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис" (ИНН 2801133091, ОГРН 1082801005495) расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в Арбитражном суде Амурской области в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, в размере 1 000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жак Транс-Сервис" (ИНН 2801133091, ОГРН 1082801005495) из федерального бюджета, излишне уплаченную платежным поручением от 25.07.2012 N 4 государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3378/2012
Истец: ООО "Жак Транс-Сервис"
Ответчик: Администрация г. Благовещенска