г.Москва |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А40-31124/12-21-288 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей |
Пронниковой Е.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.06.2012 по делу N А40-31124/12-21-288, принятое судьей Каменской О.В.,
по заявлению МГУП "Мосводоканал" (ИНН 7701002626, ОГРН 10277390221265, 105005, г.Москва, ул.Плетешковский пер., д.2)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (ИНН 7724559170, ОГРН 1057748853690, 117105, г.Москва, Варшавское ш., д. 39 "А")
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Чубаров К.В. по доверенности от 01.01.2012; |
от ответчика: |
Арапова А.В. по доверенности от 14.05.2012; |
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное государственное унитарное предприятие "Мосводоканал" (далее - Мосводоканал, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО, ответчик) от 28.10.2011 N 17-40/17914, обусловленного необходимостью выдачи разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.06.2012 вышеуказанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о совершении ответчиком отказа в выдаче разрешения по формальным основаниям, учитывая соблюдения заявителем порядка представления документов, содержащих обоснование для выдачи испрашиваемого разрешения.
Не согласившись с приняты по делу судебным актом, Департамент Росприроднадзора по ЦФО обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, отказ в выдаче разрешения является законным и обоснованным, поскольку сброс загрязняющих веществ осуществляется с Зеленоградский очистных сооружений, т.е. вне пределов установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ тогда как в рассматриваемом случае необходимо проведение мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или)реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ в окружающую среду. Поскольку заявителем не представлен комплект документов, согласно которому предприятие проводит работы в соответствии с уже существующим технологическим процессом, ответчик не имел правовых оснований для выдаче испрашиваемого разрешения о предоставлении лимитов на сброс загрязняющих веществ.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем не представлен.
В судебном заседании представитель в полном объеме поддержала доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложила свою правовую позицию по делу, просила отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, Мосводоканал" обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду с 16.09.2009 по 31.12.2011 от 21.09.2011 N 02-02-450/11, приложив необходимый перечень документов.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчиком посредством письма от 28.10.2011 N 17-40/17914 оформлен отказ заявителю в выдаче испрашиваемого разрешения по представления материалов по обоснованию лимитов сбросов и план природоохранных мероприятий по поэтапному достижению нормативов допустимых сбросов, которые не являются достаточными для принятия положительного решения по выдаче лимитов ВСС для Зеленоградских очистных сооружений.
Вынесение ответчиком вышеуказанного ненормативного правового акта, обусловленного необоснованным отказом в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ, побудило Мосводоканал обратится в суд за защитой и восстановлением нарушенного права.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, доводов апелляционной жалобы, коллегия приходит к выводу что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, применены судом правильно.
В ст.1 Закона Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") дано понятие лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы), в соответствии с которым это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Как следует из содержания п.4 ст.23 Закона "Об охране окружающей среды" разрешения на выбросы и сбросы химических веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.3 ст.23 Закона "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу п.4 этой статьи, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок выдачи разрешений установлен Административным регламентом, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 N 288 в п.8.2 которого указано следующее.
Для получения разрешения на сбросы заявителю необходимо представить:
- сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод;
- карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;
- нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод;
- установленных лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- согласованного в предусмотренном абз.2 п.3 ст.23 Закона "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту;
- копии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке;
- документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Согласно п.10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление Заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
В свою очередь представленные ответчиком доказательства: программа природоохранных мероприятий МГУП "Мосводоканал" на 2008-2010 гг., программа природоохранных мероприятий МГУП "Мосводоканал" на 2011-2013 гг., обоснование лимитов сброса и плана мероприятий по поэтапному достижению нормативов допустимых сбросов нормируемых веществ со сточными водами ПУ "Зеленоградводоканал" обосновывают необходимость выдачи испрашиваемого разрешения, обусловленную достижением водоохранного эффекта посредством реализации избранных заявителем природоохранных мероприятий.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, коллегия соглашает с выводами суда первой инстанции относительно совершенного ответчиком отказа в выдаче положительного решения по выдаче лимитов на сброс загрязняющих веществ, поскольку Департаментом Росприроднадзора по ЦФО ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не приведены какие-либо основания, со ссылками на нормативно-правовые акты, в связи с какими обстоятельствами, представленных материалов по обоснованию лимитов сбросов и план природоохранных мероприятий по поэтапному достижению нормативов допустимых сбросов недостаточно для принятия положительного решения и, какие действия необходимо предпринять заявителю для его получения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик не обосновал и не мотивировал со ссылкой на нормы закона обстоятельства, положенные в основу оспариваемого решения, нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, поскольку направлены на их переоценку, следовательно, указанные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения принятого по делу и оспариваемого заинтересованным лицом судебного акта.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.06.2012 по делу N А40-31124/12-21-288 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31124/2012
Истец: МГУП "Мосводоканал", МГУП "Мосводоконал"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО