Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 г. N 14АП-6636/12
г. Вологда |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А66-2035/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2012 года по делу N А66-2035/2012 (судья Басова О.А.)
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Красный октябрь" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) в списании недоимки по налогам в сумме 603 345 руб. 10 коп. (с учетом уменьшения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), выразившегося в письме от 16.01.2012 N 17-10/00140.
Определением от 17.05.2012 по делу N А66-2035/2012 судом произведена замена сельскохозяйственного производственного кооператива "Красный октябрь" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Красный октябрь" (далее - заявитель, Общество).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что, несмотря на заключение соглашения о реструктуризации, у Общества сохранилась задолженность по налогам, регулирование которых происходит в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Полагает, что возможность взыскания в принудительном порядке сохраняется относительно суммы 83 110 руб., срок взыскания в принудительном порядке 603 335,10 руб. истек.
Налоговая инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Налоговая инспекция и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, кооператив 11.11.2011 обратился в налоговую инспекцию с письмом, в котором указал на истечение срока взыскания задолженности по налогам и сборам в общей сумме 682 951,63 руб. В связи с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания просроченной задолженности кооператив предложил налоговому органу признать данную сумму безнадежной к взысканию и ликвидировать нарушение прав и законных интересов заявителя.
Письмом от 16.01.2012 N 17-10/00140 налоговая инспекция сообщила кооперативу, что давность образования задолженности или пропуск налоговым органом срока взыскания задолженности не может являться основанием для признания ее безнадежной к взысканию и списания. Также налоговый орган указал на то, что задолженность кооператива, сформировавшаяся по состоянию на 01.01.2008, включена в типовое соглашение о реструктуризации долгов от 24.05.2011 N 474.
Кооператив, не согласившись с данным отказом налогового органа, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.1 -2.3 Порядка; руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Следовательно, исходя из указанных выше норм и принимая во внимание положения статьи 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
При этом установление факта безнадежности взыскания возложено законодателем на судебные органы.
В данном случае материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается наличие у заявителя недоимки по налогам, сборам и страховым взносам во внебюджетные фонды по состоянию на 07.08.2008 года в сумме 836 0220,51 руб. В связи с частичным погашением заявителем указанной суммы задолженности на 01.03.2012 недоимка по налогам, сборам и страховым взносам составила 603 335,10 руб.
Суды правильно не приняли во внимание ссылку Общества на решения по делам N А44-2070/2010 и N А44-244/2009, поскольку в судебных актах по указанным делам не содержится вывод об утрате налоговой инспекцией права на бесспорное взыскание налоговых платежей в спорной сумме.
Таким образом, суды обоснованно указали на отсутствие у налогового органа правовых оснований для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в сумме 2 177 005 руб. безнадежной ко взысканию и для списания этой суммы с лицевого счета открытого акционерного общества "Алкон".
Однако материалами дела подтверждается, что между налоговой инспекцией и кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) заключено соглашение о реструктуризации долгов от 28.04.2011 N 472 (т. 1, л. 112-114), предметом которого является реструктуризация задолженности организации перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2011 в сумме 1 054 231,76 руб. Условиями соглашения предусмотрена частичная отсрочка и частичная рассрочка погашения долга и начисленных процентов в период 2011-2023 годы в соответствии с прилагаемым графиком погашения долгов (т. 1, л. 115).
В связи с выходом организации на реструктуризацию сторонами также заключено соглашение от 24.05.2011 N 474, по которому производится списание пеней и штрафов, начисленной по задолженности, включенной в реструктуризацию (т. 1, л. 116-117).
Заявителем представлены сведения о состоянии задолженности кооператива, полученные в ходе проведения совместной сверки расчетов. Из этих сведений следует и заявителем не оспаривается, что задолженность по налогам в сумме 603 335,10 руб., являющаяся предметом судебного разбирательства, в полном объеме включена в состав задолженности, подлежащей реструктуризации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 83-ФЗ реструктуризация представляет собой основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Это означает, что в случае заключения соглашения о реструктуризации ранее возникшие налоговые обязательства налогоплательщика трансформируются в новые налоговые обязательства, в частности, с новым сроком их исполнения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2012 года по делу N А66-2035/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.