г. Ессентуки |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А25-895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.07.2012 по делу N А25-895/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967722, ИНН 0914000772)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, (судья Дышекова А. С.),
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "Тандер": Шевелева Ю.В. по доверенности от 11.05.12.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике: явки нет, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, налоговая инспекция) об оспаривании постановления о наложении административного штрафа от 06.03.2012 N 000040/12 в размере 30 000 руб. на закрытое акционерное общество "Тандер".
Решением суда от 23 июля 2012 года постановление N 000040/12 от 06 марта 2012 года о наложении административного взыскания, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике в отношении Закрытого акционерного общества "Тандер" в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей признано незаконным и отменено.
Решение мотивированно нарушением процедуры, прав и интересов лица привлекаемого к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что приобретение проверяющим лицом товара (услуги) для личного пользования не является контрольной закупкой; акт по итогам рейдовой проверки может составляться и без представителя нарушителя; факт надлежащего извещения заявителя о рассмотрении административного дела подтверждается данными сайта Почты России по отслеживанию почтового отправления идентификационным номером 36900047421798; заявитель не доказал факт предоставления части торгового помещения иным лицам для размещения платежного терминала.
Представитель ЗАО "Тандер", Шевелева Ю.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителя для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.07.2012 по делу N А25-895/2012 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 28.06.1996 закрытое акционерное общество "Тандер" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой г. Краснодара, 12.08.2002 Инспекцией МНС России N 2 г. Краснодара в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1022301598549.
13.01.2012 должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике Меремуковым М.А. и Айбазовым А.М. проведена проверка соблюдения законодательства в области применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при использовании платежного терминала N 62286, установленного в магазине "Магнит", по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 15.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 13.01.2012 N 001567, в котором указано, что при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты за услуги сотовой связи в сумме 100 руб., ККТ отсутствует.
Усмотрев в действиях ЗАО "Тандер" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главный госналогинспектор Меремуков М.А. составил протокол об административном правонарушении от 24.02.2012 N 008370.
Постановлением о назначении административного наказания от 06.03.2012 N 000040/12 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Протокол об административном правонарушении от 24.02.2012 N 008370 составлен, постановление о назначении административного наказания от 06.03.2012 N 000040/12 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления).
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление налогового органа вынесено инспекцией без участия общества в отсутствие данных о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие получение обществом определения инспекции от о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении.
Ссылка инспекции на сайт Почты России обоснованно отклонена, поскольку данная информация не является доказательством надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении.
Принятие постановления о привлечении общества к административной ответственности в отсутствие законного представителя общества, доказательства уведомления которого о времени и месте рассмотрения дела административный орган не представил, свидетельствуют о существенном характере допущенных инспекцией нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Заявитель отрицает принадлежность ему платежного терминала на каком-либо праве, соответствующее объяснение содержится в акте проверки.
В доказательство того, что платежный терминал не принадлежит ЗАО "Тандер", в материалы дела заявителем представлено два письма: запрос ЗАО "Тандер" от 18.04.2012 N 13276, направленный руководителю ООО "Кампэй" (платежная система) о предоставлении сведений о лицах, осуществляющих деятельность на платежных терминалах, установленных в магазинах "Магнит" по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 15; ул. Парковая, 7; ул. Гутякулова, 9Г, и ответ на указанный запрос от 20.04.2012 N 320.
Согласно пункту 1.1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и в первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.
В силу пункта 2 статьи 5 данного Закона организации (за исключением кредитных организации) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны, в том числе использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: I) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Закона; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Инспекция не обосновала привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса, при том, что платежный терминал используется иными лицами.
В этой связи суд правильно указал на недоказанность материалами дела факта совершения вменяемого правонарушения непосредственно обществом, поскольку инспекцией не установлен надлежащий субъект правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.07.2012 по делу N А25-895/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.07.2012 по делу N А25-895/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-895/2012
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N3 по КЧР
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N3 по Карачаево-Черкесской Республике