г. Вологда |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А66-3044/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 мая 2012 года по делу N А66-3044/2012-3044/2012 (судья Романова Е.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт" (ОГРН 1056900000354; далее - ОАО "Тверьэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) от 13.03.2012 по делу N 03-5/1-10-2012 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 16.04.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Электростройсервис" (далее - ООО "Электростройсервис").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.05.2012 по делу N А66-3044/2012 постановление управления от 13.03.2012 N 03-5/1-10-2012 признано незаконным в части наложения административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., в остальной части оставлено без изменения.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части привлечения ОАО "Тверьэнергосбыт" к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что судом императивные нормы статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) применены без учета примечания к данной статье. Поскольку в решении суда не приведены конкретные обстоятельства и смягчающие ответственность обстоятельства, у суда не имелось оснований для снижения штрафа.
Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения.
ООО "Электростройсервис" в своем отзыве на апелляционную жалобу поддерживает изложенные в ней антимонопольным органом доводы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.08.2011 управлением принято решение N 03-6/1-13-2011, которым признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия ОАО "Тверьэнергосбыт", выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с ООО "Электростройсервис".
Принимая во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области от 09.02.2010 по делу N А66-11730/2010 о понуждении общества заключить договор купли-продажи (поставки) электрической энергии, УФАС постановило предписание не выдавать.
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства обществом не обжаловано.
По факту выявленного нарушения управлением составлен протокол об административном правонарушении от 29.02.2012 N 03-5/1-10-2012, постановлением от 13.03.2012 N 03-5/1-10-2012 с учетом определения об исправлении технической опечатки от 13.04.2012 ОАО "Тверьэнергосбыт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 737 500 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 названного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1).
Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5).
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Согласно пункту 5 Основных положений гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии на территории своей зоны по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1 и от 28.09.2009 N 44 ОАО "Тверьнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика.
Пунктом 61 Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящего Положения (Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения).
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
В соответствии с пунктом 62 Основных положений лицо, которое намерено заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно представляет поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки.
Пунктом 63 Основных положений установлено, что в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора - подписать его или направить ему протокол разногласий.
Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к включаемым в договор сведениям о покупателе электрической энергии, и направляет один подписанный экземпляр договора гарантирующему поставщику.
В случае несогласия с условиями, содержащимися в проекте договора или протоколе разногласий, заявитель вправе в свою очередь направить гарантирующему поставщику протокол разногласий.
Из материалов дела следует, что ООО "Электростройсервис" в адрес общества в письмах от 30.09.2010 N 105 и от 04.10.2010 N 108 направило пакет, который содержал все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктом 62 Основных положений.
Данная заявка с приложениями (в количестве 6 единиц) была получена ОАО "Тверьэнергосбыт" 30.09.2010 и 04.10.2010.
С учетом даты регистрации (04.10.2010) гарантирующим поставщиком представленных документов, необходимых для заключения договора купли-продажи электрической энергии по точкам поставки потребителя и являющихся дополнением к ранее направленной заявке, срок, в течение которого гарантирующий поставщик был обязан рассмотреть заявку о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и подписать представленный проект договора или направить протокол разногласий к нему, определялся периодом с 05.10.2010 по 03.11.2010 и истек 04.11.2010.
ОАО "Тверьэнергосбыт" на вышеуказанную дату (05.11.2010) не направило в адрес ООО "Электростройсервис" подписанный со своей стороны договор купли-продажи (поставки) электрической энергии либо мотивированный протокол разногласий к нему. При этом законные основания для отказа заключить договор отсутствовали.
Рассмотрение проекта договора купли-продажи электрической энергии, направленного ООО "Электростройсервис" в адрес общества, произведено последним с существенным нарушением 30-дневного срока, установленного пунктом 63 Основных положений.
Невыполнение ОАО "Тверьэнергосбыт" требований пунктов 61, 61 и 63 Основных положений и несоблюдение им тридцатидневного срока правильно расценены антимонопольным органом как уклонение от заключения договора с ООО "Электростройсервис".
Суд первой инстанции, признав наличие в действиях ОАО "Тверьэнергосбыт" злоупотребления доминирующим положением путем уклонения от заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, отменил постановление УФАС в части размера административного штрафа и наложил на общество административное взыскание в виде минимального предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ штрафа в сумме 300 000 руб.
Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 4 примечания к данной норме при назначении административного наказания за совершение данного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса; обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, указанные в пунктах 2, 3 настоящего Примечания.
Ранее за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации статьей 14.31 КоАП РФ было установлено наказание юридическим лицам в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров и не менее ста тысяч рублей.
Антимонопольный орган, выявив при назначении наказания одно отягчающее ответственность обстоятельство, проанализировав диспозиции статьи 14.31 КоАП РФ, действовавшей в период совершения административного правонарушения и на дату вынесения оспариваемого постановления, назначил штраф по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в размере 737 500 руб.
Оценивая правомерность размера штрафной санкции, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии отягчающего ответственность обстоятельства, поскольку на дату совершения правонарушения по данному делу (05.11.2010) общество не было привлечено к административной ответственности (решение Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2011 по делу N А66-9811/2011).
Частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Смягчающим ответственность обстоятельством в силу названной статьи КоАП РФ является фактическое устранение нарушения на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Апелляционная коллегия также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что право суда на применение минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, не ограничено правилами расчета штрафа, приведенными в пункте 4 примечания к той же норме.
Общество также не оспаривает размер штрафных санкций, определенный судом первой инстанции.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела, правомерно снизил размер штрафных санкций, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 19 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Снижение штрафа произведено судом в рамках полномочий и в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2012 N А66-1669/2012.
С учетом конкретных обстоятельств дела решение суда о применении к обществу штрафа по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в размере 300 000 руб. является правильным.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 мая 2012 года по делу N А66-3044/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3044/2012
Истец: ОАО "Тверьэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Третье лицо: ООО "Электростройсервис"
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-909/13
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6818/12
20.09.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4423/12
12.05.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3044/12