г. Чита |
|
26 сентября 2012 г. |
дело N А19-8045/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Восточное" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 июля 2012 года по делу N А19-8045/2012 по заявлению товарищества собственников жилья "Восточное" (ОГРН 1023801538738, ИНН 3811067611) к службе по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023929) о признании незаконным постановления N 19-п-12 от 21.03.2012 по делу об административном правонарушении,
(суд первой инстанции судья Красько Б.В.),
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Восточное" - не явился, извещен,
от заинтересованного лица Службы по тарифам Иркутской области - не явилось, извещен,
установил:
товарищество собственников жилья "Восточное" (далее - заявитель, ТСЖ "Восточное") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Иркутской области (далее - административный орган, Служба) от 21.03.2012 N 19-п-12 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 АПК РФ, и об отсутствии нарушений административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Восточное" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, указывая на отсутствие в его действиях состава правонарушения, просит принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу административный орган не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Службой рассмотрено обращение гражданки Стародав И.В. от 26.07.2011 года (вх. N 19-19-4617/11 от 09.08.2011), проживающей по адресу: 664081, г. Иркутск, ул. Волжская, дом 33, кв. 43, по вопросу правомерности начисления ТСЖ "Восточное" платы за коммунальные услуги жильцам указанного многоквартирного дома (т. 1 л.д. 168).
По ходе проверки представленных ТСЖ "Восточное" документов (в том числе, платежных документов по начислению платы за коммунальные услуги, информации об оборудовании многоквартирного дома приборами учета коммунальных услуг, расчетных материалов, обосновывающих уровень платы граждан за коммунальные услуги) административным органом выявлены факты, указывающие на признаки нарушения со стороны ТСЖ "Восточное", установленного порядка ценообразования в сфере предоставления жилищных услуг, а именно - плата за услуги отопления в 2011 году предъявлялась заявителем гражданам, проживающим по рассматриваемому адресу, по тарифам, заниженным по отношению к тарифам, установленным уполномоченным регулирующим органом.
По данному факту 27.12.2011 советником юридического отдела в контрольно-правовом управлении Службы Дружининой А.А. в отношении ТСЖ "Восточное" в отсутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении серии СТ N 00490 по факту нарушения ТСЖ "Восточное" порядка определения размера платы за коммунальные услуги (т. 1 л.д. 130-134).
Постановлением заместителя руководителя Службы от 21.03.2012 N 19-п-12 по делу об административном правонарушении N 331/11 (ЖК) ТСЖ "Восточное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ "Восточное" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 23.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных
статьей 14.6 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, их заместители;
3) руководители органов, уполномоченных осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации, их заместители.
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 года N 208-пп, действовавшим в спорный период времени, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Пунктом 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области установлено, что Служба в соответствии с действующим законодательством рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения порядка привлечения ТСЖ "Восточное" к административной ответственности Службой по тарифам не допущено. Протокол об административном правонарушении от 27.12.2011 серии СТ N 00490 составлен и постановление от 21.03.2012 N 19-п-12 о привлечении ТСЖ "Восточное" к административной ответственности вынесено должностными лицами в пределах полномочий, предоставленных им КоАП РФ. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела ТСЖ "Восточное" было извещено заблаговременно и надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела почтовые уведомления о вручении представителю ТСЖ "Восточное" извещений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего
Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по
тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Расчет размера платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета производится в соответствии с пунктом 19 Правил.
Согласно указанному пункту расчет платы за услуги отопления определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии для целей отопления, тарифа, установленного уполномоченным органом государственной власти на соответствующий коммунальный ресурс и площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 7.07.2010
N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность),
поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-
ФЗ "О теплоснабжении" регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере
теплоснабжения - тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования
тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", руководствуясь Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 400/179-пп, на заседании Правления службы по тарифам Иркутской области 21 декабря 2010 года с 1 января 2011 года на срок не менее одного года были установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" в размере 714, 91 руб/Гкал (без НДС) для всех групп потребителей.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение приведенных требований жилищного законодательства и законодательства в области ценообразования
ТСЖ "Восточное" при расчете платы за услуги по отоплению в отношении граждан, проживающих в многоквартирном доме N 33 в городе Иркутске по улице Волжская применялся тариф на тепловую энергию, рассчитанном исходя общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и тарифа, установленного решением общего собрания собственников имущества многоквартирного дома.
Согласно имеющемуся в материалах дела расчету тарифов ТСЖ "Восточное" установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год - 16,70 Гкал (выписка из решения общего собрания от 10.03.2011 года) (т. 1 л.д. 152).
Согласно ведомости расчетов ТСЖ "Восточное" с квартиросъемщиками от 17.08.2011 года за июнь 2011 года, карточке лицевого счета б/н по состоянию на июнь 2011 года, гражданке Стародав И.В. с учетом того, что общая площадь занимаемого ею в составе двух человек жилого помещения составляет 96,6 кв. м, за указанный период времени ТСЖ "Восточное" рассчитан размер платы за услуги отопления в размере 1 613, 22 руб. (16,70 руб/кв.м. * 96,6 кв.м.).
Вместе с тем, согласно требованиям законодательства, к оплате за услуги отопления гражданке Стародав И.В. ТСЖ "Восточное" должна быть предъявлена сумма в размере 2 200,25 руб. (0,027 Гкал/м 2 (норматив потребления коммунальной услуги) х 843,59 руб/Гкал (тариф на тепловую энергию) х 96,60 м2).
При этом, согласно счетам-фактурам от 31.01.2011, 28.02.2011, 30.04.2011, 31.05.2011, 31.07.2011, 31.08.2011, 30.09.2011, 31.10.2011, 31.11.2011, 31.12.2011, выставленным ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" покупателю ТСЖ "Восточное", цена (тариф) на тепловую энергию составляет 714, 91 Гкал.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении и имеющимися в материалах дела копией карточки лицевого счета б/н по состоянию на июнь 2011 года (т. 1 л.д. 155), копией ведомости расчетов ТСЖ "Восточное" с квартиросъемщиками от 17.08.2011 года за июнь 2011 года (т. 1 л.д. 154).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия ТСЖ "Восточное", в применении тарифа при расчете платы за услуги по отоплению в отношении граждан, проживающих в многоквартирном доме N 33 в городе Иркутске по улице Волжская, в размере заниженном, по отношению к тарифу, установленному приказом от 21.12.2010 N202-спр, нарушают действующий порядок ценообразования и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ТСЖ "Восточное" о том, что в его действиях отсутствует умышленная форма вины, что, по мнению заявителя, является основанием для признания обжалуемого постановления незаконным.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Заявителем доказательств в подтверждение принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ в полном объеме подтверждается изученными в суде письменными материалами дела.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ТСЖ "Восточное" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно обжалуемому постановлению от 21.03.2012 N 19-п-12 сумма штрафа назначена ТСЖ "Восточное" в пределах минимального размера санкции, предусмотренной за совершение указанного правонарушения в размере 100 000 рублей.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП РФ.
При этом, по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что в оспариваемом постановлении размер назначенного товариществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 июля 2012 года по делу N А19-8045/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8045/2012
Истец: ТСЖ "Восточное"
Ответчик: Служба по тарифам Иркутской области
Третье лицо: Стародав Ирина Валерьевна