25 сентября 2012 г. |
Дело N А78-5276/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия в составе судьи Степановой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шобоевой Е.А. апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Азимут" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2012 года по делу N А10-1012/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (ОГРН 1030302959884, ИНН 0326014425) к Бурятской таможне (ОГРН 1020300891346, ИНН 032305338) о признании незаконным решения N 10602000/010212/3, об обязании принять сертификаты формы "А" в качестве достоверного подтверждения происхождения товаров
(суд первой инстанции: Рабдаева Л.Ю.)
в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица (Бурятская таможня) - Зайцевой Е.В., представителя по доверенности N 06-62/03082 от 21.03.2012; Доминовой Е.А., представителя по доверенности N 06-16/03681 от 04.04.2012.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - Общество, ООО "Азимут") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения N 10602000/010212/3 от января 2012 года об отмене в порядке ведомственного контроля решений Улан-Удэнского таможенного поста не соответствующих требованиям законодательства Таможенного Союза и законодательства РФ о таможенном деле по предоставлению тарифных преференций, изложенного в письме от 02.02.2012 N 12-03-50/01053 "О направлении решений в порядке ведомственного контроля" для товаров, ввозимых по ДТ N 10602040/070710/0004366, N 10602040/020810/0005025, N 10602040/030810/0005076, N 10602040/090810/0005214, N 10602040/200810/0005565, N 10602040/020910/0005905, N 10602040/290910/0006714, N 10602040/071010/0006890, N 10602040/271010/0007355, N 10602040/271010/0007352, об обязании принять сертификаты формы "А" N G101501001480542 от 17.062010, N G101501001480546 от 19.06.2010, N G101501001480557 от 21.06.2010, N G101501001480558 от 22.06.2010, N G101501001480564 от 23.06.2010, N G101501001480570 от 24.06.2010, N G101501001480573 от 26.06.2010, N G101501001480547 от 19.06.2010, N G101501001480555 от 21.06.2010, N G101501001480556 от 21.06.2010, N G101501001480567 от 23.06.2010, N G101501001480569 от 24.06.2010, N G101501001480554 от 20.06.2010, N G101501001480572 от 26.06.2010, N G101501001480553 от 20.06.2010, N G101501001480559 от 22.06.2010, N G101501001480565 от 23.06.2010, N G101501001480561 от 22.06.2010, N G101501001480568 от 24.06.2010, N G101501001480574 от 26.06.2010, N G101501001480566 от 23.06.2010, N G101501001480571 от 24.06.2010, N G101501001480560 от 22.06.2010, N G101501001480562 от 22.06.2010, N G101501001480563 от 23.06.2010, N G101501001480591 от 29.06.2010, N G101501001480584 от 28.06.2010, N G101501001480589 от 29.06.2010, N G101501001480598 от 30.06.2010, N G101501001480590 от 29.06.2010, N G101501001480576 от 27.06.2010, N G101501001480583 от 28.06.2010, N G101501001480594 от 30.06.2010, N G101501001480587 от 29.06.2010, N G101501001480593 от 29.06.2010, N G101501001480586 от 29.06.2010, N G101501001480585 от 28.06.2010, N G101501001480592 от 29.06.2010, N G101501001480595 от 30.06.2010, N G101501001480596 от 30.06.2010, N G101501001480597 от 30.06.2010, N G101501001480606 от 04.07.2010, N G101501001480602 от 02.07.2010, N G101501001480599 от 01.07.2010, N G101501001480604 от 04.07.2010, N G101501001480600 от 02.07.2010, N G101501001480601 от 02.07.2010, N G101501001480605 от 04.07.2010, N G101501001480603 от 02.07.2010, N G101501001480607 от 05.07.2010, N G101501001480608 от 05.07.2010, N G101501001480638 от 21.07.2010, N G101501001480645 от 24.07.2010, N G101501001480647 от 24.07.2010, N G101501001480649 от 24.07.2010, N G101501001480653 от 27.07.2010, N G101501001480652 от 27.07.2010, N G101501001480656 от 27.07.2010, N G101501001480643 от 22.07.2010, N G101501001480644 от 22.07.2010, N G101501001480648 от 24.07.2010, N G101501001480654 от 27.07.2010, N G101501001480642 от 22.07.2010, N G101501001480655 от 27.07.2010, N G101501001480659 от 03.08.2010, N G101501001480661 от 05.08.2010, N G101501001480663 от 07.08.2010, N G101501001480662 от 05.08.2010, N G101501001480667 от 11.08.2010, N G101501001480666 от 08.08.2010, N G101501001480673 от 23.08.2010, N G101501001480671 от 20.08.2010, N G101501001480668 от 19.08.2010, N G101501001480669 от 19.08.2010, N G101501001480670 от 19.08.2010, N G101501001480672 от 21.08.2010, N G101501001480681 от 08.09.2010, N G101501001480682 от 08.09.2010, N G101501001480686 от 10.09.2010, N G101501001480688 от 11.09.2010, N G101501001480689 от 12.09.2010, N G101501001480700 от 25.09.2010, N G101501001480676 от 06.09.2010, N G101501001480679 от 06.09.2010, N G101501001480680 от 08.09.2010, N G101501001480685 от 09.09.2010, N G101501001480687 от 10.09.2010, N G101501001480701 от 25.09.2010, N G101501001480675 от 02.09.2010, N G101501001480677 от 06.09.2010, N G101501001480678 от 06.09.2010, N G101501001480690 от 17.09.2010, N G101501001480693 от 18.09.2010, N G101501001480694 от 20.09.2010, N G101501001480695 от 21.09.2010, N G101501001480691 от 18.09.2010, N G101501001480696 от 22.09.2010, N G101501001480692 от 18.09.2010, N G101501001480697 от 23.09.2010, N G101501001480684 от 09.09.2010, N G101501001480698 от 23.09.2010, N G101501001480706 от 27.09.2010, N G101501001480699 от 24.09.2010, N G101501001480703 от 25.09.2010, N G101501001480705 от 26.09.2010, N G101501001480708 от 27.09.2010, N G101501001480709 от 27.09.2010, N G101501001480758 oт 13.10.2010, N G101501001480742 от 07.10.2010, N G101501001480755 от 11.10.2010, N G101501001480760 от 13.10.2010, N G101501001480773 от 16.10.2010, N G101501001480767 от 15.10.2010, N G101501001480744 от 08.10.2010, N G101501001480751 от 09.10.2010, N G101501001480774 от 17.10.2010, N G101501001480743 от 07.10.2010, N G101501001480748 от 08.10.2010, N G101501001480757 от 13.10.2010, N G101501001480762 от 14.10.2010, N G101501001480763 от 14.10. 2010, N G101501001480765 от 14.10.2010, N G101501001480768 от 15.10.2010, N G101501001480740 от 06.10.2010, N G101501001480750 от 09.10.2010, N G101501001480749 от 08.10.2010, N G101501001480759 от 13.10.2010, N G101501001480738 от 06.10.2010, N G101501001480741 от 07.10.2010, N G101501001480745 от 08.10.2010, N G101501001480747 от 08.10.2010, N G101501001480746 от 08.10.2010, N G101501001480752 от 09.10.2010, N G101501001480753 от 10.10.2010, N G101501001480756 от 12.10.2010, N G101501001480761 от 14.10.2010, N G101501001480771 от 16.10.2010, N G101501001480731 от 03.10.2010, N G101501001480734 от 04.10.2010, N G101501001480712 от 28.09.2010, N G101501001480718 от 01.10.2010, N G101501001480719 от 01.10.2010, N G101501001480726 от 03.10.2010, N G101501001480733 от 04.10.2010, N G101501001480739 от 06.10.2010, N G1015O1001480711 от 28.09.2010, N G101501001480716 от 30.09.2010, N G101501001480702 от 25.09.2010, N G101501001480714 от 30.09.2010, N G101501001480717 от 01.10.2010, N G101501001480723 от 02.10.2010, N G101501001480730 от 03.10.2010, N G101501001480737 от 05.10.2010, N G101501001480724 от 02.10.2010, N G101501001480729 от 03.10.2010, N 0101501001480735 от 05.10.2010, N G101501001480713 от 29.09.2010, N G101501001480715 от 30.09.2010, N G101501001480727 от 03.10.2010, N G101501001480722 от 02.10.2010, N G101501001480728 от 03.10.2010, N G101501001480730 от 03.10.2010, N G101501001480707 от 27.09.2010, N G101501001480710 от 28.09.2010, N G101501001480720 от 01.10.2010, N G101501001480721 от 01.10.2010, N G101501001480725 от 02.10.2010, N G101501001480732 от 04.10.2010, N G101501001480736 от 05.10.2010, в качестве достоверного подтверждения происхождения товаров.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2012 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, процедура принятия названного решения административным органом не нарушена, в связи с чем, оспариваемое решение таможенного органа не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы следует, что представленные сертификаты о происхождении товара формы "А" соответствовали требованиям, предъявляемым к таким документам российским и международным законодательством, доказательств нарушений требований к их оформлению и (или) заполнению, перечисленных в пункте 4 статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного Союза, на момент проведения контрольных мероприятий таможенным органом установлено не было. Таможенным органом, по мнению Общества, нарушено право Общества на восстановление режима предоставления тарифных преференций, гарантированное участникам внешнеэкономической деятельности пунктом 3 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного Союза. Кроме того, таможенным органом не была соблюдена форма оспариваемого решения, в части отсутствия сведений о дате вынесения таможенным органом решения.
Таможенный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, отчетом о публикации на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" информацией о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество своего представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав доводы представителей таможенного органа, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Азимут" зарегистрировано в качестве юридического лица 25 марта 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1030302959884, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 03 N 000703359 (т.1 л.д.99) и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц за N 2141В/2012 от 18.02.2012 г. (т. 1 л.д. 101-106).
10 января 2008 года между ООО "Азимут" (Покупатель) и Маньчжурской торговой компанией с ограниченной ответственностью "Лин Жуй" (Продавец) был заключен контракт N MLR-A-08 (т.2 л.д. 1-19), по условиям которого продавец обязался поставить товар, указанный в спецификации на условиях ДАФ Забайкальск, а покупатель принять и оплатить их в сроки, установленные договором. Валютой платежа является доллар США, цена включает в себя расходы по погрузке и доставке товаров до п. Забайкальск
Согласно условиям названного контракта, в адрес ООО "Азимут" поступили товары - овощи и фрукты, поименованные в оспариваемом решении, оформленные по декларациям на товары N 10602040/070710/0004366, N 10602040/020810/0005025, N 10602040/030810/0005076, N 10602040/090810/0005214, N 10602040/200810/0005565, N 10602040/020910/0005905, N 10602040/290910/0006714, N 10602040/071010/0006890, N 10602040/271010/0007355, N 10602040/271010/0007352.
При таможенном оформлении товаров в графе 36 данных деклараций Обществом была заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде тарифной преференции по снижению ставки ввозной таможенной пошлины, в обоснование которой были представлены сертификаты о происхождении товаров по форме "А" N NG101501001480542 от 17.062010, NG101501001480546 от 19.06.2010, NG101501001480557 от 21.06.2010, NG101501001480558 от 22.06.2010, NG101501001480564 от 23.06.2010, NG101501001480570 от 24.06.2010, NG101501001480573 от 26.06.2010, NG101501001480547 от 19.06.2010, NG101501001480555 от 21.06.2010, NG101501001480556 от 21.06.2010, NG101501001480567 от 23.06.2010, NG101501001480569 от 24.06.2010, NG101501001480554 от 20.06.2010, NG101501001480572 от 26.06.2010, NG101501001480553 от 20.06.2010, NG101501001480559 от 22.06.2010, NG101501001480565 от 23.06.2010, NG101501001480561 от 22.06.2010, NG101501001480568 от 24.06.2010, NG101501001480574 от 26.06.2010, NG101501001480566 от 23.06.2010, NG101501001480571 от 24.06.2010, NG101501001480560 от 22.06.2010, NG101501001480562 от 22.06.2010, NG101501001480563 от 23.06.2010, NG101501001480591 от 29.06.2010, NG101501001480584 от 28.06.2010, NG101501001480589 от 29.06.2010, NG101501001480598 от 30.06.2010, NG101501001480590 от 29.06.2010, NG101501001480576 от 27.06.2010, NG101501001480583 от 28.06.2010, NG101501001480594 от 30.06.2010, NG101501001480587 от 29.06.2010, NG101501001480593 от 29.06.2010, NG101501001480586 от 29.06.2010, NG101501001480585 от 28.06.2010, NG101501001480592 от 29.06.2010, NG101501001480595 от 30.06.2010, NG101501001480596 от 30.06.2010, NG101501001480597 от 30.06.2010, NG101501001480606 от 04.07.2010, NG101501001480602 от 02.07.2010, NG101501001480599 от 01.07.2010, NG101501001480604 от 04.07.2010, NG101501001480600 от 02.07.2010, NG101501001480601 от 02.07.2010, NG101501001480605 от 04.07.2010, NG101501001480603 от 02.07.2010, NG101501001480607 от 05.07.2010, NG101501001480608 от 05.07.2010, NG101501001480638 от 21.07.2010, NG101501001480645 от 24.07.2010, NG101501001480647 от 24.07.2010, NG101501001480649 от 24.07.2010, NG101501001480653 от 27.07.2010, NG101501001480652 от 27.07.2010, NG101501001480656 от 27.07.2010, NG101501001480643 от 22.07.2010, NG101501001480644 от 22.07.2010, NG101501001480648 от 24.07.2010, NG101501001480654 от 27.07.2010, NG101501001480642 от 22.07.2010, NG101501001480655 от 27.07.2010, NG101501001480659 от 03.08.2010, NG101501001480661 от 05.08.2010, NG101501001480663 от 07.08.2010, NG101501001480662 от 05.08.2010, NG101501001480667 от 11.08.2010, NG101501001480666 от 08.08.2010, NG101501001480673 от 23.08.2010, NG101501001480671 от 20.08.2010, NG101501001480668 от 19.08.2010, NG101501001480669 от 19.08.2010, NG101501001480670 от 19.08.2010, NG101501001480672 от 21.08.2010, NG101501001480681 от 08.09.2010, NG101501001480682 от 08.09.2010, NG101501001480686 от 10.09.2010, NG101501001480688 от 11.09.2010, NG101501001480689 от 12.09.2010, NG101501001480700 от 25.09.2010, NG101501001480676 от 06.09.2010, NG101501001480679 от 06.09.2010, NG101501001480680 от 08.09.2010, NG101501001480685 от 09.09.2010, NG101501001480687 от 10.09.2010, NG101501001480701 от 25.09.2010, NG101501001480675 от 02.09.2010, NG101501001480677 от 06.09.2010, NG101501001480678 от 06.09.2010, NG101501001480690 от 17.09.2010, NG101501001480693 от 18.09.2010, NG101501001480694 от 20.09.2010, NG101501001480695 от 21.09.2010, NG101501001480691 от 18.09.2010, NG101501001480696 от 22.09.2010, NG101501001480692 от 18.09.2010, NG101501001480697 от 23.09.2010, NG101501001480684 от 09.09.2010, NG101501001480698 от 23.09.2010, NG101501001480706 от 27.09.2010, NG101501001480699 от 24.09.2010, NG101501001480703 от 25.09.2010, NG101501001480705 от 26.09.2010, NG101501001480708 от 27.09.2010, NG101501001480709 от 27.09.2010, NG101501001480758 oт 13.10.2010, NG101501001480742 от 07.10.2010, NG101501001480755 от 11.10.2010, NG101501001480760 от 13.10.2010, NG101501001480773 от 16.10.2010, NG101501001480767 от 15.10.2010, NG101501001480744 от 08.10.2010, NG101501001480751 от 09.10.2010, NG101501001480774 от 17.10.2010, NG101501001480743 от 07.10.2010, NG101501001480748 от 08.10.2010, NG101501001480757 от 13.10.2010, NG101501001480762 от 14.10.2010, NG101501001480763 от 14.10. 2010, NG101501001480765 от 14.10.2010, NG101501001480768 от 15.10.2010, NG101501001480740 от 06.10.2010, NG101501001480750 от 09.10.2010, NG101501001480749 от 08.10.2010, NG101501001480759 от 13.10.2010, NG101501001480738 от 06.10.2010, NG101501001480741 от 07.10.2010, NG101501001480745 от 08.10.2010, NG101501001480747 от 08.10.2010, NG101501001480746 от 08.10.2010, NG101501001480752 от 09.10.2010, NG101501001480753 от 10.10.2010, NG101501001480756 от 12.10.2010, NG101501001480761 от 14.10.2010, NG101501001480771 от 16.10.2010, NG101501001480731 от 03.10.2010, NG101501001480734 от 04.10.2010, NG101501001480712 от 28.09.2010, NG101501001480718 от 01.10.2010, NG101501001480719 от 01.10.2010, NG101501001480726 от 03.10.2010, NG101501001480733 от 04.10.2010, NG101501001480739 от 06.10.2010, NG1015O1001480711 от 28.09.2010, NG101501001480716 от 30.09.2010, NG101501001480702 от 25.09.2010, NG101501001480714 от 30.09.2010, NG101501001480717 от 01.10.2010, NG101501001480723 от 02.10.2010, NG101501001480730 от 03.10.2010, NG101501001480737 от 05.10.2010, NG101501001480724 от 02.10.2010, NG101501001480729 от 03.10.2010, N0101501001480735 от 05.10.2010, NG101501001480713 от 29.09.2010, NG101501001480715 от 30.09.2010, NG101501001480727 от 03.10.2010, NG101501001480722 от 02.10.2010, NG101501001480728 от 03.10.2010, NG101501001480730 от 03.10.2010, NG101501001480707 от 27.09.2010, NG101501001480710 от 28.09.2010, NG101501001480720 от 01.10.2010, NG101501001480721 от 01.10.2010, NG101501001480725 от 02.10.2010, NG101501001480732 от 04.10.2010, NG101501001480736 от 05.10.2010 (т.2, л.д. 61-109, 122-133, 141-146, 162-175, 190-202, 208-213, 232-256, 269-274, 294-323, 341-371, 377-382).
На основании указанных сертификатов о происхождении товара по форме "А" в отношении товаров Улан-Удэнским таможенным постом принято решение о выпуске товаров с предоставлением тарифной преференции, о чем свидетельствуют данные в графе 36 "Преференция", в графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы/сертификаты и разрешения", в графе 47 "Исчисление платежей" перечисленных выше деклараций на товары.
По результатам рассмотрения в порядке ведомственного контроля решений Улан-Удэнского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций при выпуске товаров 01 февраля 2012 года заместителем начальника Буряткой таможни по экономической деятельности Ильиной С.В. по декларациям на товары N 10602040/070710/0004366,N 10602040/020810/0005025, N 10602040/030810/0005076, N 10602040/090810/0005214, N 10602040/200810/0005565, N 10602040/020910/0005905, N 10602040/290910/0006714, N 10602040/071010/0006890, N 10602040/271010/0007355, N 10602040/271010/0007352 принято решение N 10602000/010212/3 (т.1 л.д. 19-42)., согласно которому решения Улан-Удэнского таможенного поста по предоставлению тарифных преференций на поименованные в решении товары по декларациям на товары N 10602040/070710/0004366, N 10602040/020810/0005025, N 10602040/030810/0005076, N 10602040/090810/0005214, N 10602040/200810/0005565, N 10602040/020910/0005905, N 10602040/290910/0006714, N 10602040/071010/0006890, N 10602040/271010/0007355, N 10602040/271010/0007352 признаны несоответствующими требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменены.
После выпуска товара должностным лицом таможенного органа была проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения условий предоставления тарифных преференций по товарам, оформленных ООО "Азимут" по таможенным декларациям за период с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года, о чем составлен акт камеральной таможенной проверки N 10602000/400/100212/А0001/00 от 10 февраля 2012 года (т. 2, л.д. 23-36).
В ходе проведенной камеральной таможенной проверки было также установлено, что при декларировании товаров по декларациям, в том числе декларациям на товары N 10602040/070710/0004366, N 10602040/020810/0005025, N 10602040/030810/0005076, N 10602040/090810/0005214, N 10602040/200810/0005565, N 10602040/020910/0005905, N 10602040/290910/0006714, N 10602040/071010/0006890, N 10602040/271010/0007355, N 10602040/271010/0007352, Обществу были необоснованно предоставлены тарифные преференции на основании сертификатов о происхождении товаров формы "А", не соответствующих требованиям пункта 4 статьи 61 ТК Таможенного союза, главы VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятых Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (далее - Правила).
Данный факт привел к занижению уплаты таможенных платежей по декларациям на товары в общем размере 5 262 725 рублей 48 коп., в том числе таможенной пошлины в размере 4 539 033 рублей 12 коп. и НДС - в размере 723 692 руб. 36 коп.
В соответствии с названным актом проверки предложено ООО "Азимут" уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи и неукоснительно соблюдать таможенное законодательство.
08 февраля 2012 года таможенным органом в адрес общества выставлены требования N N 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, в соответствии с которыми ООО "Азимут" предложено уплатить задолженность по таможенным платежам в размере 157553,14 руб., 253477,89 руб., 664650,63 руб., 910954,73 руб., 916308,72 руб., 384270,86 руб., 133500,88 руб., 364770,06 руб., 192501,31 руб. и 387798,64 руб. в срок не позднее 20 дней со дня получения требования (т.3 л.д. 72-81).
Не согласившись с решением таможни N 10602000/010212/3 об отмене решения Улан-Удэнского таможенного поста по предоставлению тарифных преференций на товары, Общество обратилось в установленном порядке в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Общества ввиду следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требование Скворцовой В.А. может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Бурятской таможни закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
Подпункт 6 пункта 2 статьи 181 ТК Таможенного союза устанавливает, что в декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также применение льгот по уплате таможенных платежей.
К льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции (подпункт 1 пункта 1 статьи 74 ТК Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В силу части 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 58 ТК Таможенного союза определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
На основании статьи 59 ТК Таможенного союза в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров (пункт 1). Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 62 ТК Таможенного союза предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Пункт 1 статьи 61 ТК Таможенного союза определяет сертификат о происхождении товара как документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами (пункт 1).
В соответствии со статьей VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (приложение к Соглашению от 12 декабря 2008 года) в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2).
Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
Статьей 61 ТК Таможенного союза предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3).
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4).
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5).
На основании пункта 1 статьи 62 ТК Таможенного союза при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Из приведенных выше взаимосвязанных норм таможенного законодательства следует, что наличие оснований для предоставления льготы по уплате таможенных платежей (в виде тарифной преференции) должно доказать заинтересованное лицо (в рассматриваемом случае - ООО "Азимут"). При этом допустимым доказательством данного обстоятельства является надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара по форме "А".
Китай (под номером 41) включен в Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 29.11.2009 N 130.
Таким образом, для подтверждения факта происхождения ввезенных товаров из Китая Общество обязано представить надлежащим образом оформленные сертификаты формы "А" (в том числе удостоверенные компетентными органами).
В соответствии со статьей VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (приложение к Соглашению от 12 декабря 2008 года) Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Согласно Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров по форме "А" (приложением N 2 к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран) графа 11 сертификата содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Судом первой инстанции установлено, что для подтверждения наличия права на тарифную преференцию Обществом при таможенном оформлении были предъявлены вышеназванные сертификаты о происхождении товара по форме "А" (т.2, л.д. 61-109, 122-133, 141-146, 162-175, 190-202, 208-213, 232-256, 269-274, 294-323, 341-371, 377-382).
В графе 11 данных сертификатов указано наименование органа, их выдавшего: "MANZHUOLI ENTRY-EXIT INSPECTION AND QUARANTINE BUREAU OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указание в сертификатах на "MANZHUOLI ENTRY-EXIT INSPECTION AND QUARANTINE BUREAU OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA" как на орган, выдавший перечисленные выше сертификаты обществом признается и не оспаривается и в силу частей 3 и 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт считается установленным.
Между тем, в письме ФТС России от 02 июня 2011 года N 05-89/25999 "О сертификатах о происхождении товара сообщено, что согласно доведенной китайской стороной информации правительство КНР уполномочило только тридцать пять подразделений Главной администрации по контролю за качеством, инспектированию и карантину КНР выдавать сертификаты о происхождении товара по форме "А". При этом информации о том, что орган "MANZHUOLI ENTRY-EXIT INSPECTION AND QUARANTINE BUREAU OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA" уполномочен выдавать сертификаты происхождения товара формы "А" от китайской стороны не поступало. ФТС России не получало ни от Комиссии Таможенного союза, ни от китайской стороны сведений об адресе указанного органа и его печати (т. 3, л.д. 56-58).
Как уже отмечалось, в силу пункта 4 статьи 61 ТК Таможенного союза, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
На основании статьи 110 Закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров (часть 1). По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (часть 2). Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (часть 3).
Частью 1 статьи 24 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
При изложенных выше обстоятельствах судом первой инстанции постановлен обоснованный и правомерный вывод о законности решения Бурятской таможни N 10602000/010212/3 от 01 февраля 2012 года N10602000/010212/3 об отмене решений таможенного поста о предоставлении заявителю тарифных преференций при выпуске товаров.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции установил, что оттиск печати в "спорном" сертификате идентичен оттиску печати в сертификате, принятом таможней и оттиску печати, содержащегося в письме ФТС, не принимается судом апелляционной инстанции, как несоответствующий обстоятельствам дела. Оспариваемое решение таможенного органа также таких выводов не содержит.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что таможенный орган в ходе таможенной проверки не проверил спорные сертификаты, путем запроса дополнительных сведений о стране происхождения товара, поскольку в компетенцию таможенного органа входит проверка документов, в том случае, если при их соответствии всем формальным требованиям, они вызывают у таможенного органа какие-либо подозрения. В данном случае, поскольку сертификаты изначально содержали сведения о названии организации их выдавшей, не соответствующие сведениям предоставленных уполномоченным органом КНР, у таможенного органа не было оснований проверять правомерность выдачи таких сертификатов.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции, что не указание должностным лицом таможенного органа даты принятия оспариваемого решения является несущественным процессуальным нарушением, которое не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов Общества.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о законности оспариваемого решения таможенного органа, в связи с чем, обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2012 года по делу N А10-1012/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Сидоренко |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1012/2012
Истец: ООО "Азимут"
Ответчик: Бурятская таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба РФ