г. Челябинск |
|
28 сентября 2012 г. |
Дело N А07-18815/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мохначевой О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 августа 2012 г. по делу N А07-18815/2011 (судья Сафиуллина Р.Н.).
В заседании приняли участие представители:
от государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" - Мухамадеева Г.А. (доверенность от 18.10.2011 N 282).
Государственное унитарное предприятие "Башавтотранс" (далее - заявитель, ГУП "Башавтотранс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо, Управление ФАС по Республике Башкортостан) о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2011 N АА-106/11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Управления ФАС по Республике Башкортостан от 05.10.2011 N АА-106/11 о привлечении ГУП "Башавтотранс" к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Управление ФАС по Республике Башкортостан просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает, что ГУП "Башавтотранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела N А-460/10-10, решением по которому предприятие признано нарушившим пункты 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Материалами дела подтверждается наличие в действиях ГУП "Башавтотранс" вины в нарушении требований антимонопольного законодательства.
От ГУП "Башавтотранс" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает по доводам жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Управления ФАС по Республике Башкортостан от 28.04.2011 по делу N А-460/10-10 ГУП "Башавтотранс" признано нарушившим пункты 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Материалы дела переданы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ и 05.10.2011 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N АА-106/11, которым ГУП "Башавтотранс" привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 3 882 698 руб. 15 коп. (л.д.11-23).
Не согласившись с данным постановлением, ГУП "Башавтотранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Объективной стороной предусмотренного данной статьей 14.31 КоАП РФ состава административного правонарушения, является, в данном случае, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и создание дискриминационных условий.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, установление антимонопольным органом факта нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением установлен статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно пунктам 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); создание дискриминационных условий.
Событие административного правонарушения, совершенного ГУП "Башавтотранс", установлено решением Управления ФАС по Республике Башкортостан от 28.04.2011 по делу N А-460/10-10.
На основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.02.2012 по делу N А07-12291/2011 в удовлетворении заявленных ГУП "Башавтотранс" требований о признании недействительным решения Управления ФАС по Республике Башкортостан от 28.04.2011 и предписания по делу N А-460/10-10 отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 по делу N А07-12291/2011 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 отменено, заявленные требования ГУП "Башавтотранс" удовлетворены. Суд признал недействительными решение и предписание от 28.04.2011, вынесенные Управлением ФАС по Республике Башкортостан в отношении ГУП "Башавтотранс" как несоответствующие Федеральному закону N 135-ФЗ (л.д. 105-121).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.07.2012 по делу N А07-12291/2011, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 оставлено без изменения (л.д.122-132).
Данными судебными актами по делу N А07-12291/2011 установлено, что ГУП "Башавтотранс" не занимает доминирующего положения на рынке транспортных терминалов (автовокзалов). Кроме того, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) предприятия факта навязывания невыгодных условий договоров на оказание посреднических услуг контрагентам и создания перевозчикам дискриминационных условий.
Таким образом, судебными актами по делу N А07-12291/2011 установлено отсутствие в действиях ГУП "Башавтотранс" нарушения частей 3, 8 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Следовательно, выводы административного органа, содержащиеся в постановлении от 05.10.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N АА-106/11 о наличии в действиях ГУП "Башавтотранс" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, являются незаконными.
В связи с изложенным подлежит отклонению как несостоятельный довод антимонопольного органа о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ГУП "Башавтотранс" вины в нарушении требований антимонопольного законодательства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ФАС по Республике Башкортостан также ссылается на то, что ГУП "Башавтотранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела N А-460/10-10, решением по которому предприятие признано нарушившим пункты 3,8 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Однако, постановление от 05.10.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N АА-106/11, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ, было вынесено на основании решения антимонопольного органа от 28.04.2011 по делу N А-460/10-10, которое судами признано незаконным.
Другие доказательства кроме данного решения Управления ФАС по Республике Башкортостан, свидетельствующие о наличии в действиях ГУП "Башавтотранс" события правонарушения указанные в постановлении от 05.10.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N АА-106/11 отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах постановление Управления ФАС по Республике Башкортостан от 05.10.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N АА-106/11, которым ГУП "Башавтотранс" привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ, обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 августа 2012 г. по делу N А07-18815/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18815/2011
Истец: ГУП "Башавтотранс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан