город Ростов-на-Дону |
|
24 сентября 2012 г. |
дело N А01-414/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от истца - администрации муниципального образования "город Майкоп" - представителя Кириченко С.В. (доверенность от 14.09.2012),
от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации - представителя Жане М. Р. (доверенность от 28.12.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 03 июля 2012 года по делу N А01-414/2012
по иску администрации муниципального образования "Город Майкоп"
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея,
при участии третьего лица - Министерства финансов Республики Адыгея,
о возмещении убытков,
принятое судьей Нефедовым В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее - ответчик) о взыскании 1 191 670 рублей 62 копеек убытков в связи с предоставлением Арутюнян В.С. жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы следующим. Во исполнение вступившего в законную силу решения Майкопского городского суда от 02.09.2011 по делу N 2-2033/2011 администрация на основании муниципального контракта купли-продажи жилого помещения от 24.10.2011 приобрела и предоставила по договору социального найма Арутюнян В.С. двухкомнатную квартиру общей площадью 44,4 кв.м., расположенную по адресу: г. Майкоп, ул. Спортивная, д. 4, кв. 5. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органа местного самоуправления на приобретения жилья инвалиду подлежат компенсации из федерального бюджета. Российской Федерацией средства на реализацию обязательств по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предоставлялись. Предоставив жилое помещение Арутюнян В.С. по договору социального найма, администрация не вправе свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами. Исковые требования администрации мотивированы статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Адыгея.
В отзыве на иск Министерство финансов Российской Федерации исковые требования не признало на том основании, что надлежащим ответчиком по данным требованиям должен быть главный распорядитель бюджетных средств по данному виду расходов - Министерство регионального развития Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.07.2012 исковые требования удовлетворены, с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея за счет казны Российской Федерации в пользу администрации муниципального образования "Город Майкоп" взыскано 1 191 670 рублей 62 копейки убытков в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения Арутюнян В.С.
Как установлено судом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется согласно Федеральному закону N 181-ФЗ за счет средств федерального бюджета. Арутюнян В.С. был признан нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на учет после 01.01.2005. Реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов. Финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Реализация государственной социальной политики по обеспечению жилыми помещениями инвалидов возложена на Министерство регионального развития Российской Федерации только в части обеспечения нуждающихся лиц, вставших на учет до 01.01.2005. Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством публично-правовых обязательств.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии приложением N 8 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" главным распорядителем, имеющим право распределять бюджетные ассигнования на цели обеспечения жильем инвалидов, является Министерство регионального развития Российской Федерации, независимо от того, когда возникло соответствующее расходной обязательство - до 01.01.2005 или после. Министерство финансов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета по данному виду расходов не является.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы не признал, просил решение суда оставить без изменения. Представитель ответчика просил решение суда отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел основания для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике (пункт 5 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.04.2011 N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"" указал следующее. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими. С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты. Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статей 55, 60, 61 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Как следует из протокола N 6 от 28.02.2012 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 22.02.2012, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 28.02.2012 N 435-р, Арутюнян В.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования "город Майкоп" с 04.08.2003 в общем списке, в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в списке граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения (учетное дело N 4204). В соответствии с указанным протоколом администрация муниципального образования "Город Майкоп" передает Арутюняну В.С. по договору социального найма во владение и в пользование для проживания находящуюся в собственности муниципального образования "Город Майкоп" благоустроенную квартиру общей площадью 44,4 кв.м., расположенную по адресу: Республика Адыгея, город Майкоп, ул. Спортивная, д. 4, кв. 5 (т. 1, л.д. 110).
Согласно справке за подписью руководителя отдела учета и распределения жилой площади администрации муниципального образования "Город Майкоп", предоставленной апелляционному суду, Арутюнян В.С. состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования "город Майкоп", с 04.08.2003 на основании распоряжения администрации муниципального образования город Майкоп от 13.08.2003 N 2362-р в общем списке, в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в списке граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения (учетное дело N 4204). 06.12.2007 Арутюнян В.С. был исключен распоряжением администрации от 06.12.2007 N 6716-р из списка граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения, однако распоряжением администрации от 21.06.2011 N 2025-р он был восстановлен в этом списке. В соответствии с распоряжением администрации от 28.02.2012 N 435-р Арутюняну В.С. было передано по договору социального найма во владение и пользование для проживания находящаяся в собственности муниципального образования "город Майкоп" благоустроенная двухкомнатная квартира общей площадью 44,4 кв.м., расположенная по адресу: Республика Адыгея, город Майкоп, ул. Спортивная, д. 4, кв.5.
Основанием предоставления Арутюняну В.С. жилого помещения явилось вступившее в законную силу решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02.09.2011 по делу N 2-2033/2011, которым был удовлетворен иск прокурора города Майкопа в интересах Арутюнян В.С. о предоставлении жилого помещения с возложением обязанности на администрацию муниципального образования "город Майкоп" предоставить Арутюняну В.С. жилое помещение во внеочередном порядке как инвалиду.
В материалы дела представлен муниципальный контракт от 24.10.2011 купли-продажи жилого помещения, по которому комитет по управлению имуществом муниципального образования "город Майкоп" приобрел у ООО "Жилищный центр" жилое помещение - квартиру, состоящую из двух комнат, расположенную по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Спортивная, д. 4, кв. 5. Квартира продана за 1 191 670 рублей 62 копейки. Квартира приобреталась для предоставления по договору социального найма гражданке Ломжиевой С.Ш., оплата квартиры проводилась за счет бюджетных средств путем перечисления денежных средств со счета покупателя. 31.10.2011 на основании указанной сделки Управлением Росреестра по Республике Адыгея зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Майкоп". Согласно протоколу N 6 от 28.02.2012 заседании комиссии по жилищным вопросам администрации указанная квартира, приобретенная для предоставления Ломжиевой С.Ш. по решению Майкопского городского суда Республики Адыгея, не была предоставлена в связи со смертью Ломжиевой С.Ш., в связи с чем было принято решение предоставить эту квартиру Арутюняну В.С.
По договору социального найма жилого помещения от 29.02.2012 N 1878 администрация муниципального образования "город Майкоп" предоставила Арутюняну В.С. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух жилых комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 44,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Спортивная, д. 4, кв. 5.
В отзыве на иск Министерство финансов Российской Федерации указало, что главным распорядителем средств федерального бюджета на цели обеспечения жильем инвалидов является Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с приложением N 8 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов". Аналогичные доводы приведены министерством в апелляционной жалобе.
При оценке доводов ответчика апелляционный суд принимает во внимание правовую позицию, сформулированную в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 по делу с аналогичными обстоятельствами и составом сторон (А01-1285/2011). Как указал кассационный суд, независимо от времени постановки на учет, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета. Расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства в данном споре относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, понесенные бюджетом муниципального образования расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В приложении N 8 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год" Минфин РФ, наряду с Минрегионразвития РФ, прямо указан как орган государства, осуществляющий мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, располагающий средствами на эти цели, в том числе на мероприятия по реализации Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Нормативный акт, на который ссылается Минфин РФ, позволяет признать его органом государства, представляющим Российскую Федерацию, выступающим от имени казны Российской Федерации в данных правоотношениях. В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. В силу приведенной нормы Минрегионразвития РФ могло являться лишь представителем стороны по делу, но не ответчиком. Российская Федерация фактически участвовала в деле в качестве ответчика в лице Минфина РФ и имела возможность привлечь любого из предусмотренных законом представителей.
Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации выступало в качестве надлежащего ответчика в настоящем деле. Оплату квартиры за счет средств муниципального бюджета города Майкоп, а равно обязанность Российской Федерации возместить соответствующую сумму заявитель жалобы по существу не оспаривает.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03 июля 2012 года по делу N А01-414/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-414/2012
Истец: Администрация муниципального образования "Город Майкоп"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея
Третье лицо: Министерство финансов Республики Адыгея