г. Пермь |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А60-20257/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - не явились,
от ответчика - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Объединение "Горнощитское"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июля 2012 года
по делу N А60-20257/2012,
вынесенное судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединение "Горнощитское" (ОГРН 1116639001270, ИНН 6639022584)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, обязании зарегистрировать право собственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединение "Горнощитское" (далее - заявитель, ООО "Объединение "Горнощитское") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик) от 16.03.2012 N 01/660/2012-235 в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 120000 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0513032:1279, расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, северо-западнее
с.Горный Щит; обязании ответчика зарегистрировать право собственности ООО "Объединение "Горнощитское" на указанный земельный участок.
Решением суда от 20.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 20.07.2012 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что на государственную регистрацию представлены все необходимые предусмотренные законом документы. По мнению заявителя в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 100 руб. исходя из разрешенного использования земельного участка: для сельскохозяйственного производства.
Заявитель в суд апелляционной инстанции не явился.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился, отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Объединение "Горнощитское" являлось собственником земельного участка, площадью 120000 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0513032:1279, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, северо-западнее с.Горный Щит, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 15.04.2009 (л.д. 10).
13.01.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО "Объединение "Горнощитское" путем реорганизации в форме преобразования ЗАО "Объединение "Горнощитское" (л.д. 21-26).
На основании п. 4 ст. 57, п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации по передаточному акту от 25.04.2011 к вновь возникшему юридическому лицу переданы права и обязанности ЗАО "Объединение "Горнощитское", в том исле в отношении указанного земельного участка (л.д. 12).
20.01.2012 ООО "Объединение "Горнощитское" обратилось к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, северо-западнее с.Горный Щит (л.д. 47-48).
Согласно расписке регистрирующего органа от 20.01.2012 на государственную регистрацию также представлены доверенность представителя заявителя, свидетельство от 15.04.2009 о государственной регистрации права собственности ЗАО "Объединение "Горнощитское" на земельный участок, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя, свидетельство о государственной регистрации юридического лица - ООО "Объединение "Горнощитское" от 13.10.2011, протокол внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Объединение "Горнощитское" от 25.04.2011, устав заявителя от 24.10.2011, передаточный акт от 25.10.2011, кадастровый паспорт земельного участка от 17.01.2012 N 66/301/12-7898, платежное поручение от 18.01.2012 N 4, подтверждающее уплату государственной пошлины в сумме 100 руб. (л.д. 47-48).
16.12.2011 государственная регистрация приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что заявитель не представил для государственной регистрации документ, подтверждающие уплату государственной пошлины в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
16.03.2012 ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на указанное имущество на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации" (далее - Закона о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Согласно абзацу 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации собственности на земельный участок мотивирован тем, на государственную регистрацию не представлен документ об уплате государственной пошлины в установленном подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размере.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договор об отчуждении недвижимого имущества для юридических лиц составляет 15 000 руб.
Поскольку в регистрирующий орган заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности на земельный участок, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что в этом случае государственная пошлина подлежит уплате в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в сумме 15 000 руб.
Поскольку заявитель не представил в регистрирующий орган документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере, предусмотренном законом, оснований для осуществления государственной регистрации у ответчика не имелось.
Ссылка заявителя на подпункт 25 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
Подпунктом 25 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, государственная пошлина уплачивается в размере 100 руб.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 17.01.2012, земельный участок площадью 120000 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0513032:1279 относится к землям населенных пунктов, поэтому при определении размера государственной пошлины подпункт 25 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
Закон не связывает размер государственной пошлины, подлежащей уплате при государственной регистрации прав, с видом разрешенного использования земельного участка.
Письмо Министерства финансов от 02.09.2010 N 03-05-04-03/104 применению к спорным отношением не подлежит, поскольку указанное письмо касается уплаты государственной пошлины физическими лицами за государственную регистрацию права собственности физических лиц на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, на что правильно указано судом первой инстанции.
Отказ в государственной регистрации права собственности заявителя на недвижимое имущество является законным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых дана судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда отмене, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2012 года по делу N А60-20257/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20257/2012
Истец: ООО "Объединение "Горнощитское"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (Роснедвижимость), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области