город Омск |
|
28 сентября 2012 г. |
Дело N А70-1245/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6903/2012) Департамента лесного комплекса Тюменской области и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6942/2012) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012 по делу N А70-1245/2012 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Администрации Тюменского муниципального района
о признании недействительным распоряжения Администрации Тюменского муниципального района "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул.Сосновая, дом 26" от 03.08.2009 N 4600-ро,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Карчагина Наталья Александровна,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Камальдинов Р.Т. по доверенности от 21.05.2012 N 49;
от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Лысова Т.А. по доверенности от 13.12.2011;
от Администрации Тюменского муниципального района - не явился, извещена;
от Карчагиной Натальи Александровны - Хижняк А.В. по доверенности от 13.03.2012;
установил:
Решением от 21.06.2012 по делу N А70-1245/2012 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в ТО, заявитель, Управление), заявленных к Администрации Тюменского муниципального района (далее по тексту - Администрация) о признании недействительным распоряжения Администрации Тюменского муниципального района "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул.Сосновая, дом 26" от 03.08.2009 N4600-ро.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заявителем не представлено необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования, предоставленного оспариваемым распоряжением заинтересованного лица, в земли лесного фонда, граница и площадь которой определены в установленном законодательством порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в ТО и Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее по тексту - Департамент) обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
ТУ Росимущества в ТО ссылается на то, что спорные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.04.2010 72 НЛ 531975.
Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела таксационного описания лесного участка, свидетельствующего о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации.
Заявитель не согласен с тем, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда.
Департамент в своей апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции безосновательно не принята в качестве доказательства карта-схема, что противоречит действующему законодательству и сложившейся судебной практике, при этом судом первой инстанции также отказано в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы.
В целом доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в ТО.
В судебном заседании представители Управления и Департамента поддержали доводы апелляимонных жалоб.
Представитель Карчагиной Н.А. в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционные жалобы, в письменном отзыве Карчагина Н.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Администрация в письменном отзыве просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Администрации Тюменского муниципального района, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу. Ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Администрацией не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, письменные отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации Нижнепышминского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.08.2007 N 95 утверждены границы земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства Карчагиной Н.А. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный перебор, ул. Со-сновая, участок N 10 (л.д.63 том 1).
На основании заявления Карчагиной Н.А. ООО "Ремстройсервис" проведены землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный перебор, ул. Сосновая, д.10.
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 17.01.2008 N 27ро Карчагиной Н.А. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204 общей площадью 5575 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов (л.д.67 том 1)
На основании договора аренды земельного участка N 17-16/12 от 17.01.2008, заключенного между Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области с Карчагиной Н.А. и кадастрового паспорта индивидуального жилого дома от 21.11.2008, выданного Богандинским отделением Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" за Корчагиной Н.А. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, на-значением жилое по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул. Сосновая, д.26, о чем 08.12.2008 выдано свидетельство 72 НЛ 191669 (л.д.79 том 1).
На основании распоряжения Администрации Тюменского муниципального района от 03.08.5009 N 4600-ро Карчагиной Н.А. в собственность за плату предоставлен земельный участок общей площадью 5575 кв.м. с кадастровым номером 72:17:1603001:0204 под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул. Сосновая, д.26, с Корчагиной Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка от 09.11.2009 N 17-16/995К (л.д.80-82 том 1).
17.02.2009 Карчагиной Н.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1603001:204 из земель населенных пунктов, разрешенным использованием под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д.26 (л.д.82 том 1).
В результате проведенной прокуратурой Тюменской области проверки и сопоставления полученной от уполномоченных государственных органов информации, Департамент лесного комплекса Тюменской области письмом от 15.11.2011 N 08/3887-11 сообщил Территориальному управлению о нарушении права собственности Российской Федерации на лесные участки в д.Железный Перебор, а именно Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал 8 выдел 4, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 23.04.2010 72 НЛ 531975.
Департаментом лесного комплекса Тюменской области подготовлена карта-схема местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал N 8 (л.д.41 том 1), которой, по мнению Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Тюменской области, подтверждается факт наложения земельного участка с када-стровым номером 72:17:1603001:204 на земли лесного фонда.
В этой связи, заявитель, считая распоряжение Администрации Тюменского муниципального района от 03.08.2009 N 4600-ро не соответствующим закону и нарушающим права и интересы Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.
Решением от 21.06.2012 по делу N А70-1245/2012 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований Управлению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 98486 га, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:0039 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз (л.д.40 том 1).
Согласно дополнению к отзыву Департамента лесного комплекса Тюменской области, поступившее в суд 16.05.2012, и представленных документам, право собственности на участок лес-ного фонда общей площадью 152886 га по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, в том числе территория Богандинского лесничества (кварталы 1-92) было зарегистрировано за Российской Федерацией еще 19.03.2004, о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д.109 т. 1).
Впоследствии в связи с перераспределением лесных участков ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций по границам сельских поселений Тюменского района изменены сведения государственного реестра прав на недвижимое имущество и получены новые свидетельства (л.д.110,112,113,114 т. 1).
Вместе с тем, право собственности Карчагиной Н.А. на предоставленный на основании оспариваемого распоряжения земельный участок также зарегистрировано в установленном законом порядке.
По объяснениям представителей заявителя и Департамента лесного комплекса Тюменской области документами, подтверждающими существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, при регистрации права Российской Федерации явились материалы лесоустройства, проведенного в 1998 году.
По запросу суда по аналогичному делу N А70-1244/2012 в отношении соседнего с Карчагиной Н.А. земельного участка Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области представило из регистрационного дела копию кадастрового плана земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра) N 17/05-651 от 10.02.2005 на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0039. Дополнительно Управление пояснило, что копия плана лесного участка не представлялась на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039.
В кадастровом плане земельного участка N 17/05-651 от 10.02.2005 указано, что площадь единого землепользования (землевладения) с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 1089770000 кв.м ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок серии N 72 НЛ 731975 от 23.04.2010 и документы технического учета объекта недвижимого имущества, находящиеся в регистрационном деле, не позволяют точно определить границу лесного участка относительно других земельных участков.
В свою очередь, основанием государственной регистрации права Карчагиной Н.А. на земельный участок явились материалы землеустройства.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 72:17:1603001:203, в которой указано, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "под индивидуальный жилой дом" и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют (л.д.90 том 2).
Согласно межевому делу по установлению и закреплению на местности границ этого участка он поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежным землепользователем.
Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Из части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исходя из изложенного суд первой инстанции верно указал, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 23.04.2010 является ранее учтенным лесным участком, который идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся.
Отсутствие проведения кадастрового учета, то есть осуществления действий уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе, позволяет сделать вывод о том, что местоположение границ ранее учтенного участка с условным кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039 до его постановки на кадастровый учет следует считать условным.
В этой связи проведение в 1998 году лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесхоза не заменяет кадастровые работы, поскольку в соответствии с пунктом 3.2.15 Инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265 (действующей до вступления в силу приказа Рослесхоза от 14.11.2011 N 473) при лесоустройстве осуществляются:
определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника;
выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения.
При изготовлении фотоабрисов на аэрофотоснимках прошлого лесоустройства с помощью оптико-проекционных приборов переносят с лесоустроительных планшетов все нанесенные на них владельцем лесного фонда инструментально снятые участки лесосек, лесных культур, гарей и иных поврежденных участков леса, площадей прочих рубок, границы участков, переданных в долгосрочное пользование (аренду), исключенных из состава земель лесного фонда объекта лесоустройства и принятых в его состав, объявленных памятниками природы и другими особо охраняемыми территориями. Перенесенные на аэрофотоснимки участки сопоставляются с границами таксационных выделов, установленными прошлым лесоустройством, выявляются и анализируются отклонения и несопоставимость границ для последующей проверки в натуре. Границы выделов, не затронутых хозяйственными или иными воздействиями, установленные при прошлом лесоустройстве, изменяются лишь при обнаружении ошибок при новой таксации леса.
В соответствии с пунктом 51 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.02.2008 N 31 закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты - картометрическим методом.
Таким образом, границы лесхозов и выделов определяются по естественным границам лесного фонда картометрическим методом.
Кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений.
При этом пункт 52 Лесоустроительной инструкции указывает, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. В случае зарастания границ древесной и кустарниковой растительностью производится их расчистка, а в необходимых случаях и прорубка.
Таким образом, границы лесных участков являются условными и могут быть изменены при проведении следующего лесоустройства или при осуществлении кадастровых работ, между тем кадастровые работы в отношении участка лесного фонда проведены не были.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В качестве доказательства наложения земельного участка Карчагиной Н.А. на лесной участок в материалы дела представлены карта-схема, выполненная по материалам лесоустройства (л.д. 41 том 1), а также карта - схема местоположения и границ лесных участков с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:204 (л.д. 134 том 1).
Суд первой инстанции верно указал, что данные документы не подтверждают факт наложения земельного участка Карчагиной Н.А. на земли лесного фонда.
Департамент лесного комплекса Тюменской области является государственным органом, уполномоченным на ведение лесного реестра, однако он не уполномочен на проведение кадастровых работ или кадастрового учета.
В то же время Департамент лесного комплекса Тюменской области является лицом, участвующим в настоящем деле и заинтересованным в его исходе.
С учетом возражений других лиц, участвующих в деле (ответчика и Карчагиной Н.А.), составленная единолично Департаментом карта - схема местоположения и границ лесных участков с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:204 не может служить безусловным доказательством имеющегося наложения земельных участков.
Кроме того, границы лесных участков в соответствии с Инструкцией, определены картометрическим методом, в то время как земельный участок Карчагиной Н.А. как объект кадастро-вого учета определен методом геодезических измерений
Ссылаясь на то, что в результате сопоставления данных о местоположении координат то-чек границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:204, полученных из Меж-ведомственного филиала N 1 филиала ФГУБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области в электронном виде было выявлено наложение земельного участка на лесной участок, расположенный в выделе 4 квартала 8 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества Тюменской области в размере 0,5212 га, Департамент не представил доказательства установления границы лесного участка, в соответствии с земельным законодательством в порядке пункта 52 Лесоустроительной инструкции.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, карта-схема отражает несопоставимые сведения о местоположении границ двух сравниваемых участков.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Департамент лесного комплекса Тюменской области располагал правом самостоятельно провести землеустроительную экспертизу.
Дополнительным доказательством отнесения спорного участка к землям населенных пунктов является то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:17:1603001:204 включены в кадастровый план территории, расположенной в границах населенного пункта д.Железный Перебор (л. 68 т. 2).
Таким образом, оснований считать, что, издав распоряжение от 03.08.2009 N 4600-ро, Администрация распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности, у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель фактически оспаривает право собственности заинтересованного лица, в связи с чем он не лишен возможности истребовать участок у Карчагиной Н.А. в судебном порядке путем обращения с иском.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление и Департамент, соглано подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012 по делу N А70-1245/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1245/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ТУ Росимущества в ТО)
Ответчик: Администрация Тюменского муниципального района
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Карчагина Нататлья Александровна, Судье Калининского районного суда г. Тюмени Е. А. Дубровину, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Судья Тюменского районного суда Тюменской области Дорошкевич Т. А.
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6411/12
28.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6903/12
28.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6942/12
02.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6903/12
02.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6942/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-1245/12