г. Вологда |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А13-12823/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Абакановское" Ноговицыной О.Н. по доверенности от 01.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Абакановского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня 2012 года по делу N А13-12823/2011 (судья Свиридовская М.Б.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Абакановское" (ОГРН 1083536000745; далее - ООО "ЖКХ "Абакановское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Абакановского сельского поселения (далее - Администрация) о взыскании 1 091 863 руб. 51 коп. убытков в виде разницы между выручкой от реализации услуг по водоотведению по установленным органом местного самоуправления тарифам и фактической себестоимостью данных услуг в 2008-2010 годах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное образование "Череповецкий муниципальный район" в лице Администрации.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня 2012 года исковые требования удовлетворены частично. С Абакановского сельского поселения за счет казны Абакановского сельского поселения в пользу ООО "ЖКХ "Абакановское" взысканы убытки в размере 1 041 687 руб. 14 коп., 30 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов на проведение экспертизы и расходы на получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в сумме 200 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Также судом первой инстанции с ООО "ЖКХ "Абакановское" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 501 руб. 76 коп.
Администрация Абакановского сельского поселения с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области. Податель жалобы считает, что реальные объемы и факт оказания услуг истцом не подтверждены, при проведении экспертизы допущены нарушения. Кроме того, в связи с передачей полномочий администрации Череповецкого муниципального района подписывать соглашение о возмещении межтарифной разницы, производственную программу, а также возмещать денежные средства. По мнению апеллянта, взыскание с ответчика расходов на проведение экспертизы и получение выписки из ЕГРЮЛ является безосновательным.
ООО "ЖКХ "Абакановское" в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Муниципальное образование "Череповецкий муниципальный район" в лице Администрации в отзыве на апелляционную жалобу просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКХ "Абакановское" является организацией на территории Абакановского сельского поселения, оказывающей жилищно-коммунальные услуги.
В конце 2008 года истцом представлены ответчику расчеты тарифа услуг по водоотведению, предлагаемого для установления на 2009 год, в размере 46 руб. 25 коп. (куб. метр). В конце 2009 года истцом были представлены ответчику расчеты тарифа услуг по водоотведению, предлагаемого для установления на 2010 год, в размере 57 руб. 33 коп. (куб. метр).
Вместе с тем решением Совета Абакановского сельского поселения от 24.09.2008 N 221 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги" с 01.08.2008 установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые истцом, в размере 25,32 руб./куб.м. Решением этого же Совета от 16.12.2008 N 243 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги" с 01.01.2009 установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые истцом, в размере 27,51 руб./куб.м. Решением Совета Абакановского сельского поселения от 25.12.2009 N 14 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги" с 01.01.2010 установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые истцом, в размере 28,37 руб/куб.м.
Согласно представленному истцом расчету убытки ООО "ЖКХ "Абакановское" в 2008-2010 годах от реализации услуг водоотведения по тарифам, размер которых ниже экономически обоснованных, составили 1 091 863 руб. 51 коп. Убытки рассчитаны как разница между выручкой от реализации данных видов услуг и фактической их себестоимостью.
Ссылаясь на установление ответчиком экономически необоснованных тарифов на водоотведение и непринятие мер по возмещению фактических затрат организации на оказание данных видов услуг, истец обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования признаны частично обоснованными по праву и размеру.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
В рассматриваемый в настоящем иске спорный период в силу положений пункта 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктов 1, 6 и 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения осуществляли полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ одним из принципов регулирования тарифов и надбавок является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Пунктом 2 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусматривается, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
При несоответствии рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (пункт 5 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы на услуги на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "ЖКХ "Абакановское" является организацией на территории Абакановского сельского поселения, оказывающей жилищно-коммунальные услуги. Утверждения истца основываются на том, что тарифы на водоотведение, установленные в сельском поселении, ниже экономически обоснованных и реализация услуг по данным тарифам не покрыла фактические затраты общества на их оказание, в результате убытки Общества за 2008-2010 годы составили 1091863 руб. 51 коп.
В конце 2008 года Обществом представлены ответчику расчеты тарифа услуг по водоотведению, предлагаемого для установления на 2009 год, в размере 46 руб. 25 коп. (куб.м), в конце 2009 года - расчеты тарифа услуг по водоотведению, предлагаемого для установления на 2010 год, и размере 57 руб. 33 коп. (куб.м).
Общество оказывало услуги населению исходя из тарифа, который был утвержден на 2008 год для муниципального унитарного предприятия "Управление механизации Череповецкого района".
Из материалов дела следует, что истцом проведена экспертиза тарифов на услуги по водоотведению сточной жидкости по ООО "ЖКХ "Абакановское" за 2008, 2009 и 2010 годы в ООО "Аудит 2010". Согласно экспертному отчету от 10.10.2011 N 4/ч/11 экономически обоснованным тарифом на оказываемые обществом услуги водоотведения на 2008 год является 28,11 руб./куб.м, на 2009 год - 43,44 руб./куб.м, на 2010 год - 43,37 руб./куб.м, водоотведение - 35,19 руб./куб.м.
Из статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В пунктах 1, 6 и 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органам местного самоуправления предоставлены полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 статьи 5 Закона. К этим полномочиям, в частности, относятся:
- определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей;
- установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Размер платы за коммунальные услуги (в том числе водоотведение) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 4 статьи 154 и часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Суд, учитывая представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об обоснованности доводов истца о том, что установленные тарифы на оказываемые обществом услуги являются экономически необоснованными.
Отсутствие утвержденных экономически обоснованных тарифов на услуги, оказываемые организацией коммунального комплекса, не лишает последнего права на предъявление органам местного самоуправления своих требований о взыскании убытков, связанных с их оказанием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как следует из указанных решений Совета Абакановского сельского поселения, они приняты на основании статьи 5 Закона N 210-ФЗ, а также статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, ссылка истца на то, что решения Совета Абакановского сельского поселения нарушают права Общества на получение прибыли и являются экономически невыгодными, приносят предприятию убытки, ничем не подтверждена. Сами по себе нормативные правовые акты сельского поселения не нарушает права Общества на получение прибыли. Порядок их принятия был соблюден, порядок установления тарифов на оплату жилых помещений и жилищно-коммунальных услуг соответствует статьям 154 - 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закону N 210-ФЗ.
Согласно Закону N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, тарифов на основе долгосрочных параметров и иных долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательств по концессионным соглашениям, объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также с учетом местных и иных особенностей.
Согласно пункту 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государств энными органа, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что Общество в установленном законом порядке не оспаривало решения Совета Абакановского сельского поселения об установлении тарифов для Общества от 24.09.2008 N 221, от 16.12.2008 N 243, от 25.12.2009 N 14, которые в установленном порядке незаконными не признаны и не отменены, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на публично-правовое образование обязанности возместить убытки.
Данный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11, согласно которой возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает требования не подлежащими удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.
Поскольку истцу определением суда была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в связи с отказом в иске с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета 23 918 руб. 63 коп. за рассмотрение иска.
Так как апелляционная жалоба администрации Абакановского сельского поселения удовлетворена, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина за ее рассмотрение в сумме 2000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня 2012 года по делу N А13-12823/2011 отменить.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Абакановское" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Абакановское" в доход федерального бюджета 25 918 рублей 63 копейки государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12823/2011
Истец: ООО "ЖКХ "Абакановское"
Ответчик: Администрация Абакановского сельского поселения
Третье лицо: Абакановское сельское поселение в лице Администрации, МО Череповецки муниципальный район в лице Администрации
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5892/13
06.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5892/13
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8250/12
24.09.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6028/12
08.06.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-12823/11