г. Москва |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А40-24082/12-135-224 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2012 г. по делу N А40-24082/12-135-224 судьи Дудкина В.В.
по заявлению ЗАО "ФЦСР" (ОГРН 1037739332575)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: Михеева М.Р. по дов. от 27.10.2011 г., Феоктистова Е.А. по дов. от 19.07.2010 г.;
от ответчика: Зебелян С.А. по дов. от 10.01.2012 г.;
от третьего лица: Зебелян С.А. по дов. от 22.12.2011 г., Филатова А.Г. по дов. от 16.05.2012 г.;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ФЦСР" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее Департамент) оформленного письмами от 21.10.2011 г. N РД5-1-4/11-0-(50)-1, от 31.01.2012 г. N 33-217-104/12-(о)-1 в заключении договора аренды земельного участка площадью 28 978 кв.м., кадастровый номер N 77:07:0009004:1003, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Кременчугская, вл.11-17, а также обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы в течение десяти дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки, подписания и заключения с ЗАО "ФЦСР" договора аренды земельного участка площадью 28 978 кв.м., кадастровый номер N 77:07:0009004:1003, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Кременчугская, вл.11-17 на период проектирования и строительства.
Решением от 20.07.2012 г. суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемый отказ принят с нарушением требований земельного законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департамент земельных ресурсов города Москвы с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что инвестиционный контракт не является договором о развитии застроенной территории. Указал на пропуск срока строительства. Полагает, что земельный участок не может быть предоставлен без проведения торгов.
Правительство Москвы в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что поэтапный срок строительства в отношении трех корпусов не продлевался. Считает инвестиционный контракт непоименованным договором, содержащим в себе элементы договора простого товарищества. Сообщил, что заключение договора аренды осуществляется на аукционах. Сослалось на судебную практику.
В отзыве на апелляционные жалобы ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Считает инвестиционный контракт договором о развитии застроенной территории. Указал на продление срока инвестиционного контракта. Сослался на нарушение прав и законных интересов общества.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Апелляционный суд достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Москвы от 18.07.2000 г. N 549 "О комплексной реконструкции кварталов 1 и 2 Давыдково и прилегающей внеквартальной территории по адресу: ул. Кременчугская, вл.11-17 в районе Фили-Давыдково (ЗАО)" принято решение о проведении комплексной реконструкции кварталов 1 и 2 Давыдково и прилегающей к ним территории вне границ "красных" линий указанных кварталов по адресу: ул. Кременчугская, вл.11-17 в районе Фили-Давыдково с ожидаемым выходом общей жилой площади ориентировочно 400,00 тыс. кв.м. с финансированием в полном объеме за счет средств инвестора, включая объекты социальной сферы, в соответствии с проектом планировки указанной территории. Функции генерального заказчика-застройщика и инвестора по проведению реконструкции кварталов возложены на ЗАО "ФЦСР", которому предписывалось разработать проектно-сметную документацию на комплексную реконструкцию указанных кварталов, после чего оформить в установленном порядке право пользования земельными участками под строительство.
В соответствии с п.7.3 постановления Правительства Москвы от 18.07.2000 г. N 549 ЗАО "ФЦСР" был разработан Проект планировки кварталов, который прошел государственную экспертизу, что подтверждается Заключением Мосгосэкспертизы от 18.06.2001 г. N 18-Г6/01МГЭ.
Постановлением Правительства г.Москвы от 07.09.2004 г. N 618-ПП "О проекте планировки кварталов 1 и 2 Давыдково района Фили-Давыдково (Западный административный округ)" был утвержден разработанный ЗАО "ФЦСР" проект планировки указанных кварталов.
Во исполнение п.5.1 указанного постановления Правительство Москвы заключило с ЗАО "ФЦСР" Инвестиционный контракт от 31.01.2002 г. N ДМЖ.02.ЗАО.00319, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по комплексной реконструкции жилых кварталов 1 и 2 Давыдково и прилегающей территории по адресу: ул.Кременчугская, вл.11-17 в районе Фили-Давыдково в целях создания жилищного фонда общей жилой площадью не менее 400 тыс. кв.м., а также объектов социально-бытового назначения (п.2.1.). Общество обязалось за счет собственных средств разработать проект планировки жилой территории, произвести проектно-изыскательские, строительно-монтажные и пусконаладочные работы по инвестиционным объектам и сдать их в эксплуатацию поэтапно в согласованные сторонами сроки, но не позднее IV квартала 2005 года (п.п.3.1., 4.2.1., 4.2.2).
Постановлением Правительства Москвы от 04.10.2011 г. N 473-ПП "О мерах по дальнейшей реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции кварталов 1 и 2 Давыдково и прилегающей внеквартальной территории по адресу: ул.Кременчугская, вл.11-17 в районе Фили-Давыдково", дополнительного соглашения N 1 от 26.10.2011 г. к Инвестиционному контракту срок инвестиционного контракта продлен до декабря 2012 года.
Согласно Контракту заявитель обязался осуществить комплексную реконструкцию указанных кварталов за счет собственных и привлеченных средств, разработать проект планировки жилой территории, передать в государственную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений (п.п.4.2.,5.1.1.), а Правительство Москвы обязалось создать необходимые условия инвестору и оказать содействие, включая оформление земельных отношений (п.п.4.1.7., 4.1.8., 4.1.10). Пунктом 5.10 Инвестиционного контракта закреплено, что права инвестора на земельный участок определяются в соответствии с действующим законодательством РФ на период проектирования и строительства в краткосрочную аренду.
Из материалов дела видно, что земельный участок площадью 28 978 кв.м. N 77:07:0009004:1003 расположенный в реконструируемом квартале по адресу: ул.Кременчугская, вл.11-17 для строительства корпусов 15, 16, 16 А сформирован и поставлен на кадастровый учет, определен вид его разрешенного использования (Распоряжение ДЗР г.Москвы от 07.04.2009 г. N 1121).
В соответствии с письмом ДЗР г. Москвы от 26.07.2011 г. N РД5-1-4/11-2-/0/-2 ЗАО "ФЦСР" обратилось в Департамент для оформления земельно-правовых отношений на указанный земельный участок.
Однако в оформлении договора аренды указанного земельного участка предполагаемого для строительства корпусов 15, 16, 16А, Департаментом отказано со ссылкой на ст.30.1 и ст.30.2. Земельного кодекса РФ, п.15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Департамент сделал вывод, что предоставление земельного участка для целей жилищного строительства возможно на аукционной основе.
Не согласившись с указанным отказом Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленным письмами от 21.10.2011 г. и от 31.01.2012 г., считая его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела видно, что инвестиционный контракт предусматривает поэтапную застройку двух кварталов целого района с объектами инфраструктуры по единому проекту, на условиях предварительного сноса объектов капитального строительства.
Суд первой инстанции, оценив условия и обязательства сторон в рамках контракта, сделав обоснованный вывод, что контракт по своей правовой природе соответствует признакам соглашения о развитии застроенной территории (ст.ст.46.1, 46.2. Градостроительного кодекса РФ).
В силу п.2.1. ст.30 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Так Инвестиционный контракт, представляющий собой договор о развитии застроенной территории, заключен до введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ, в соответствии с действовавшим в тот период законодательством: ЗК РСФСР утв. ВС РСФСР 25.04.1991 г. N 1103-1, Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 г. N 73-ФЗ, Распоряжение Вице-Мэра Москвы от 31.01.1993 г. N 51-РВМ "О порядке предоставления и изъятия земель в г.Москве".
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", Градостроительный кодекс РФ применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Статьи 46.1. и 46.2. введены в действие с 01.01.2007 г. Федеральным законом от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, к отношениям сторон по реализации контракта Градостроительный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после его введения в действие в ходе исполнения Контракта.
В соответствии с п.7.2. постановления Правительства Москвы от 18.07.2000 г. N 549 оформление права пользования земельными участками под строительство и модернизацию жилых домов осуществляется ЗАО "ФЦСР" в соответствии с очередностью согласно проекту на основании исходно-разрешительной документации.
Как видно из материалов дела, проект планировки предусматривает поэтапную реконструкцию: снос ветхих и морально устаревших жилых домов и строительство в две очереди. Строительство корпусов 15, 16, 16А осуществляется во вторую очередь реконструкции, и в соответствии с заключениями Москомэкспертизы от 22.04.2005 г. N 1-П6/05МГЭ, от 26.06.2007 г. N 12-6/07МГЭ, от 05.07.2007 г. N 11-П6/07МГЭ, от 28.11.2007 г. N 86-П2/07МГЭ входит во второй жилой комплекс. Первый жилой комплекс включает корпуса 13, 14, 13А, третий жилой комплекс включает корпуса 18, 18А.
Для целей строительства первой очереди, а также первого и третьего жилых комплексов второй очереди строительства обществом оформлены земельно-правовые отношения.
Между ДЗР г.Москвы и ЗАО "ФЦСР" заключены договоры аренды земельных участков: N М-07-507883 от 28.02.2007 г. на аренду земельного участка площадью 10 574 кв.м. для проектирования и строительства корпуса 2АБВ; N М-07-508071 от 12.12.2007 г. на аренду земельного участка 22 186 кв.м. для проектирования и строительства третьего жилого комплекса: корпусов 18, 18А с ЦТП; N М-07-508022 от 18.10.2007 г. на аренду земельного участка 23 759 кв.м. для проектирования и строительства первого жилого комплекса корпусов 13, 14 и подземной автостоянки.
В соответствии с п.8 ст.46.1 ГрК РФ предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством. положенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки ДЗР г. Москвы на разъяснения, данные в постановлении Президиума ВАС РФ N 14760/11 определившего практику применения ст.ст.30.1, 30.2. Земельного кодекса РФ, п.15 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, сославшись на различные фактические обстоятельства.
При этом оспариваемый отказ Департамента в заключении договора аренды спорного земельного участка на период строительства корпусов 15, 16, 16А в рамках исполнения решения о развитии кварталов 1 и 2 района Фили Давыдково нарушает права и законные интересы общества.
Кроме того, материалами дела подтверждено продление срока действия Инвестиционного контракта.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно рассмотрел спор в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не повлияли на правомерное по существу решение суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2012 г. по делу N А40-24082/12-135-224 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24082/2012
Истец: ЗАО "ФЦСР"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Правительство города Москвы, Правительство Москвы