г. Томск |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А45-19358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 19 июля 2012 года по делу N А45-19358/2012 (судья Рубекина И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал"
к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу
об отмене постановления ВАТ-184/4 о назначении административного наказания от 01.06.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - заявитель, ООО "Горводоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган) с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 01.06.2012 ВАТ-184/4.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.07.2012 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Горводоканал" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, дело прекратить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Общество не занимается деятельностью, указанной в статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), а именно накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и иным обращением с отходами производства; составление паспортов на отходы I-IV не требуется; назначение лица, ответственного за обращением с отходами не требуется в связи с осуществлением контроля за исполнением договоров, заключенных с МУП "Коммунальщик", ООО "СибРтуть", ООО "Промметпласт" директором Общества; в ходе проверки вредных отходов не обнаружено, акты не составлялись; имеются основания применения судом статьи 2.9 КоАП РФ.
В представленном в апелляционный суд отзыве административный орган выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению, направил заявление (19.09.2012) о рассмотрение дела в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, Росприроднадзор в заявлении, поступившим 19.09.2012 г. просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, то в силу части 1 статьи 266, части 3 статьи 156, части 6 статьи 121 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 23.04.2012 на основании поступившего обращения депутата Жирнова А.Г. и.о. прокурора Черепановского района Лисицыным С.В. совместно с государственными инспекторами РФ по СФО - ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Баталовой О.В. и ведущим специалистом-экспертом отдела экологического контроля Департамента Банюховым А.В. была проведена проверка ООО "Горводоканал" на предмет соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами и охраны водных объектов, в ходе которой при осмотре площадки Общества по адресу: Новосибирская область, г.Черепаново, ул.Строителей, д.1, в ходе которой выявлены следующие нарушения, отраженные в справке о соблюдении требований законодательства Российской Федерации, норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды от 03.05.2012 (л.д.77 том 1):
- в местах, не предназначенных для временного складирования отходов, осуществляется накопление следующих видов отходов: твердых бытовых отходов, мусора строительного в нарушение требования ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п.3.2,3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
- отсутствуют паспорта на отходы производства и потребления I-IV классов опасности в нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- не назначены лица, допущенные к обращению с отходами производства и потребления, которые имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- не разработана Инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначены в установленном порядке ответственные лица за обращение с указанными отходами в нарушение ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3 "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (утв. постановлением Правительства от 03.09.2010 N681).
10.05.2012 заместителем прокурора Черепановского района в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ (л.д. 44-50, т.1), направленное для рассмотрения в Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу.
01.06.2012 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным лицом административного органа вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО "Горводоканал" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением ООО "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела факта совершения ООО "Горводоканал" административного правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления, нарушения требования статей 11, 14, 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства, Закон N 89-ФЗ), порядка паспортизации, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" (далее - Постановление Правительства N818), Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N681 (далее - Правила обращения с отходами осветительных устройств), вина заявителя установлена, квалификация правонарушения верная, соответствует минимальному размеру санкции.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из фактически установленных обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Объективная сторона данного правонарушения - действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
При этом субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются любые граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.07.2011 N 709/11.
Невыполнение иных обязанностей в сфере обращения с отходами служит достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее- Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Законе об отходах производства и потребления.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Пунктами 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно статье 1 вышеуказанного Федерального закона под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Порядок паспортизации опасных отходов и типовые формы паспортов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Статьей 15 Закона N 89-ФЗ предусмотрены требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности: лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (п. 1); ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации (п. 2).
Из материалов дела следует, административным органом установлено, что в процессе осуществления заявителем хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления: золошлаки от сжигания углей (45,42 тонны, IV класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) ТБО (3,58 тонны, IV класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) смет, отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (избыточный ил) (153,19 тонны, V класс опасности), отходы песка незагрязненного опасными веществами (70 тонн, V класс опасности), люминесцентные лампы отработанные и брак.
Направление деятельности предприятия является удаление и обработка сточных вод, сбор, очистка и распределение воды.
Деятельность общества сопровождается образованием отходов производства и потребления, источниками образования отходов на предприятии являются все подразделения.
Из представленного Отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год (далее - Отчет) установлено, что в результате деятельности Общества было образовано 278,28 тонны отходов I-V классов опасности.
В 2008 году разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), согласно которому источниками образования отходов являются работающий персонал, освещение помещения люминесцентными лампами, гаражи, автотранспорт, очистные сооружения, механическая мастерская, административное здание, химлаборатория и др.
Материалами дела подтверждается, с целью осуществления хозяйственной деятельности заявителем эксплуатируются гаражи, очистные сооружения, механическая мастерская, административное здание, химлаборатория, др. и прилегающая территория по адресу: Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Строителей, д.1 "а".
Следовательно, Общество размещает на своей территории вышеназванные образовавшиеся отходы, тем самым осуществляет накопление отходов для дальнейшей передачи на утилизацию.
Заявителем указанные обстоятельства не оспариваются.
С учетом изложенного, довод о том, что Обществом не ведется деятельность, указанная в статье 8.2 КоАП РФ, а именно накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства отклоняется как противоречащий статье 1 Закона об отходах производства, согласно которой - накоплением отходов называется временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2. КоАП РФ.
Согласно материалам проверки на 23.04.2012 у ООО "Горводоканал" отсутствовали документы, свидетельствующие о проведении паспортизации отходов 1-4 класса опасности, что свидетельствует о нарушении требований статей 11, 14 Закона об отходах производства и потребления, а также не были представлены приказы или другие распорядительные документы о назначении лиц, допущенных к обращению с отходами производства и потребления, которые имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами на право работы с опасными отходами) в нарушение статьи 15 Закона об отходах производства и потребления; не были представлены инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначены в установленном порядке лица за, ответственные за обращение с указанными отходами в нарушение статьи 11 Закона об отходах производства и потребления, пункта 3 Правила обращения с отходами осветительных устройств.
Порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, установлен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (утв. постановлением Правительства от 03.09.2010 N 681), согласно абзацу 2 пункта 1 которых, правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы).
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с отходами осветительных устройств, накопление - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
В свою очередь потребители ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами осветительных устройств юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Обществом представлена справка о количестве люминесцентных ламп, в которой указано об установке в зданиях Общества и на его территории 114 люминесцентных ламп.
Вместе с тем, у Общества отсутствуют разработанные инструкции и приказы о назначении лиц, ответственных лиц за обращение с указанными отходами, на момент проведения проверки Обществом не представлялись, в том числе на директора Щербакова А.С.
Указанные обстоятельства установлены Прокуратурой, административным органом, подтверждаются справкой от 03.05.2012, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.05.2012.
Заявителем доказательств наличия необходимых документов на момент проведения проверки не представлено.
Выявленные нарушения заявителем не оспариваются, в объяснениях к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.05.2012 законный представитель частично согласился, в чем конкретно выражалось несогласие, директор Общества Щербаков А.С. не указал; отсутствие паспортов, а также отсутствие лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, Обществом не оспариваются, доказательств обратного в порядке статьи 65 АПК РФ ООО "Горводоканал" не представлено, в том числе, доказательств наличия необходимых документов на момент проведения проверки не представлено.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, доказано.
Последующее, после проведения проверки, вынесения решения судом первой инстанции по существу принятие заявителем частичных мер по паспортизации отходов, в том числе, наличие Инструкции о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами на момент проверки, но не представленной, поскольку не была затребована, проведение подготовительной работы и заключение договора на разработку паспортов отходов (обстоятельства, которые заявитель просит учесть при рассмотрении дела (пояснения от 18.09.2012 г.), не устраняет противоправность деяния на момент проведения проверки и привлечения к ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина Общества должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Как установлено административным органом, подтверждено материалами дела, вина ООО "Горводоканал" во вменяемом правонарушении выразилась в накопление твердых бытовых отходов, мусора строительного в местах, не предназначенных для временного складирования отходов, в непринятии организационных мер по проведению паспортизации отходов I - IV класса опасности, по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствии лиц, допущенных к обращению с указанными опасными отходами.
Судом правомерно отклонены нарушения Обществом пунктов 3.2. и 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 в связи с недоказанностью, что не повлекло отмену оспариваемого постановления в целом, не повлияло на размер наказания, в виду доказанности других нарушений (отсутствие паспортов отходов, лиц, ответственных за обращение с отходами, и т.д., перечисленных в постановлении).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства также не представлено.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок производства по делу об административном правонарушении и срок давности привлечения Общества к ответственности заинтересованным лицом соблюден, нарушений, влекущих безусловную отмену постановления административного органа, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Общества о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, направленным на обеспечение безопасности человека и окружающей среды.
Поскольку Общество до обнаружения правонарушения не предпринимало каких-либо мер по соблюдению требований по обращению с отходами, совершенное им правонарушение не может быть признано малозначительным.
Образование Общества в 2009 г., привлечение к административной ответственности впервые не являются основанием для освобождения от административной ответственности и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, у Арбитражного суду Новосибирской области имелись правовые основания для отказа в удовлетворении требования Общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 01.06.2012 ВАТ-184/4.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 июля 2012 года по делу N А45-19358/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19358/2012
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу