г. Ессентуки |
|
28 сентября 2012 г. |
Дело N А15-838/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в лице Управления Государственного строительного надзора на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.07.2012 по делу N А15-838/2012 (судья Цахаев С.А.), по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (ОГРН 1070562001950) в лице Управления Государственного строительного надзора к ООО СК "Строймир" (ОГРН 1050544000583) о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.07.2012 отказано в удовлетворении заявления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в лице Управления Государственного строительного надзора (далее - министерство, заявитель) к ООО СК "Строймир" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), за неисполнение в срок законного предписания. Суд указал на ненадлежащее извещение общества и неполучение им распоряжения о проведении проверки и уведомления о дате проверки.
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Министерство считает безосновательным утверждение суда о неизвещении общества о предстоящей проверке и несоответствии протокола об административном правонарушении требованиям, предъявляемым ст. 28.2 Кодекса.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, на основании распоряжения министерства от 12.04.2012 N 02-267-УГСН заявителем проведена проверка исполнения обществом предписания от 30.01.2012 N 000027, вынесенного по объекту капитального строительства "9-ти этажный жилой дом по адресу: РД, г. Махачкала, пр. И. Шамиля N55".
Суд первой инстанции посчитал недоказанным факт вручения указанного распоряжения законному представителю общества или получения его через почтовую связь по юридическому адресу общества в связи с отсутствием в материалах дела доказательств обратного.
По результатам проверки, проведенной без участия общества, заявитель составил акт проверки от 27.04.2012 N 000075 и протокол об административном правонарушении от 27.04.2012 N000071 по части 6 статьи 19.5 Кодекса о неисполнении предписания от 30.01.2012 N 000027 и обратился суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23.1 Кодекса с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60), дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В связи с изложенным, министерство правомерно обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Из положения об Управлении государственного строительного надзора, утвержденного приказом министра от 15.02.2011 N 17, видно, что Управление является структурным подразделением министерства, обеспечивающим деятельность министерства по осуществлению государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства (пункт 2.1.1), а также уполномочено на составление протоколов об административных правонарушениях и (или) рассмотрение дела об административных правонарушениях (пункт 2.2.6 Положения).
В соответствии с должностными обязанностями ведущий специалист УГСН Минстроя РД Бекеев Р.Х. уполномочен на составление протокола об административном правонарушении.
Таким образом, протокол о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, составлен полномочным органом и правомочным должностным лицом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из следующего.
На основании части 6 статьи 205 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании исследования и оценки представленных доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии события правонарушения и наличии в действиях заинтересованного лица признаков вменяемого ему состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Суд первой инстанции посчитал, что представленный заявителем протокол об административном правонарушении от 27.04.2012 N 000071 не соответствует требованиям, предъявляемым статьей 28.2 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что заинтересованное лицо в установленном законом порядке через законного или уполномоченного представителя о времени и месте проведения проверки от 27.04.2012 и составления протокола об административном правонарушении от 27.04.2012 административным органом не извещалось. Указанные мероприятия проводились и процессуальные документы выносились в отсутствие законного представителя заинтересованного лица.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что не является доказательством надлежащего извещения заинтересованного лица о времени месте проведения проверки от 27.04.2012 и протокола об административном правонарушении от 27.04.2012 уведомление от 13.04.2012 N 02-311-12, так из него следует, что заинтересованное лицо извещается о месте и времени проведения проверки по исполнению предписания. Сведений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении данное уведомление не содержит, что лишило общество возможности в полном объеме воспользоваться своими процессуальными правами.
Административный орган в нарушение пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и статьи 28.2 Кодекса не обеспечил процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Данные обстоятельства, в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" позволили суду сделать объективный вывод о необоснованности заявленных требований министерства.
Ошибочным является вывод суда первой инстанции о неизвещенности общества по причине возврата почтой без вручения уведомления о том, что 27.04.2012 будет проведена проверка. Основанием возврата данного почтового отправления является отказ адресата. Данное обстоятельство является надлежащим извещением, так как в силу пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Данные нарушения в выводах суда первой инстанции не являются существенными и не влекут отмену судебного акта, поскольку как указано выше уведомление о проведение проверки (в получении которого общества отказалось) не соответствует требованиям закона и не содержит обязательных данных, предъявляемых к данного рода документам.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности отказано правомерно.
Таким образом апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.07.2012 по делу N А15-838/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-838/2012
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в лице Управления Государственного строительного надзора
Ответчик: ООО СК "Строймир", рук-ль Нартгишиев Х. Н.
Третье лицо: ООО СК "Строймир"