г. Москва |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А40-58377/12-21-560 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Пронниковой Е.В.
Бекетовой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Государственного Учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 19)
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.06.2012
по делу N А40-58377/12-21-560 судьи Каменской О.В.,
по заявлению Государственного Учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 19)
к судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УФССП России по Москве Синдкар А.М., начальнику Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УФССП России по Москве Кравцову И.В.
третье лицо: ООО "Тура"
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2012 Государственному Учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 19) (далее - Учреждение) было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УФССП России по Москве Синдкар А.М. от 06.03.2012 N 8966/12/02/77 об отказе в возбуждении исполнительного производства по постановлению от 16.01.2012 N 5408 ш/11/ю.
Учреждение не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает решение незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушением и неправильным применением норм материального права.
В обоснование указывает, на то, что МРО ФСС не обладало информацией о счетах ООО "Тура". Считает, что действующее законодательство о страховых взносах предусматривает взыскание недоимки и санкций, в том числе и при отсутствии данных о расчетных счетах должника, путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу ответчиками и третьим лицом не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон и третьего лица, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 01.03.2012 на исполнение судебному приставу-исполнителю Замоскворецкого РОСП УФССП России по Москве Синдкар А.М. поступил исполнительный документ - постановление ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 19 от 16.01.2012 N 5408ш/11/ю о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя о взыскании с ООО "Тура" денежных средств в размере 100 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого РОСП УФССП России по Москве Синдкар А.М. от 06.03.2012 N 8966/12/02/77 в возбуждении исполнительного производства отказано на основании пп.4 п.1 ст.31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Основанием принятия оспариваемого постановления послужил тот факт, что документ - постановление 16.01.2012 N 5408ш/11/ю не является исполнительным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока, на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, применил и истолковал нормы материального права и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
На основании п.1 ст.30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст.13 упомянутого Закона.
Отсутствие предусмотренных п.5 ч.1 ст.12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п.4 ч.1 ст.31 указанного Федерального закона.
Учитывая, что требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае наличия отметок банка или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требование Фонда о взыскании денежных средств, не имеющее указанных отметок, исполнительным документом не является.
В соответствии с п.7 Порядка взаимодействия ФСС РФ, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции РФ при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов фонда социального страхования РФ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу ФСС РФ, утвержденного Приказом Минюста РФ N 317, ФСС РФ N 280 от 10.12.2003, постановление о взыскании страхового взноса за счет имущества страхователя направляется судебному приставу-исполнителю сопроводительным письмом, к которому прилагается извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального банка РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в РФ" (зарегистрировано Минюстом России 23.12.2002, регистрационный N 4068) с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N ___".
Таким образом, требования органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств, не имеющие указанных отметок, исполнительными документами не являются.
Из материалов дела следует, что заявитель в нарушение изложенных требований законодательства об исполнительном производстве на дату обращения с заявлением не представил судебному приставу-исполнителю информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должника, на которые может быть обращено взыскание, равно как и не доказал невозможность представления данной информации в указанный период.
Кроме того, в силу положений п.2 ст.23, п.1 ст.86 Налогового кодекса РФ налоговые органы обладают информацией о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Материалами дела подтверждается, что заявитель не предпринял никаких действий по получению информации из налоговых органов, и, соответственно, не принял мер по взысканию денежных средств путем выставления инкассового поручения через банк или иную кредитную организацию.
Согласно заявлению Учреждения от 16.01.2012 N 05-12/05/415 о направлении постановления N 5408ш/11/ю в качестве приложения указаны: постановление о взыскании недоимки, решение о взыскании недоимки, копия требования, справка об отсутствии информации о счетах (л.д.6).
При этом справка об отсутствии информации о счетах подписана заместителем директора ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 19) и не содержит информации о принятии каких-либо мер по установлению наличия счетов у организации-должника.
В связи с чем довод заявителя об отсутствии у Фонда обязанности запрашивать информацию о счетах в налоговых органах, поскольку данная обязанность законодательно не регламентирована, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии информации о счетах со ссылкой на выписку из ЕГРЮЛ апелляционным судом отклоняется, поскольку данная выписка не представлялась судебному приставу-исполнителю и не содержит граф с информацией о наличии или отсутствии счетов юридического лица.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание, что постановление ГУ МРО ФСС РФ от 16.01.2012 N 5408ш/11/ю не соответствует требованиям, предъявляемым к актам органов, осуществляющих контрольные функции, а именно - не предоставлены документы, содержащие отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для вынесения оспариваемого постановления.
Нарушение своих прав и законных интересов заявителем также не доказано, поскольку в силу п.3 ст.31 Закона об исполнительном производстве устранение обстоятельств, предусмотренных п.1 - 4 и 7 ч.1 данной статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном указанным Законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.06.2012 по делу N А40-58377/12-21-560 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58377/2012
Истец: ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 19), ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N19)
Ответчик: Начальник Замоскворецкого ОСП УФССП России по г. Москве судебный пристав-исполнитель Замоскворецкого ОСП по г. Москве, Начальник Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УФССП по Москве Кравцов И. В., судебный пристав-исполнитель Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УФССП по Москве Синдкар А. М.
Третье лицо: ООО "Тура"