Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов, "осуществляет оптовую торговлю фармацевтической продукцией. Учитываются ли в целях применения главы 26.2 НК РФ затраты в виде стоимости образцов товаров (лекарственных средств безрецептурного отпуска), которые безвозмездно передаются потенциальным потребителям (участникам круглых столов)?
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в целях исчисления единого налога вправе учесть расходы на рекламу производимых (приобретенных) и(или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы на рекламу должны учитываться налогоплательщиками-"упрощенцами" при услови и их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 264 и 265 НК РФ. Таким образом, рекламные расходы принимаются к учету налогоплательщиками-"упрощенцами" в том же порядке, что и плательщиками налога на прибыль.
В целях применения гл. 25 НК РФ расходами признаются обоснованные идокументальноподтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и(или) документами, косвенно подтверждающими осуществленные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе на основании договора).
Расходами признаются любые затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и(или) реализацией, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и(или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, в том числе участие в выставках и ярмарках, с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ.
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) определены основные понятия:
- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме исиспользованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной и пищевой добавок или иного, не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
На основании п. 2 ст. 24 Закона N 38-ФЗ требования п. 6 ч. 1 данной статьи не распространяются на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний.
Требования п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Закона N 38-ФЗ не распространяются на рекламу, размещаемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона N 38-ФЗ сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
Пунктом 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ установлено, что реклама лекарственных средств должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Требования этой части не распространяются на рекламу, размещаемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ определено, что к расходам организации на рекламу относятся затраты на:
- рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе через объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и(или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, непревышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Рекламная кампания лекарственных средств (в том числе безрецептурного отпуска) также не должна выходить за рамки действия Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ). Согласно ст. 43 Закона N 86-ФЗ информация о лекарственных средствах распространяется в соответствии с требованиями государственного информационного стандарта. Информация о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных средств, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств. Кроме того, допускается использование любых материальных носителей информации о лекарственных средствах, позволяющих хранить, передавать и использовать эту информацию без искажений.
В соответствии со ст. 29 Закона N 86-ФЗ организации оптовой торговли лекарственными средствами могут продавать их или передавать в распоряжение:
- других организаций оптовой торговли лекарственными средствами;
- организаций - производителей лекарственных средств в целях производства;
- аптечных учреждений;
- научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы;
- индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, передача в рекламных целях образцов (пробников) медицинской продукции не входит в понятие рекламы медицинских препаратов.
Как следует из представленных материалов (отчетов (актов) о передаче образцов препаратов и отчетов по фармацевтическим кружкам), бесплатная передача потенциальным потребителям (участникам круглых столов) лекарственных средств безрецептурного отпуска производится после реализации этих образцов организацией оптовой торговли.
Следовательно, согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а следовательно, и при исчислении единого налога в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ, не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества(лекарственных средств) и расходы, связанные с такой передачей.
Ю.Г. Кувшинов,
главный редактор журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 декабря 2007 г.
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"