г. Воронеж |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А48-2048/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шеина А.Е.,
судей Андреещевой Н.Л., Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варнавской С.Ю.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Орелэнергосбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федерального казначейства по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от муниципального бюджетного образовательного учреждения "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации Орловского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2012
по делу N А48-2048/2012 (судья Родина Г.Н.)
по иску открытого акционерного общества "Орелэнергосбыт" (ОГРН 1055742001897)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), Управлению Федерального казначейства по Орловской области (ОГРН 1025700764320), муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700696328)
о взыскании 2 870 руб. 36 коп.,
третьи лица: Департамент финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959), администрация Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700695448),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орелэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "Орелэнергосбыт") обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Орловской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области о взыскании 2 870 руб. 36 коп. убытков.
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования к каждому из ответчиков и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ 2 870 руб. 36 коп. убытков, в отношении остальных двух ответчиков истец заявил отказ от исковых требований.
Отказ от исковых требований в отношении Управления Федерального казначейства по Орловской области и муниципального бюджетного образовательного учреждения "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области принят судом.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2012 по делу N А48-2048/2012 исковые требования ОАО "Орелэнергосбыт" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2 870 руб. 36 коп. убытков удовлетворены, производство по делу в части взыскания убытков с Управления Федерального казначейства по Орловской области, муниципального бюджетного образовательного учреждения "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, в связи с чем просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя жалобы, абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) предусматривает меры социальной поддержки в отношении сельских педагогов только по освещению жилой площади.
ОАО "Орелэнергосбыт" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве от 14.09.2012 N 2406.
Управление Федерального казначейства по Орловской области, муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области, Департамент финансов Орловской области, администрация Орловского района Орловской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании статей 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.12.2008 между ОАО "Орелэнергосбыт" и муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области заключен договор о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате потребленной электроэнергии, по условиям которого образовательное учреждение принимает на себя обязательство возмещать ОАО "Орелэнергосбыт" расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате электроэнергии педагогическим работникам образовательного учреждения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Орловской области (потребителей), список которых согласован в Приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 2.2 договора ОАО "Орелэнергосбыт" на основании поступивших от потребителей квитанций об оплате потребленной электроэнергии, формирует отчет об объеме предоставленных льгот по форме, согласованной сторонами в Приложении N 2, и направляет его вместе со счетом на оплату образовательному учреждению до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Образовательное учреждение в трехдневный срок подписывает и возвращает один экземпляр отчета в адрес ОАО "Орелэнергосбыт" и в пятидневный срок с момента получения счета на оплату производит возмещение фактически понесенных расходов от предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам путем перечисления денежных средств на р/с ОАО "Орелэнергосбыт". Образовательное учреждение и ОАО "Орелэнергосбыт" ежемесячно осуществляют сверку расчетов, произведенных в рамках исполнения настоящего договора, которая оформляется двухсторонним актом сверки расчетов (пункты 2.3 и 2.4 договора).
В соответствии с условиями договора истец поставил педагогическим работникам образовательного учреждения с января по декабрь 2009 года электрическую энергию на общую сумму 6 242 руб. 96 коп., что подтверждается отчетами об объеме предоставленных льгот по оплате электрической энергии педагогическим работникам.
Полученная педагогическими работниками образовательных учреждений Орловского района электрическая энергия оплачена образовательным учреждением частично в сумме 3 372 руб. 60 коп., что подтверждается представленными в дело копиями платежных поручений N 310 от 16.06.2009, N 954 от 23.07.2009, N 22 от 30.11.2009, N 692 от 08.12.2009.
Задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электрической энергии педагогическим работникам, согласно акту сверки составила 2 870 руб. 36 коп.
Поскольку расходы, понесенные в связи с предоставлением педагогическим работникам льгот по оплате электроэнергии, в установленном законом порядке возмещены не были, ОАО "Орелэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая исковые требования по существу и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно пункту 4 статьи 26.3 данного закона по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подпунктах 2, 9, 13, 21, 25 и 37 пункта 2 настоящей статьи). Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета. Такие федеральные законы должны: определять права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также права и обязанности федеральных органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; устанавливать способ (методику), федеральные государственные минимальные социальные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление соответствующих полномочий; содержать указание на передачу в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта Российской Федерации материальных объектов в целях обеспечения осуществления соответствующих полномочий; определять порядок представления органами государственной власти субъекта Российской Федерации отчетности об осуществлении соответствующих полномочий; определять порядок осуществления федеральными органами государственной власти контроля за исполнением органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий и содержать наименования контрольных органов; определять условия и порядок временного изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, возмещения субвенций, передаваемых органам государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Орловской области от 13.02.2007 N 660-ОЗ "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областных и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Орловской области по оплате жилых помещений с отоплением и освещением" возмещению подлежат фактически понесенные расходы организациями, оказывающими услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Орловской области.
Обязательства Орловской области в соответствии с Законом Орловской области от 13.02.2007 N 660-ОЗ "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областных и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Орловской области по оплате жилых помещений с отоплением и освещением" исполнены в полном объеме.
В 2009 году согласно приложению N 11 к Закону Орловской области от 30.06.2010 N 1088-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год" на финансирование указанных расходов в Орловском районе Орловской области было запланировано 2 649 000 руб. Фактическое финансирование указанных расходов в Орловском районе составило 2 649 000 руб.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации, а не Орловской области.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При этом возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.
Доказательств выделения Орловской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения расходов ОАО "Орелэнергосбыт" по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией установленных законом льгот, влечет возникновение убытков у ОАО "Орелэнергосбыт". Недополучение истцом денежных средств в связи с предоставлением льгот гражданам является реальным ущербом истца. На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя несения расходов по реализации федеральных законов, так как это противоречит целям его деятельности.
Размер убытков подтвержден материалами дела. Контррасчет убытков ответчиком не представлен.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования ОАО "Орелэнергосбыт" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2 870 руб. 36 коп. убытков заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Доводы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о том, что действующее федеральное и областное законодательство предоставляет бывшим педагогическим работникам льготы исключительно на освещение, но не на всю предоставленную абонентам электроэнергию, правомерно отклонены арбитражным судом области как необоснованные.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии со статьей 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, является важной мерой поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности.
По смыслу части 1 статьи 1, статьи 2, частей 1, 2 статьи 15, статей 18, 19, части 1 статьи 45, части 2 статьи 55, части 1 статьи 76, части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации в целях соблюдения конституционных прав педагогических работников, проживающих в сельской местности, понятие "бесплатное освещение" подразумевает под собой бесплатное предоставление полного объема потребляемой ими электроэнергии.
Оплата энергии по договору энергоснабжения производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статьи 539 и 544 ГК РФ).
Утверждение норматива потребления на освещение действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, для учета потребляемой электроэнергии используется один прибор учета, который показывает общее количество потребленной электроэнергии в конкретном жилом помещении. Таким образом, выделить из общего объема электроэнергии количество электроэнергии, которое было израсходовано только на освещение жилого помещения, невозможно.
Таким образом, в данном случае возмещению подлежат фактически понесенные расходы ОАО "Орелэнергосбыт", оказавшего в 2009 году услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области.
Суд также обоснованно отклонил ссылку ответчика на пункт 3 статьи 126 ГК РФ, поскольку, по смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, заявляющее требование о возмещении убытков, вправе требовать полного их возмещения, независимо от наличия (отсутствия) таких возможностей от субъектов гражданского права, к которым относятся и публичные образования. В данном случае основанием для взыскания истцом убытков именно с Российской Федерации явилось невыполнение данным публичным образованием своих обязательств по компенсации затрат, понесенных истцом в связи с реализацией законодательно установленных льгот.
В ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде Орловской области ответчик заявил о применении срока исковой давности по исковым требованиям о взыскании убытков за период с января по апрель 2009 года.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (статья 264 БК РФ).
Нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, поэтому финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Следовательно, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2009 году истец мог и должен был узнать по окончании финансового года, то есть не позднее 01.01.2010.
С этой даты, согласно статье 200 ГК РФ и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует исчислять срок исковой давности по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Поскольку истец обратился в арбитражный суд 16.05.2012, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности, который истекает 31.12.2012, суд обоснованно отклонил довод ответчика о применении к требованиям истца о взыскании убытков, возникших в период с января по июнь 2009 года, срока исковой давности.
Практика рассмотрения споров данной категории по вопросу исчисления срока исковой давности установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях 12.05.2009 N 514/09, от 26.05.2009 N 15759/08.
Ссылке заявителя жалобы на то, что абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании предусматривает меры социальной поддержки в отношении сельских педагогов только по освещению жилой площади, а не всей потребленной электроэнергии, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2012 по делу N А48-2048/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2012 по делу N А48-2048/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2048/2012
Истец: ОАО "Орелэнергосбыт"
Ответчик: МБОУ "Полозодворская средняя общеобразовательная школа" Орловского района, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Управление Федарельного Казначейства по Орловской области, УФК по Орловской области
Третье лицо: Администрация городского Поселения Знаменка Орловского района Орловской области, Администрация Орловского района Орловской области, Департамент финансов Орловской области