Стандартные налоговые вычеты
Главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ предусмотрено, что начисленные работнику организации доходы в целях исчисления НДФЛ могут быть уменьшены на стандартные налоговые вычеты. Такие вычеты установлены ст. 218 НК РФ. С момента вступления в силу гл. 23 НК РФ изменения в данную статью вносились несколько раз. Наиболее существенные из них были внесены Федеральным законом от 29.12.2004 N 203-ФЗ: с 1 января 2005 года пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ изложен в новой редакции, предусматривающей увеличение размера стандартного вычета на каждого ребенка, а также предельную величину совокупного дохода, позволяющую применять данный вычет. Федеральными законами от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2006 N 119-ФЗ были расширены и уточнены категории налогоплательщиков, которым могут быть предоставлены стандартные вычеты в размере 3 000 и 500 руб. Федеральным законом от 07.07.2003 N 105-ФЗ с 1 января 2003 года была предусмотрена замена слова "работодатель" на "налоговый агент".
Однако некоторые формулировки, содержащиеся в ст. 218 НК РФ, и разъяснения контролирующих органов до сих пор вызывают вопросы о порядке предоставления стандартных налоговых вычетов. Каков порядок предоставления данных вычетов, какими документами можно подтвердить право на их получение, что делать, если доход выплачивается сотрудникам не каждый месяц? Этим и другим вопросам посвящен наш материал.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ: стандартных, социальных, имущественных и профессиональных.
Статьей 218 НК РФ плательщикам НДФЛ предоставлено право на стандартный налоговый вычет на себя и на детей.
Определим размер стандартного налогового вычета
Стандартный налоговый вычет, предоставляемый лично налогоплательщику, может быть установлен в размере 3 000, 500 или 400 руб.
В подпункте 1 п. 1 ст. 218 НК РФ приведен перечень лиц, которые могут получить вычет в размере 3 000 руб. К ним относятся, например, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды, получившие инвалидность при исполнении обязанностей военной службы.
В Письме УФНС по г. Москве от 03.04.2006 N 28-11/26539 рассмотрен вопрос: имеют ли право на получение стандартного налогового вычета в размере 3 000 руб.лица, непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ?
В ответе чиновники подтвердили данное право и разъяснили следующее. В соответствии с п. 1 Постановления N 2123-1*(1) лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, принимавшие непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, относятся к гражданам из подразделений особого риска.
Согласно п. 2 Постановления N 2123-1 меры социальной защиты предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ N 818*(2) установлено, что таким органом является Минобороны РФ, которое Приказом от 18.08.2005 N 354 утвердило Инструкцию о порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска.
Кроме этого, порядок выдачи документов, подтверждающих право на льготы "чернобыльцам", определен Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений*(3), доведенным Письмом Госкомчернобыля РФ от 22.03.1993 N ВД-8-1278.
Вычет в размере 500 руб. предоставляется Героям СССР и РФ, инвалидам детства, родителям и супругам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, и некоторым другим категориям налогоплательщиков(пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В Письме Минфина РФ от 30.07.2007 N 03-04-08-01/41 рассмотрены вопросы о предоставлении стандартного вычета в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода гражданам, принимавшим участие в боевых действиях на территории РФ и продолжающим военную службу, а также об отсутствии оснований для предоставления указанного налогового вычета военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях на территории иностранных государств и проходящим военную службу в настоящее время.
В ответе финансисты отметили следующее: согласно пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 119-ФЗ граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ, имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода. При этом чиновники указали, что из приведенной нормы Кодекса не следует, что в отношении граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, данный налоговый вычет предоставляется лишь в том случае, если они уволены с военной службы.
Аналогичное мнение высказано в Письме УФНС по г. Москве от 02.07.2007 N 28-11/62357.
Что касается военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на территории иностранных государств и проходящих военную службу в настоящее время, то стандартный налоговый вычет, установленный названным подпунктом, для данной категории налогоплательщиков не предусмотрен.
Обратите внимание: согласно п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах"*(4) права и льготы, установленные ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1, 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", реализуются на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям."
Если гражданин не относится к льготным категориям, то размер стандартного налогового вычета для него составляет 400 руб. и действует до того момента, пока совокупный доход с начала года не превысит 20 000 руб. В Письме от 28.04.2007 N 03-04-06-01/134 финансисты особо подчеркнули, что стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. должен быть предоставлен за каждый месяц налогового периода, включая месяц, в котором у работника исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода доход составил (не превышая) 20 000 руб. В последующие месяцы налогового периода указанный налоговый вычет не предоставляется.
В соответствии с п. 2 ст. 218 НК РФ в случаях, когда сотрудник имеет право на несколько стандартных вычетов, они не суммируются, а предоставляется наибольший.
Пример.
Согласно представленным в бухгалтерию документам сотрудник предприятия Л.П. Светлов имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 3 000 руб. как инвалид II группы вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы, и стандартный вычет в сумме 500 руб. как гражданин, выполнявший интернациональный долг в Республике Афганистан.
Бухгалтер предприятия ежемесячно будет производить налоговый вычет из зарплаты Светлова в размере 3 000 руб., то есть максимальный из положенных ему по закону.
Обратите внимание: налоговым законодательством не предусмотрено ограничение по сумме дохода для стандартных налоговых вычетов в размере 3 000 и 500 руб.
В Письме Минфина РФ от 12.10.2007 N 03-04-06-01/353 рассмотрен вопрос: вправе ли организация предоставлять стандартные вычеты по НДФЛ за каждый месяц налогового периода неработающим пенсионерам на основании их письменного заявления при получении ими дважды в течение календарного года арендной платы по договорам аренды земельных участков?
В ответе финансисты указали, что доходы, получаемые физическим лицом по договору аренды, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов в соответствии с п. 1 ст. 224 Кодекса. Следовательно, к таким доходам применимы стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 Кодекса. При этом если в течение налогового периода доход физическому лицу выплачивается только два раза, то стандартный налоговый вычет может предоставляться за все месяцы налогового периода, предшествующие выплате дохода, до достижения установленных ст. 218 НК РФ предельных сумм дохода, исчисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, при превышении которых стандартные налоговые вычеты не предоставляются.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ установлен вычет на каждого ребенка в возрасте до 18 лет в размере 600 руб. Если ребенок является учащимся дневной формы обучения, то действие вычета продлевается до достижения им возраста 24 лет. Кроме этого, одинокие родители имеют право на двойной налоговый вычет.
В Письме УФНС по г. Москве от 09.03.2007 N 28-10/21997 рекомендован следующий перечень документов, подтверждающих право одинокого родителя на получение у налогового агента стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере:
- свидетельство о рождении ребенка;
- свидетельство о расторжении брака;
- ксерокопия паспорта, в котором отсутствует отметка ЗАГСа о регистрации брака;
- копия решения суда;
- справка органа социальной защиты населения о том, что одинокому родителю назначено пособие на содержание ребенка в повышенном размере.
В Письме от 14.07.2006 N 03-05-01-04/213 представители Минфина разъяснили, что право на получение родителем ребенка (детей) удвоенного стандартного налогового вычета связано с юридическим фактом регистрации брака на дату исчисления налога на доходы физических лиц. Иные условия (был ли ранее налогоплательщик в зарегистрированном браке, имеется ли в свидетельстве о рождении ребенка (детей) запись об отце ребенка, усыновлен (удочерен) ребенок (дети) или нет) в данном случае значения не имеют.
Налоговый вычет в размере 1 200 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода может быть предоставлен только одному из родителей, на обеспечении которого находится ребенок. Соответственно, другой родитель, в том числе уплачивающий алименты на содержание ребенка, имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 600 руб.
Обратите внимание: в 2007 году позиция контролирующих органов по вопросу предоставления таких вычетов неоднозначна. В Письме УФНС по г. Москве от 30.03.2007 N 28-10/028734 сказано: налогоплательщик, не состоящий в зарегистрированном браке, имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 600 руб. на каждого ребенка при условии уплаты им алиментов на содержание каждого ребенка по исполнительному листу либо в соответствии с нотариально удостоверенным мировым соглашением между родителями.
Однако позже в Письме Минфина РФ от 09.06.2007 N 03-04-07-01/117 мы видим следующие разъяснения: одиноким родителям вычет производится в двойном размере. Таким образом, общий размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителям на каждого ребенка, равен 1 200 руб. То есть налоговый вычет в размере 1 200 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода может быть предоставлен только одному из одиноких родителей, на обеспечении которого находится ребенок. Соответственно, по смыслу ст. 218 Кодекса другой родитель (в том числе уплачивающий алименты на содержание ребенка (детей)) не имеет права на стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.
Такие же выводы представители Минфина сделали в письмах 06.08.2007 N 03-04-06-01/282, от 16.08.2007 N 03-04-05-01/273.
Как видим, вопрос о возможности применения одиноким родителем, выплачивающим алименты, вычета по НДФЛ в двойном размере является спорным, в связи с этим налогоплательщику придется принять решение самостоятельно с учетом изложенной информации.
Налоговый вычет в двойном размере (1 200 руб.) предоставляется, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
Стандартным налоговым вычетом на детей можно воспользоваться, пока совокупный доход с начала года не превысит 40 000 руб. (Письмо Минфина РФ от 28.04.2007 N 03-04-06-01/134). Вычет на содержание детей предоставляется независимо от того, пользуется ли сотрудник другими стандартными вычетами.
Вопрос:
Сохраняется ли стандартный налоговый вычет родителю на ребенка - учащегося очной формы обучения в возрасте до 24 лет, если ребенок женится (выходит замуж) и меняет фамилию?
Ответ:
Положения пп. 4 п. 1, а также п. 2-4 ст. 218 НК РФ не содержат ограничений по применению такого налогового вычета, в случае если учащийся ребенок (в возрасте до 24 лет), находящийся на обеспечении налогоплательщика, вступает в брак и меняет фамилию.
Представители МНС в Письме от 30.01.2004 N ЧД-6-27/100@ в разделе "Особенности предоставления стандартных налоговых вычетов" указали, что предоставление стандартных вычетов на содержание ребенка (детей), включая учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта, производится независимо от наличия у ребенка (детей) самостоятельных источников дохода и совместного проживания с родителями.
Заявляем вычеты
Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты. Налогоплательщик физическое лицо может заявить о своем праве на налоговые вычеты как по основному месту работы, так и по совместительству. Форма заявления на предоставление стандартного налогового вычета нормативными документами не установлена, следовательно, оно пишется в произвольной форме.
Обратите внимание: организация - налоговый агент не обязана применять стандартные налоговые вычеты при определении налоговой базы в случае отсутствия заявления налогоплательщика о предоставлении вычета, а также требовать от налогоплательщика представления такого заявления или документов, подтверждающих право на предоставление вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
В Налоговом кодексе не определен перечень документов, которыми налогоплательщик должен подтвердить право на получение стандартных налоговых вычетов. К таким документам можно отнести:
- документы, подтверждающие инвалидность;
- орденские книжки;
- свидетельства о рождении детей;
- справки о дневной форме обучения из учебных заведений;
- документы, подтверждающие опекунство и попечительство;
- свидетельство о расторжении брака (для подтверждения статуса одинокого родителя);
- медицинские справки, удостоверяющие, что ребенок является инвалидом детства.
Согласно последним разъяснениям финансового ведомства, содержащимся в Письме от 27.04.2006 N 03-05-01-04/105, НК РФ не требует, чтобы такое заявление подавалось налогоплательщиком ежегодно. В связи с этим впредь до изменения у налогоплательщика права на тот или иной стандартный налоговый вычет возможно "бессрочное" заявление, которое будет являться основанием для применения стандартных налоговых вычетов в течение нескольких лет.
Порядок предоставления вычетов
Организация предоставляет стандартные налоговые вычеты сотрудникам, с которыми заключен трудовой договор. Это положение закреплено в п. 3 ст. 218 НК РФ. В случае работы по гражданско-правовому договору организация не может уменьшать доход такого сотрудника на стандартные вычеты - они могут быть получены в налоговой инспекции.
Работник в течение налогового периода может сменить место работы. Тогда по новому месту работы в бухгалтерию должна быть представлена справка по форме N 2-НДФЛ. Согласно п. 3 ст. 230 НК РФ справка о полученных доходах и удержанных суммах налога выдается налоговым агентом по заявлению работника. На сегодняшний день действует форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденная Приказом ФНС РФ от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@*(5). По новому месту работы вычеты будут предоставляться с учетом дохода, полученного с начала года по другому месту работы. Такая позиция Минфина изложена в Письме от 20.11.2006 N 03-05-02-04/179, в котором уточнен порядок налогообложения заработной платы работников реорганизованных учреждений: согласно п. 3 ст. 218 НК РФ в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты: При этом стандартные налоговые вычеты в размере 400 руб. и 600 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляются с учетом сумм заработной платы, полученной ими с начала налогового периода, а стандартные налоговые вычеты в размере 3 000 руб. и 500 руб.за каждый месяц налогового периода, предусмотренные пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщикам независимо от суммы дохода, начисленной с начала налогового периода.
Некоторую неясность в порядок применения стандартных налоговых вычетов внесло Письмо Минфина РФ от 07.10.2004 N 03-05-01-04/41, в котором разъяснено, что такие вычеты не накапливаются в течение налогового периода и не подлежат суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.
Эти разъяснения не совпали с рекомендациями Приказа МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц, "в котором сказано, что в налоговой карточке по учету доходов и НДФЛ указывается общая сумма предоставленных стандартных налоговых вычетов нарастающим итогом с начала года. Если у налогоплательщика в определенном месяце налогового периода сумма стандартных вычетов, на которые он имеет право, превысит доход за этот месяц, подлежащий налогообложению по ставке 13%, то применительно к этому месяцу налоговая база принимается равной нулю, а сумма превышения должна быть компенсирована в последующие месяцы налогового периода, при условии если доходы налогоплательщика это позволяют.
В целях частичного изменения данных разъяснений было выпущено Письмо Минфина РФ от 28.12.2005 N 03-05-01-03/139, в котором указано, что установленные ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, относящихся к этому налоговому периоду, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов не переносится. Следовательно, стандартный налоговый вычет не может быть перенесен на следующий налоговый период, то есть на следующий календарный год. В случаях когда в течение отдельных месяцев налогового периода сумма стандартных налоговых вычетов оказывается больше суммы доходов, облагаемых по ставке 13%, разница между этими суммами переносится на следующие месяцы этого налогового периода.
Аналогичной позиции придерживаются финансисты и налоговая служба (письма Минфина РФ от 01.03.2006 N 03-05-01-04/41, ФНС РФ от 27.01.2006 N 04-1-03/42, от 15.03.2006 N 04-1-04/154).
В Письме Минфина РФ от 24.04.2006 N 03-05-01-04/101 рассмотрена ситуация, которая нередко встречается на практике: работнику выплачен доход значительно позже того периода, к которому он относится (организация выдала зарплату за январь, февраль и март только в апреле). В ответе представители финансового ведомства указали на то, что произведенные физическому лицу выплаты в виде оплаты труда относятся к одному налоговому периоду и стандартные налоговые вычеты должны быть предоставлены за каждый месяц данного налогового периода.
Возврат излишне удержанного налога
Сотрудники предприятия, которым в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты не предоставлялись или предоставлялись в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, по окончании налогового периода могут получить их в налоговом органе по месту жительства.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Обратите внимание: Федеральным законом от27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ)внесен целый ряд изменений в гл. 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ.
В пункте 1 ст. 78 НК РФ говорится, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
При этом на извещение налогоплательщика о факте излишней уплаты налога и его сумме налоговому органу дается десять дней со дня обнаружения такого факта. В случае выявления фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о совместной проверке уплаченных налогов. Результаты такой проверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
На основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа может быть произведен зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. Такое решение выносится в течение десяти дней после получения заявления.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты. Кроме того, по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки.
Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет, в случае если имеется недоимка по другим налогам. В течение пяти дней со дня вынесения решения о зачете налогоплательщику должна быть предоставлена соответствующая информация.
Возмещение излишне удержанного налога может быть произведено и налоговым агентом в порядке, установленном ст. 231 НК РФ. Согласно данной статье суммы налога на доходы физических лиц, излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика, должны быть возвращены налоговым агентом при представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
Вопросам перерасчета и возврата НДФЛ, излишне удержанного в связи с неприменением стандартных налоговых вычетов, посвящено Письмо Минфина РФ от 13.03.2006 N 03-05-01-04/59. В данном письме указано, что даже в случае подачи заявления на стандартные вычеты в середине или конце года работодатель - налоговый агент должен будет сделать перерасчет. То есть сотрудник вправе обратиться с заявлением о возврате излишне удержанного налога к налоговому агенту, который не предоставлял ему стандартные налоговые вычеты в полном объеме с начала налогового периода. Налоговый агент - источник дохода обязан произвести перерасчет и возврат налога.
Обратите внимание: в Письме УФНС по г. Москве от 30.03.2007 N 28-10/028734 чиновники разъяснили, что в случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем установлено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, которые подтверждают право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 НК РФ (п. 4 ст. 218 НК РФ).
Предоставление стандартных вычетов
несколькими организациями
При выявлении в ходе контрольной работы фактов получения налогоплательщиками стандартных налоговых вычетов одновременно у нескольких налоговых агентов налоговый орган должен установить причину, повлекшую неправильное исчисление НДФЛ, используя право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Если стандартные налоговые вычеты получены налогоплательщиком у нескольких налоговых агентов по причине нарушения налогового законодательства налоговым агентом (например, предоставление вычетов без заявления сотрудника), то может быть назначена налоговая проверка организации. По результатам проверки будет исчислена причитающаяся к уплате сумма налога с доходов налогоплательщика, а в отношении налогового агента - сумма пеней согласно ст. 75 НК РФ и штраф в соответствии со ст. 123 НК РФ.
Возможна ситуация, когда стандартные налоговые вычеты получены налогоплательщиком у нескольких налоговых агентов по его заявлению. В этом случае согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получающие доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами (в частности, из-за неправомерного заявления налогоплательщиком права на получение стандартных налоговых вычетов у нескольких налоговых агентов), обязаны самостоятельно исчислять суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и подавать налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании п. 1 ст. 229 НК РФ. При непредставлении декларации налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.
Е.Л. Джабазян,
редактор журнала "Оплата труда: бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
*(2) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска."
*(3) Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
*(4) Утверждена Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69.
*(5) Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.11.2006 N 8507.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"