г. Красноярск |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А33-5979/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю: Кулеш Т.В., представителя по доверенности от 18.09.2012 N 04-13/24016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июля 2012 года по делу N А33-5979/2012, принятое судьей Дьяченко С.П.,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля (ОГРН 1047600209931, ИНН 7603007070) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (ОГРН 1072465000035, ИНН 2465107712), обществу с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" о признании решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю от 11.11.2011 Р30107А недействительным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2012 по делу N А33-5979/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- проведенной проверкой была установлена недостоверность указанных заявителем сведений о новом адресе (месте нахождения) общества;
- в заявлении по форме Р13001 от 03.11.2011 ООО "Ангарское лесозаготовительное предприятие" отсутствует указание номера офиса или помещения, которое является обязательной частью необходимого пакета документов, предоставляемого для регистрации, а также не заполнены графы, касающиеся контактной информации;
- материалами дела подтверждается факт ненахождения ООО "Ангарское лесозаготовительное предприятие" по новому юридическому адресу;
- государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества, касающиеся изменений его адреса, осуществлена регистрирующим органом по документам, содержащим заведомо ложные сведения;
- судом первой инстанции не принято во внимание ходатайство инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля о приобщении дополнительных доказательств, а именно: копии конверта, копии описи вложения в конверт с печатью общества, копии бухгалтерской отчетности, где указан адрес ООО "Ангарское лесозаготовительное предприятие" Красноярский край, г. Лесосибирск;
- судом первой инстанции не принят во внимание факт отсутствия в заявлении по форме Р13001 идентификационного номера Герасимчука Алексея Сергеевича.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю представила отзыв на апелляционную жалобу. в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля, общество с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 20.08.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 21.08.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю представила отзыв на апелляционную жалобу, изложила доводы отзыва. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" зарегистрировано 22.08.2005 за основным государственным регистрационным номером 1052454018264.
Генеральным директором общества является Герасимчук Алексей Сергеевич (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2011).
12.10.2011 единственным участником общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" Герасимчуком Алексеем Сергеевичем принято решение об изменении места нахождения общества - 150062, Ярославская область, проспект Машиностроителей, д. 7.
03.11.2011 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" в лице генерального директора Герасимчука Алексея Сергеевича о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, на странице 02 в части сведений о новом адресе общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" указано: 150062, Ярославская область, проспект Машиностроителей, д. 7.
11.11.2011 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю принято решение N Р30107А о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие"
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю направлено регистрационное дело общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" в связи со сменой адреса юридического лица, внесена соответствующая запись за номером 2112468756156 от 11.11.2011.
21.11.2011 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ярославля в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о поступлении регистрационного дела общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" из другого регистрирующего органа (государственный регистрационный номер записи 2117603030521).
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г. Ярославля проведена проверка достоверности адреса местонахождения общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие", указанного в учредительных документах, по результатам которой составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.11.2011, согласно которому по адресу: 150062, Ярославская область, проспект Машиностроителей, д. 7, находится десятиэтажный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями на первом и цокольном этажах, в данных нежилых помещениях располагаются магазины, салоны, кафе, офисы, во время осмотра и опроса сотрудников и собственников всех находящихся магазинов присутствие общества с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" не обнаружено, вывесок и иной рекламной информации данного общества нет, о Герасимчуке Алексее Сергеевиче никто не слышал, почтовая корреспонденция общества на данный адрес не приходила.
Ссылаясь на то, что общество с ограниченной ответственностью "Ангарское лесозаготовительное предприятие" представило в регистрирующий орган недостоверные сведения в части изменения своего места нахождения, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 11.11.2011 N Р30107А.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого решения регистрирующего органа, исходя из следующего.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.
Как следует из подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, определяющей порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона, согласно положениям которой представляемое в регистрирующий орган заявление, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При этом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений о документальном подтверждении юридическим лицом фактического нахождения исполнительного органа юридического лица по указанному адресу на момент подачи заявления о внесении изменений в учредительные документы, а также закрепляющих право (обязанность) налоговых органов на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, который по форме и содержанию соответствовал требованиям законодательства, в том числе заявление по форме Р 13001 за подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ангарское лесозаготовительное предприятие" в отношении сведений о месте нахождения юридического лица.
Доводы Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля о том, что в заявлении по форме Р13001 от 03.11.2011 ООО "Ангарское лесозаготовительное предприятие" отсутствует указание номера офиса или помещения, которое является обязательной частью необходимого пакета документов, предоставляемого для регистрации, а также не заполнены графы, касающиеся контактной информации; судом первой инстанции не принят во внимание факт отсутствия в заявлении по форме Р13001 идентификационного номера Герасимчука Алексея Сергеевича, подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для признания государственной регистрации изменений в учредительных документах недействительной.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленное несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, само по себе не влечет признание регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
Кроме того, признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах не может рассматриваться в качестве правовых последствий представления в регистрирующий орган недостоверных, по мнению инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля, сведений о юридическом лице.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что государственная регистрация изменений в отношении ООО "Ангарское лесозаготовительное предприятие" осуществлена в соответствии с требованиями закона. Заявитель не представил суду доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемой государственной регистрацией прав и законных интересов иных лиц.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает законных интересов третьих лиц, а также каких-либо публичных интересов, в том числе, не является препятствием для осуществления налогового контроля, он принят в соответствии с требованиями действующего законодательства и является результатом реализации права на государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица.
Довод заявителя о том, что судом первой инстанции не принято во внимание ходатайство инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля о приобщении дополнительных доказательств, а именно: копии конверта, копии описи вложения в конверт с печатью общества, копии бухгалтерской отчетности, где указан адрес ООО "Ангарское лесозаготовительное предприятие" Красноярский край, г. Лесосибирск, не принимается судом апелляционной инстанции, на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право, в том числе заявлять ходатайства.
Согласно части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в письменной форме, направляются в электронном виде или заносятся в протокол судебного заседания, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.
В силу части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.
Из материалов дела следует, что направленное Инспекцией Федеральной налоговой службой по Заволжскому району г. Ярославля ходатайство о приобщении дополнительных документов поступило в Арбитражный суд Красноярского края 04.07.2012, что подтверждается входящим штампом Арбитражного суда Красноярского края.
Вместе с тем, определением Арбитражного суда Красноярского края от 14.06.2012 по делу N А33-5979/2012 назначено судебное заседание на 03.07.2012 в 15 часов 00 минут. Резолютивная часть решения по настоящему делу была объявлена 03.07.2012.
Кроме того, указанным определением лицам, участвующим в деле, разъяснено, что судебное заседание по делу N А33-5979/2012 состоится путем использования систем видеоконференц-связи. Согласно протоколу судебного заседания от 03.07.2012 судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при организации Арбитражным судом Ярославской области. Заявителем в судебном заседании заявлено ходатайство о вызове свидетеля, указанное ходатайство рассмотрено судом. Иные ходатайства в судебном заседании заявителем не заявлялись.
Таким образом, на момент вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу (на дату объявления резолютивной части решения) указанное выше ходатайство в материалы дела не поступило, в судебном заседании 03.07.2012 заявлено не было, в связи с чем, довод Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля о нерассмотрении судом первой инстанции указанного ходатайства является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 10 июля 2012 года об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным; оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2012 года по делу N А33-5979/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5979/2012
Истец: ИФНС по Заволжскому району г. Ярославля
Ответчик: МИФНС N 23 по Красноярскому краю, ООО Ангарская лесозаготовительное предприятие