город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2012 г. |
дело N А53-7895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Смотровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: представитель Конощенко О.А. паспорт, по доверенности от 01.09.2012
от Южного таможенного управления: представитель Романовская Е.А., удостоверение ГС N 186087, по доверенности 18.09.2012; Голубейкова Е.А. удостоверение ГС N 060202, по доверенности от 02.05.2012
от Ростовской таможни: представитель Смолькова Е.А. удостоверение ГС N 261641, по доверенности от 01.02.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрастАвиа"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 04.07.2012 по делу N А53-7895/2012
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "ТрастАвиа"
ИНН 6140028991 / ОГРН 1096188000699
к заинтересованным лицам: 1. Южному таможенному управлению ИНН 6164027115 / ОГРН 1026103296152,
2. Ростовской таможне ИНН 6102020818 / ОГРН 1056102011943
о признании незаконным решения и действий
принятое в составе судьи Ширинской И.Б.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрастАвиа" (далее -ООО "ТрастАвиа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23.12.2011 N 10300000-11.6-22/12 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД; о признании незаконными действий Ростовской таможни от 17.01.2012 по корректировке декларации на товары N 10313070/280911/0012536, выраженное в форме корректировки декларации на товары (КДТ 1) N 10313070/280911/0012536 от 17.01.2012.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что товар (самоходный пассажирский трап) по ДТ N 10313070/280911/0012536 не удовлетворяет тексту товарной позиции 8428 ТН ВЭД ТС и не может в нее включаться, поскольку ввезенное транспортное средство не соответствует предусмотренными для названной позиции отличительным особенностям, а соответствует отличительным особенностям позиции 8705 ТН ВЭД ТС. В связи с чем, таможенный орган обоснованно принял решение о классификации товара по коду 8705 90 900 1 ТН ВЭД ТС.
В апелляционной жалобе общество просит отменить судебный акт как вынесенный с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции дал оценку только доводам таможенных органов и не принял во внимание его доводы о том, что спорный товар не подлежит классификации в позиции 8705, поскольку конструкция модели трапа, ввезенного ООО "ТрастАвиа", не отвечает установленным указанной позицией признакам. Вывод суда о правомерности классификации товара таможенным органом в подсубпозиции 8705 90 900 1 ТН ВЭД ТС основан на сравнении с заявленным обществом кодом 8428 90 950 0 ТН ВЭД ТС.
В отзыве на апелляционную жалобу Южное таможенное управление указало, что ввезенный обществом товар следует классифицировать в подсубпозиции 8705 90 900 1 ТН ВЭД ТС; решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель Южного таможенного управления доложил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения. Ростовская таможня также считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Статья 198 АПК РФ предоставляет гражданам, организациям и иным лицам право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
Как следует из материалов дела, на основании контракта N 15 от 04.07.2011, заключенного между ООО "ТрастАвиа" (Россия) и частным предприятием "АВИАСЕНС" (Украина), заявитель приобрел оборудование для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки, самоходный пассажирский трап СПТ-114, изготовитель Украина.
Ввезенный на территорию России товар оформлен по ДТ N 10313070/280911/0012536; в графе 33 ДТ общество указало код Единого таможенного тарифа - 8428 90 950 0 ТН ВЭД ТС "машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки, прочее" (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).
В процессе таможенного оформления в соответствии со срочным профилем риска в целях подтверждения правильности заявленного кода ТН ВЭД ТС таможенный орган взял образцы товара для проведения экспертизы. По результатам проведенного экспертного исследования экспертом Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростова-на-Дону подготовлено заключение от 10.10.2011 N 05-01-2011/1529.
29.09.2011 Ростовской таможней вынесено решение, которым подтверждена правильность заявленного в ДТ N 10313070/280911/0012536 кода 8428 90 950 0 ТН ВЭД ТС. 23.12.2011 Южным таможенным управлением в отношении ввезенного товара принято классификационное решение N 10300000-11.6-22/12, в котором таможенный орган пришел к выводу о необходимости классификации названного товара по коду 8705 90 900 1 ТН ВЭД ТС, решение Ростовской таможни от 29.09.2011 о подтверждении правильности заявленного кода отменено. Изменение кода товара привело к изменению ставки ввозной таможенной пошлины (5 %) и, соответственно, к доначислению таможенных платежей.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в Арбитражный суд Ростовской области в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отказывая ООО "ТрастАвиа" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Перечень таких документов приведен в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза. Среди них документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС.
В соответствии со статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 Кодекса.
Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит основные правила интерпретации (ОПИ).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения настоящих Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
В классификационном решении N 10300000-11.6-22/12 от 23.12.2011 таможенным органом указаны следующие сведения о товаре: самоходный пассажирский трап, модель СПТ-114, на базе самоходного шасси автомобильного типа, предназначен для наземного обслуживания самолетов (посадка и высадка в самолет и из него пассажиров, членов экипажа и обслуживающего персонала), выходная дверь которых расположена на высоте от 2,5 до 5,4 метров. Трап оснащен шасси, рулевым управлением, электродвигателем МТ-4 с приводом на задние колеса, гидравлической системой управления лестницей, аккумулятором, габаритными огнями, тормозной системой колес, стабилизирующими упорами, механической лестницей.
При вынесении решения таможенный орган руководствовался правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС, заключением экспертного учреждения ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 10.10.2011 N 05-01-2011/1529. В группе 87 ТН ВЭД ТС классифицируются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного состава, и их части и принадлежности.
К товарной позиции 8705 относятся: моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками).
В соответствии с пояснениями к группе 87 раздела 17 ТН ВЭД ТС в данную группу включаются моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетеномешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов. Согласно описанию спорный товар представляет собой самоходный трап, который состоит из шасси на колесном ходу, на раме которого установлены: трап с боковым ограждением, поручнями, механическими ступенями и верхней площадкой; гидравлический механизм подъема и удержания трапа; опора, удерживающая трап в транспортном положении; обшивка рамы (обтекатель); подвесные ящики для аккумуляторов; 4 опорных домкрата; место водителя-оператора расположенное в передней части шасси. Движение трапа осуществляется передачей крутящего момента от электродвигателя через трансмиссию на задние ведущие колеса. Торможение осуществляется тормозным устройством, состоящим из кинематической системы рычагов и тормоза колодочного типа зажимающего шкив электродвигателя. Изменение направления движения достигается поворотом передних управляемых колес при помощи механизма рулевого управления и системы рычагов, связанных с передними колесами. Для работы ночью или в туманную погоду трап оборудован фарой-искателем, задними габаритными огнями и фонарями освещения механической лестницы.
В инструкции по технической эксплуатации указано, что самоходный трап состоит из основных узлов и агрегатов: шасси, механическая лестница, подъемное устройство лестницы, электрооборудование, гидрооборудование, обтекатели. Движение самоходного трапа осуществляется передачей крутящего момента от электродвигателя через трансмиссию на задние колеса. Источником питания электроэнергией электродвигателя и остального электрооборудования самоходного трапа является аккумуляторная батарея.
В товарную позицию 8705 ТН ВЭД ТС включается ряд типов автомашин, выпускаемых специально или приспособленных, оборудованных различными приспособлениями, дающими им возможности выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной позиции является не перевозка людей или грузов. Согласно заключению таможенного эксперта от 10.10.2011 конструкция рамы, четырехколесного шасси, гидравлической системы и механизмов подъема механической лестницы специально сконструированы и изготовлены исключительно для применения в составе самоходного пассажирского трапа и образуют с ним неразделимый единый механический агрегат, который не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ТС для включения в товарную позицию транспортное средство, имеющее подъемное или погрузочно-разгрузочное оборудование, нивелировочное, землеройное или буровое оборудование, должно фактически представлять собой в основном комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль, то есть содержать, по крайней мере, следующие механические агрегаты: двигатель, коробку передач и органы управления переключением передач, рулевые и тормозные устройства.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции указал, что ввезенный обществом самоходный пассажирский трап представляет собой спецмашину для аэропортов, который не предназначен для выезда на дороги общего пользования, используется для посадки и высадки пассажиров в (из) самолета, осуществления непосредственной стыковки с воздушным судном для безопасного помещения на него пассажиров. При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что товар по ДТ N 10313070/280911/0012536 соответствует отличительным особенностям позиции 8705 ТН ВЭ ТС, в связи с чем, данный товар правомерно классифицирован таможенным органом по коду 8705 90 900 1 ТН ВЭД ТС.
Довод заявителя о том, что спорный товар не может быть классифицирован в товарной позиции 8705, поскольку, как следует из заключения таможенного эксперта, конструкция рамы, четырехколесного шасси, гидравлической системы и механизмов подъема механической лестницы специально сконструированы и изготовлены исключено для применения в составе самоходного пассажирского трапа и образуют с ним неразделимый механический агрегат; шасси самоходного пассажирского трапа не может использоваться для иных целей, кроме как посадки и высадки в самолет и из него пассажиров, членов экипажа, не принимается апелляционным судом ввиду следующего.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8426 ТН ВЭД ТС некоторые подъемные или погрузочно-разгрузочные машины (например, обычные краны, легкие аварийные краны) часто устанавливаются на конструкциях, которые обладают всеми существенными признаками автомобильного шасси или грузовика, то есть имеют, по крайней мере, следующие механические узлы: двигатель, коробку передач и рычаги управления переключением скоростей, а также рулевое управление и тормоза. Такие агрегаты должны включаться в товарную позицию 8705 как моторные транспортные средства специального назначения независимо от того, установлена ли подъемная или погрузочно-разгрузочная машина на транспортном средстве, или она вместе с ним образует единую машину, если эти транспортные средства не являются специально разработанными для транспортировки, товарной позиции 8704.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что вывод суда о правомерности классификации товара таможенными органа в подсубпозиции 8705 90 900 1 ТН ВЭД ТС сделан на основании сравнения заявленного обществом кода 8428 90 950 0 ТН ВЭД ТС, поскольку суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства; исчерпывающую оценку получили каждое доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в совокупности.
Ссылка заявителя на то, что в новой редакции ТН ВЭД ТС, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 N 850, действующей с 01.01.2012, трап пассажирский включен в группу 84, к которой относятся "оборудование и механические устройства", в этой же группе находится и код 8428 90 950 0, к которому общество и отнесло ввезенный трап, тогда как код, присвоенный таможней, относится к другой группе - 87 "средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности", также не принимается судом, поскольку, как отметил сам заявитель, товар был ввезен до вступления в силу новой редакции ТН ВЭД ТС. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание информацию с официального сайта ФТС России, где содержится предварительное классификационное решение, согласно которому в товарную позицию 8705 90 900 1 включаются: "трап пассажирский на базе самоходного шасси автомобильного типа - предназначен для посадки (высадки) пассажиров в (из) воздушное судно, оснащен рулевым управлением, гидростатической трансмиссией, дизельным двигателем, приводом на передние колеса, гидравлической системой управления лестницей трапа, топливным баком (50 л), баком для гидравлического масла (80л), двумя аккумуляторами, габаритными огнями, тормозной системой задних колес, аварийным ручным насосом, стабилизирующими упорами".
Предварительное решение по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - предварительное решение) в соответствии со статьей 53 Таможенного кодекса Таможенного союза является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Таможенного кодекса Таможенного союза предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.Указанное предварительное решение вынесено в пределах временных ограничений, установленных пунктом 2 статьи 55 Таможенного кодекса Таможенного союза, а потому является обязательным для применения.
Не может быть принят во внимание, как направленный на переоценку выводов суда первой инстанции, довод апелляционной жалобы о том, что указанное предварительное классификационное решение выдано не на модель трапа ввезенного обществом, в то время как в соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ТС в новой редакции к подсубпозиции 8705 "шасси автомобильные и грузовые автомобили с рабочим оборудованием" трапы специально сконструированные, представляющие собой самоходную тележку с интегрированной лестницей, то есть шасси не может быть использовано само по себе без лестницы, классификации в позиции 8705 не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 АПК РФ не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина, подлежащая отнесению на заявителя, оплачена им при обращении с апелляционной жалобой, что подтверждается платежным поручением N 76 от 01.08.2012.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7895/2012
Истец: ООО "ТранстАвиа", ООО "ТрастАвиа"
Ответчик: Ростовская таможня, Южное таможенное управление, ЮТУ Федеральной таможенной службы