г. Красноярск |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А33-6016/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Первая корейская строительная компания"): Роговой Т.Н., представителя по доверенности от 01.06.2012; Чаплыгиной Г.Д., представителя по доверенности от 03.09.2012,
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю): Глущенко Д.А., представителя по доверенности от 20.09.2012 N04-13/24225, Смолиной О.С., представителя по доверенности от 14.02.2012 N04-13/03539,
от третьего лица (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю): Лобановой Ю.М., представителя по доверенности от 14.05.2012, Максимовой Е.С, представителя по доверенности от 02.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая корейская строительная компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" августа 2012 года по делу N А33-6016/2012, принятое судьей Дьяченко С.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Первая корейская строительная компания" (ИНН 2464102246, ОГРН 1062464068369) (далее - общество, ООО "Первая корейская строительная компания") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (ИНН 2465107712, ОГРН 1072465000035) (далее - Межрайонная ИФНС России N 23, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 23 от 03.04.2012 N 8086А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Первая корейская строительная компания" и обязании Межрайонной ИФНС России N 23 внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о завершении ликвидации.
Определениями Арбитражного суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю (ИНН 2465107712, ОГРН 1072465000035) (далее - Межрайонная ИФНС России N 22), общество с ограниченной ответственностью "Урал" (далее - ООО "Урал"), некоммерческое партнерство "Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края" (далее - НП "СКС").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Красноярского края, ООО "Первая корейская строительная компания" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает следующее:
- процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требований - обязанность оспаривания такого отказа в суде. Кредиторы в установленный срок требования к обществу не предъявили;
- обществом в регистрирующий орган представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией. У регистрирующего органа не было оснований для отказа;
- обязанность по уплате сумм налогов, пеней и штрафов либо взыскание сумм, начисленных по этой проверке, возможно только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов этой проверки. Решение от 15.05.2012 N 11 вынесенное по результатам материалов налоговой проверки вступило в законную силу 06.06.2012. Составление налоговым органом акта проверки 05.03.2012 и направление его налогоплательщику не может являться свидетельством наличия у общества задолженности;
- суд первой инстанции не дал правовой оценки тому обстоятельству, что промежуточный ликвидационный баланс от 15.03.2012, содержащий аналогичные с отраженными в ликвидационном балансе от 16.03.2012 сведения, налоговая инспекция сочла достоверным, внеся 27.03.2012 в ЕГРЮЛ соответствующую запись;
- не дана правовая оценка имеющимся в деле доказательствам, в частности справке от 24.03.2012 N 3528, выданной о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, подтверждающей отсутствие задолженности по платежам в бюджет, а также акту сверки, из которого следует отсутствие у общества задолженности по налогам и другим обязательным платежам за период с 01.01.2012 по 04.04.2012 по состоянию на 05.04.2012;
- суд первой инстанции не учел, что проверка соблюдения обществом налогового законодательства начата налоговой инспекцией до принятия решения о ликвидации. О принятом налогоплательщиком решении о ликвидации, регистрирующий орган был извещен, в связи с чем в период осуществления ликвидационных процедур имел возможность направить обществу требование об уплате недоимки и заявить о себе как о кредиторе (при наличии документов, подтверждающих кредиторскую задолженность) в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако имеющуюся, по мнению налогового органа, задолженность, как требование кредитора, в установленном порядке не заявил;
- на дату составления промежуточного ликвидационного баланса от 15.03.2012 и ликвидационного баланса от 16.03.2012 у общества отсутствовала задолженность перед НП "СКС";
- по данным бухгалтерского учета ООО "Первая корейская строительная компания", у общества отсутствует задолженность перед ООО "Урал".
Межрайонная ИФНС России N 23, Межрайонная ИФНС России N 22 в отзывах на апелляционную жалобу не согласились с изложенными в ней доводами, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "Урал", НП "СКС", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 03.09.2012 о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: www.arbitr.ru/grad/)), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО "Урал", НП "СКС".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
18.10.2011 межрайонной ИФНС России N 22 по Красноярскому краю принято решение N 70 о проведении выездной налоговой проверки ООО "Первая корейская строительная компания" за период с 01.01.2008 по 31.12.2010. Генеральный директор общества Шевин Р.Н. ознакомлен с решением 18.10.2011, о чем имеется соответствующая отметка.
Требованием от 25.10.2011 Межрайонная ИФНС России N 22 по Красноярскому краю запросила у общества документы для проведения выездной налоговой проверки. Доказательства, подтверждающие представление обществом запрошенных документов в материалы дела не представлены.
ООО "Первая корейская строительная компания" принято решение от 22.11.2011 об изменении юридического адреса (с адреса: г. Красноярск ул. 60 лет Октября, 111, на адрес: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3).
Изменения в учредительных документах представлены для регистрации. Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю принято решение от 01.12.2011 N Р32224А о регистрации изменений в сведения о юридическом лице, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия по новому адресу ООО "Первая корейская строительная компания" проведена тематическая проверка, по результатам которой установлено, что общество по адресу: г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3, не находится.
В связи с установлением недостоверности сведений, внесенных в устав общества и представленных для государственной регистрации, Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю принято решение от 07.03.2012 N 2.4-13/1 об отмене решения от 01.12.2011 N Р32224А и признании недействительными записей в ЕГРЮЛ, связанных с изменением юридического адреса общества.
Единственным учредителем ООО "Первая корейская строительная компания" Янукович Я.И. принято решение от 21.12.2011 N 5/11 о ликвидации общества, ликвидатором общества назначен Шевин Роман Николаевич, исполнявший ранее функции генерального директора общества.
Требованием от 23.12.2011 N 2.14-24/249 Межрайонная ИФНС России N 22 повторно запросила у общества документы для проведения выездной налоговой проверки. Доказательства, подтверждающие представление обществом запрошенных документов в материалы дела не представлены.
11.01.2012 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 1(359) опубликовано сообщение о ликвидации общества, кредиторам общества предложено заявлять требования в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения.
18.01.2012 в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия представлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р10001.
По результатам проведения выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 22 по Красноярскому краю составлен акт проверки от 05.03.2012 N 4, в котором отражены обстоятельства нарушения обществом законодательства о налогах и сборах. Установлена неуплата налога на прибыль организаций в сумме 717 878 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 16 852 131 рубль, 40 копеек, налога на доходы физических лиц в размере 41 252 рубля. Всего сумма доначислений по акту проверки составила 17 611 261 рубль 40 копеек.
От подписания акта проверки от 05.03.2012 N 4 ликвидатор Шевин Р.Н. отказался, о чем имеется соответствующая отметка, данный факт зафиксирован в присутствии понятых.
Копия акта направлена по всем известным Межрайонной ИФНС России N 22 по Красноярскому краю адресам общества.
Согласно сведениям, отраженным на сайте ФГУП "Почта России", 16.03.2012 по адресу г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3, акт проверки получен.
15.03.2012 ликвидатором общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
16.03.2012 ликвидатором общества утвержден ликвидационный баланс.
20.03.2012 в Межрайонную ИФНС России N 23 представлен промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс ООО "Первая корейская строительная компания", содержащий сведения об отсутствии у общества задолженности по налогам и сборам.
27.03.2012 ликвидатором общества в Межрайонную ИФНС России N 23 подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении ООО "Первая корейская строительная компания" по форме N Р16001 с приложением комплекта всех необходимых документов, предусмотренных частью 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В тексте заявления указано, что порядок ликвидации юридического лица, установленный федеральным законом, соблюден, расчеты с кредиторами завершены. Подпись Шевина Р.Н. нотариально удостоверена. Ликвидатор представил в регистрирующий орган справку от 22.03.2012 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданную Управлением ПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска, справку N 3528 по состоянию на 24.03.2012, выданную Межрайонной ИФНС N 22 об отсутствии задолженности.
Письмом от 02.04.2012 за N 2.9-63/03310дсп@ межрайонная ИФНС России N 22 сообщила регистрирующему органу о том, что у общества имеется задолженность перед бюджетом Российской Федерации.
Решением от 03.04.2012 N 8086А регистрирующий орган отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.
Отказ в государственной регистрации Межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю обоснован представлением в регистрирующий орган документа, подтверждающего завершение всех расчетов с кредиторами (ликвидационного баланса) и наличием в регистрирующем органе сведений о неудовлетворении требований кредиторов (требований по обязательным платежам). Ликвидационный баланс ООО "Первая корейская строительная компания" расценен непредставленным, как содержащий недостоверные сведения. В заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией подписью ликвидатора подтверждается, что расчеты с его кредиторами завершены. В данном случае, юридическим лицом ООО "Первая корейская строительная компания" требования кредиторов не удовлетворены в части обязательств перед бюджетом. Заявление по форме Р 16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией содержит недостоверные сведения, в связи с чем расценивается непредставленным.
28.04.2012 Межрайонной ИФНС России N 22 направлены требования N 2.14-24/03308, N 2.3-14/03309, N 2.14-24/03310 с информированием о том, что по состоянию на 05.03.2012 задолженность в бюджет Российской Федерации по акту выездной проверки от 05.03.2012 N4 составила 17 611 261 рубль 40 копеек, просила включить требования в реестр требований кредиторов.
Решением межрайонной ИФНС России N 22 по Красноярскому краю от 15.05.2012 N 11 ООО "Первая корейская строительная компания" доначислены налоги в сумме 17 570 009 рублей 40 копеек, пени в сумме 5 953 876 рублей 61 копейка, общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 1 686 775 рублей 84 копейки.
Решением от 12.07.2012 N 2.12-15/10472 Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю апелляционная жалоба общества на решение от 15.05.2012 N 11 удовлетворена частично, решение от 15.05.2012 N 11 изменено путем уменьшения размера штрафных санкций в два раза.
08.08.2012 обществу направлены требовании об уплате налога, сформированные по состоянию на 07.06.2012.
Согласно представленным в материалы дела заявлению ООО "Первая корейская строительная компания", общество 30.03.2009 обратилось в НП "СКС" с заявлением о вступлении в состав членов партнерства.
Согласно протоколу 04.04.2009 N 4 советом НП "СКС" принято решение о приеме общества в состав членов НП "СКС".
На основании заявления ООО "Первая корейская строительная компания" от 28.06.2012 членство общества в НП "СКС" было прекращено.
Согласно письменным пояснениям НП "СКС" за период членства за обществом сформировалась задолженность по уплате членских взносов в сумме 80 000 рублей за первый и второй квартал 2012 года.
Доказательств погашения задолженности общества перед Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края" в материалы дела не представлено. Указанная задолженность взыскана с общества в пользу НП "СКС" решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 сентября 2012 года по делу N А33-10992/2012.
Согласно представленному в материалы дела заявлению ООО "Урал" (т.1 л.д. 130-131) оно также является кредитором ООО "Первая корейская строительная компания", задолженность общества составила сумму 3 854 191 рубль 23 копейки.
Законность и обоснованность требований ООО "Урал" устанавливается Арбитражным судом Красноярского края по делу А33-7506/2012. В соответствии с определением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2012 года производство по делу N А33-7506/2012 приостановлено в связи с назначением арбитражным судом экспертизы.
ООО "Первая корейская строительная компания", считая решение от 03.04.2012 N 8086А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Первая корейская строительная компания" незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения регистрирующего органа, исходя из следующего.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях (подпункт "а" пункта 1); ликвидационный баланс (подпункт "б" пункта 1).
В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, толкуя указанные положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при рассмотрении дела о законности решения регистрирующего органа в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, указал, что требования Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в частности подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 в части достоверности информации, содержащейся в представленных для регистрации документов, не были выполнены при ликвидации общества, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, и как следствие, наличие основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Из положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок ликвидации юридического лица, следует, что процедура ликвидации юридического лица включает в себя принятие ликвидатором мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 64 данного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, 27.03.2012 ликвидатором общества в Межрайонную ИФНС России N 23 подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении ООО "Первая корейская строительная компания" по форме N Р16001 с приложением комплекта документов, предусмотренных частью 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В тексте заявления указано, что порядок ликвидации юридического лица, установленный федеральным законом, соблюден, расчеты с кредиторами завершены. Подпись Шевина Р.Н. нотариально удостоверена. В регистрирующий орган представлена справка от 22.03.2012 о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданную Управлением ПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска, справку N 3528 по состоянию на 24.03.2012 выданную Межрайонной ИФНС N 22 об отсутствии задолженности.
В свою очередь регистрирующий орган решением от 03.04.2012 N 8086А отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов. Заявление по форме Р 16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс расценены непредставленными, как содержащие недостоверные сведения об отсутствии задолженности.
Наличие у общества неисполненных требований кредиторов - на дату составления ликвидационного баланса - 16.03.2012 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Так, Межрайонной ИФНС России N 22 05.03.2012 составлен акт проверки N 4, в котором указан факт неуплаты налога на прибыль организаций в сумме 717 878 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 16 852 131 рубль, 40 копеек, налога на доходы физических лиц в размере 41 252 рубля, всего сумма доначислений по акту проверки составила 17 611 261 рубль 40 копеек.
От подписания акта проверки от 05.03.2012 N 4 ликвидатор Шевин Р.Н. отказался, о чем имеется соответствующая отметка, данный факт зафиксирован в присутствии понятых.
Копия акта направлена по всем известным регистрирующему органу адресам общества с 07.03.2012. Согласно сведениям, отраженным на сайте ФГУП "Почта России", 16.03.2012 по адресу г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3, акт проверки получен.
Кроме того, из положений пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Первая корейская строительная компания" на дату составления ликвидационного баланса было известно о выявлении наличия задолженности по налогам и сборам.
Согласно представленным в материалы дела заявлению ООО "Первая корейская строительная компания", общество 30.03.2009 обратилось в НП "СКС" с заявлением о вступлении в состав членов партнерства.
Согласно протоколу от 04.04.2009 N 4 советом НП "СКС" принято решение о приеме общества в состав членов НП "СКС".
Согласно протоколу от 05.12.2011 N 12 общим собранием членов НП "СКС" принято решение о размере членских взносов.
В силу пункта 4.6 устава НП "СКС" члены организации обязаны своевременно вносить вступительные, регулярные членские и целевые взносы в Компенсационный фонд организации, а также платежи по договорам страхования в порядке и размерах, установленных уставом и принятыми в соответствии с ним локальными нормативными актами органов управления организации.
На основании заявления ООО "Первая корейская строительная компания" от 28.06.2012 членство общества в НП "СКС" было прекращено.
Согласно письменным пояснениям НП "СКС", за период членства за обществом сформировалась задолженность по уплате членских взносов в сумме 80000 рублей за первый и второй квартал 2012 года.
Доказательств погашения задолженности общества перед НП "СКС" в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку ООО "Первая корейская строительная компания" на момент составления ликвидационного баланса являлось членом НП "СКС", оно не могло не знать об образовавшейся за 1 квартал 2012 года задолженности по членским взносам.
Довод общества о том, что на дату составления промежуточного ликвидационного баланса от 15.03.2012 и ликвидационного баланса от 16.03.2012 у общества отсутствовала задолженность перед НП "СКС" противоречит представленным в материалы дела вышеуказанным доказательствам, свидетельствующим о наличии у общества задолженности по членским взносам.
При таких условиях суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о представлении ООО "Первая корейская строительная компания" недостоверных сведений об отсутствии задолженности перед кредиторами.
Следовательно, соответствующие требования Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в частности подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 в части достоверности информации, содержащейся в представленных для регистрации документов, не были выполнены при ликвидации ООО "Первая корейская строительная компания", что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, и как следствие, наличие основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о том, что соответствующие требования кредиторов не подлежали отражению в заявлении и ликвидационным балансе, так как кредиторы не обращались в установленном порядке с требованием к ликвидатору после помещения в органах печати объявления о ликвидации, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Таким образом, установленный порядок ликвидации юридического лица предполагает принятие ликвидационной комиссией (ликвидатором) мер для выявления кредиторов, в том числе посредством уведомления их.
В рассматриваемом случае, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, ликвидатор общества обладал информацией о наличии у ООО "Первая корейская строительная компания" задолженности по налогам и сборам перед бюджетом и членским взносам. Однако со стороны ликвидатора в соответствии с вышеприведенным порядком не были предприняты меры для уведомления кредиторов о предстоящей ликвидации ООО "Первая корейская строительная компания" и включения в промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы задолженности.
Более того, суд апелляционной инстанции считает, что действия ООО "Первая корейская строительная компания", ликвидатора общества свидетельствуют об уклонении от обязанности принятия мер по извещению кредиторов о предстоящей ликвидации общества (смена адреса, неполучение корреспонденции, непредставление сведений по запросам налогового органа, отказ от подписания акта налоговой проверки, установления минимального срока для предъявления кредиторами своих требований).
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации установлен специальной нормой статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Данная норма не определяет в качестве необходимого условия для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации заявление налоговым органом требования ликвидационной комиссии (ликвидатору), а, значит, непредъявление такого требования не освобождает ликвидируемое лицо от обязанности погасить задолженность.
В апелляционной жалобе общество в регистрирующий орган представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией. У регистрирующего органа не было оснований для отказа.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с доводом о том, что формально обществом представлены все требующиеся документы, вместе с тем, основанием для отказа являлось установленный и подтвержденный материалами настоящего дела факт недостоверности содержащейся в них информации. При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является правомерным.
В апелляционной жалобе ООО "Первая корейская строительная компания" указывает, что обязанность по уплате сумм налогов, пеней и штрафов либо взыскание сумм, начисленных по этой проверке, возможно только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов этой проверки. Решение от 15.05.2012 N 11, вынесенное по результатам материалов налоговой проверки, вступило в законную силу 06.06.2012. Составление налоговым органом акта проверки 05.03.2012 и направление его налогоплательщику не может являться свидетельством наличия у общества задолженности на дату составления ликвидационного баланса.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что обязанность по уплате налогов и сборов возникает у общества в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации (наличие базы для исчисления налога, наступления срок и т.д.), а не после вступления в силу решения вынесенного налоговым органом по результатам налоговой проверки, так как оно лишь фиксирует ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей.
В апелляционной жалобе общество указывает, что промежуточный ликвидационный баланс от 15.03.2012, содержащий аналогичные с отраженными в ликвидационном балансе от 16.03.2012 сведения, налоговая инспекция сочла достоверным, внеся 27.03.2012 в ЕГРЮЛ соответствующую запись.
Суд апелляционной инстанции считает, что факт принятия промежуточного ликвидационного баланса от 15.03.2012 содержавшего данные аналогичные ликвидационному балансу от 16.03.2012 не свидетельствует о достоверности последнего.
Общество отмечает, что в справке от 24.03.2012 N 3528, выданной о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, подтверждается отсутствие задолженности по платежам в бюджет, акт сверки общества с Межрайонной ИФНС России N 22 также подтверждает отсутствие у общества задолженности по налогам и другим обязательным платежам за период с 01.01.2012 по 04.04.2012 по состоянию на 05.04.2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные документы не могут свидетельствовать об отсутствии у общества задолженности по налогам и другим обязательным платежам, поскольку не учитывают установленные налоговым органом по результатам проверки факты ненадлежащего исполнения обществом своих обязанностей.
Общество указывает, что проверка соблюдения обществом налогового законодательства начата до принятия решения о ликвидации. О принятом налогоплательщиком решении о ликвидации, регистрирующий орган был извещен, в связи с чем в период осуществления ликвидационных процедур имел возможность направить обществу требование об уплате недоимки и заявить о себе как о кредиторе (при наличии документов, подтверждающих кредиторскую задолженность) в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако имеющуюся, по мнению налогового органа, задолженность, как требование кредитора, в установленном порядке не заявил.
Вместе с тем, во время проведения проверки Межрайонная ИФНС России N 22 не могла знать о ненадлежащем исполнении обществом своих обязанностей по уплате налогов, о факте неполной уплаты налогов налоговый орган узнал лишь по ее завершении (акт проверки от 05.03.2012), и, следовательно, до этого момента не имел возможности предъявить свои требования.
Кроме того о принятом решении о ликвидации был извещена Межрайонная ИФНС России N 23, тогда как факт неполной уплаты налогов установлен Межрайонной ИФНС России N 22.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующий орган правомерно принял решение от 03.04.2012 N 8086А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае непредставления необходимых документов для государственной регистрации.
То обстоятельство, что материалами настоящего дела с достоверностью не подтверждается факт наличия задолженности общества перед ООО "Урал", вывод суда об обоснованности отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица не изменяет.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 13 августа 2012 года об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным; оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" августа 2012 года по делу N А33-6016/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6016/2012
Истец: ООО "Первая корейская строительная компания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю, МИФНС N 22 по КК, НП "СКС", ООО "Урал", ООО "Урал", МИФНС N22 по КК