г. Томск |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А67-2690/2011 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.Н. Мухиной,
судей: В.М. Сухотиной, Е.В. Кудряшевой
при ведении протокола судебного заседания Ю.В. Конгеровой
при участии представителей:
от истца: Лаптева П.В.
от ответчика: Колмакова А.А.
от третьего лица Совета Колпашевского городского поселения: Лаптева П.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Колпашевского городского поселения и Совета Колпашевского городского поселения Томской области (апелляционное производство N 07АП-10052/11)
на решение Арбитражного суда Томской области
от 06 июля 2012 года по делу N А67-2690/2011 (судья Е.А. Токарев)
по иску Администрации Колпашевского городского поселения
к обществу с ограниченной ответственностью "Колпашевская тепловая компания",
третьи лица: Совет Колпашевского городского поселения Томской области, общество с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Октан", общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "УРАЛСИБ",
об обязании заключить дополнительное соглашение к инвестиционному договору от 01.02.2009 N 1,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Колпашевского городского поселения (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Колпашевская тепловая компания" (далее - ООО "КТК") об обязании заключить дополнительное соглашение к инвестиционному договору (соглашению) от 01.02.2009 N 1 в редакции истца, предусматривающей внесение изменений в преамбулу, пункты 1.1, 2.1, 4.2.1, 4.2.2 договора и в приложение N 1 к договору (т. 1, л.д. 53-55).
Исковые требования обоснованы статьями 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 35, 49-51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 4, 19 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и мотивированы тем, что ответчик неправомерно уклонился от внесения изменений в инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1, касающихся принадлежности объектов инвестиционной деятельности (14 модульных газовых котельных) после их создания и размера финансовых потребностей инвестиционного проекта с учетом того, что создание котельных осуществляется ответчиком фактически за счет надбавок к ценам (тарифам) за тепло для потребителей данного муниципального образования, то есть за счет населения муниципального образования.
Определениями суда от 21.07.2011, от 16.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет Колпашевского сельского поселения (далее - Совет), общество с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Октан" (далее - ООО ПФ "Октан"), общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "УРАЛСИБ" (далее - ООО "Лизинговая компания "УРАЛСИБ").
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.10.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Томской области от 06 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация и Совет обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
По мнению Администрации, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод, что в соответствии с условиями инвестиционных соглашений от 03.06.2007 N 1/2007 и от 17.07.2007 N 2/2007, заключенных истцом с ООО ПФ "Октан", предполагалась передача построенных газовых котельных ООО "КТК"; судом не учтено, что учредителями ООО "КТК" являются физические лица, а не ООО ПФ "Октан", в то время как по условиям инвестиционных соглашений от 03.06.2007 N 1/2007 и от 17.07.2007 N 2/2007 эксплуатирующая организация должна была быть создана именно инвестором - ООО ПФ "Октан". Данные инвестиционные соглашения и инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1 (изменения в который просит внести истец) были заключены на различных основаниях и в различных целях, в связи с чем они не могли реализовываться одновременно.
Истец также полагает ошибочным вывод суда о том, что строительство спорных газовых котельных осуществлялось ответчиком, поскольку создание данных объектов осуществлялось за счет средств инвестиционной надбавки к тарифам за тепло. То обстоятельство, что подготовка проекта инвестиционной программы осуществляется организацией коммунального комплекса, то есть ООО "КТК" (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"), не исключает возможности внесения изменений в инвестиционную программу. Выводы суда об отсутствии оснований для пересмотра инвестиционной программы не имеют отношения к настоящему спору, поскольку такие изменения не являются предметом настоящего спора, а правомерность принятого Советом решения о внесении изменений в инвестиционную программу установлена вступившим в законную силу решением Колпашевского городского суда Томской области от 07.05.2009 по делу N 2-169/09. Суд первой инстанции не принял во внимание, что вопрос разграничения права собственности при заключении инвестиционного договора (соглашения) от 01.02.2009 N 1 сторонами не разрешен, в связи с чем внесение изменений в договор направлено на урегулирование спорных правоотношений между ООО "КТК" и Администрацией. Оспариваемое решение суда приводит к правовой неопределенности, так как одновременно существует и инвестиционная программа в новой редакции, которая признана судом общей юрисдикции соответствующей требованиям законодательства, и инвестиционный договор от 01.02.2009 N 1, не позволяющий определить, в чью собственность должно быть передано имущество (14 газовых котельных) после окончания реализации инвестиционной программы.
Совет в апелляционной жалобе указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка фактическим обстоятельствам принятия нормативно-правового акта, которым была утверждена инвестиционная программа ООО "КТК" и установлена инвестиционная надбавка, за счет которой финансировался проект. Судом не учтено, что при заключении инвестиционных соглашений от 03.06.2007 N 1/2007 и от 17.07.2007 N 2/2007 ООО ПФ "Октан" (правопреемником которого в отношениях с Администрацией является ответчик) указывало на то, что строительство газовых котельных будет осуществляться исключительно за счет общества без увеличения тарифа за тепло, однако в дальнейшем в связи с возникшими финансовыми затруднениями у ответчика была утверждена иная инвестиционная программа, предусматривающая финансирование инвестиционного проекта за счет надбавки к тарифу за тепло и передачу газовых котельных в собственность муниципального образования. Между тем, исполнительный орган муниципального образования (Администрация) не включил в текст инвестиционного договора (соглашения) от 01.02.2009 N 1 условие о передаче котельных в муниципальную собственность, что привело к несоответствию условий договора скорректированной инвестиционной программе и необходимости внесения изменений в договор.
ООО "Колпашевская тепловая компания" в отзыве на апелляционные жалобы с доводами последних не согласилось, полагая их не соответствующими закону и материалам дела. Ответчик указал, что по существу спора он поддерживает свои доводы, приведенные в отзывах, представленных в суде первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца и третьего лица ходатайствовал об отложении судебного разбирательства со ссылкой на ведение сторонами переговоров и возможное заключение мирового соглашения.
Представитель ответчика не возражал против отложения рассмотрения дела.
Рассмотрев ходатайство в порядке, предусмотренном статьей 158 АПК РФ с учетом мнения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его удовлетворения, принимая во внимание предмет и основания исковых требований. Стороны не лишены возможности самостоятельно урегулировать спорные вопросы, в том числе по окончании судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурса между Администрацией и ООО ПФ "Октан" (инвестором) заключены инвестиционные соглашения N 1/2007 от 03.06.2007 (в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2007) и N 2/2007 от 17.07.2007, в соответствии с которыми стороны обязались реализовать инвестиционные проекты по проектированию, строительству и эксплуатации объектов ЖКХ (14 модульных газовых котельных на территории Колпашевского сельского поселения) (т. 1, л.д. 132-150).
В соответствии с данными соглашениями инвестор обязался создать указанные объекты ЖКХ, состав, описание и технико-экономические показатели которого установлены в приложениях 1 к договорам, а Администрация - передать на правах аренды вновь созданной эксплуатирующей организации ООО "КТК" инженерные коммуникации для эксплуатации газовых котельных (теплосети, сети ГВС, сети электроснабжения, сети водоснабжения, канализация), а также земельные участки под объекты соглашения (пункты 2.5, 3.1, 4.1 соглашений N 1/2007 от 03.06.2007 и N 2/2007 от 17.07.2007).
Согласно пунктам 4.3 инвестиционных соглашений по результатам реализации инвестиционного соглашения объекты соглашения переходят в собственность эксплуатирующей организации - ООО "КТК".
Соглашением от 12.08.2007 ООО ПФ "Октан" с согласия Администрации передало все свои права и обязанности по выполнению условий инвестиционных соглашений созданной эксплуатирующей организации - ООО "КТК" (т. 1, л.д. 7).
В дальнейшем между Администрацией и ООО "КТК" (инвестором) заключен инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1, предметом которого указано взаимодействие сторон при реализации инвестиционного проекта инвестора в соответствии с финансово-экономическими показателями, указанными в приложении N 1 к настоящему соглашению, с объемом инвестиций 220 000 000 рублей, при финансовой потребности 513 521 000 рублей, сроком реализации с 2008 года по 2013 год (т. 1, л.д. 8-11).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 инвестиционного договора (соглашения) от 01.02.2009 N 1 инвестор обязался, среди прочего, обеспечить за счет собственных и привлеченных (заемных) средств финансирование инвестиционного проекта в указанном объеме, а Администрация - в соответствии с решениями Совета поселения устанавливать надбавку к тарифам на товары и услуги организации, а также тариф организации на подключение.
Указанный договор заключен сторонами в порядке статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ) на основании инвестиционной программы ООО "КТК", утвержденной представительным органом муниципального образования - Советом.
Однако решением Совета от 06.05.2009 N 19 Администрации предписано внести изменения в инвестиционную программу общества "КТК" - "Проектирование, строительство и эксплуатация 14 модульных газовых котельных г. Колпашево и с. Тогур на 2008-2013 гг.", утвержденную решением Совета от 30.12.2008 N 77 (в редакции решения от 29.01.2009 N 1), в частности: в пункте 5.2 подраздела 5 заменить "необходимые финансовые потребности инвестиционного проекта 513 511 тыс. руб." на "необходимые финансовые потребности инвестиционного проекта 337 474,9 тыс. руб. на оплату лизинга, обеспечиваются за счет инвестиционной надбавки..."; пункт 5.4 "Финансовое обеспечение проекта" изложить в редакции: "установленная Советом инвестиционная надбавка к тарифу на теплоэнергию, в размере, необходимом для погашения лизинга"; пункт 3 раздела 5 изложить в редакции: "Финансовым источником для реализации мероприятий программы является инвестиционная надбавка, предназначенная для возмещения затрат общества "КТК", связанных с приобретением в муниципальную собственность полученных по лизингу 14 модульных газовых котельных с оборудованием" (т. 1, л.д. 12).
Администрацией на основании решения Совета от 06.05.2009 N 19 подготовлен проект дополнительного соглашения к инвестиционному договору от 01.02.2009 N 1, который сопроводительными письмами от 25.11.2009, от 25.11.2010 направлен ответчику для подписания.
Уклонение ООО "КТК" от подписания указанного дополнительного соглашения послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации, исходил из отсутствия правовых и фактических оснований для внесения изменений в инвестиционную программу ООО "КТК" и в инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1.
Отказав в удовлетворении иска, суд первой инстанции принял по существу правильный судебный акт.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
В силу части 3 статьи 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Кроме того, в целях организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом органы местного самоуправления участвуют в инвестиционных программах организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры в порядке и формах, предусмотренных Законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ инвестиционной программой организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры является определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.
Таким образом, основной целью участия органов местного самоуправления в инвестиционной программе организации коммунального комплекса является усовершенствование и модернизация систем коммунальной инфраструктуры, а не приобретение данных систем в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы, осуществляется представительным органом муниципального образования исходя из оценки доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса; оценки результатов реализации инвестиционной программы организации коммунального комплекса для населения муниципального образования, для потребителей отдельных видов товаров и услуг организации коммунального комплекса на всей территории муниципального образования (части территории этого муниципального образования), для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений, иных объектов; установленных предельных индексов.
Порядок разработки инвестиционной программы организации коммунального комплекса и последующего финансирования данной инвестиционной программы установлен статьей 11 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Так, согласно частям 2-4, 10, 11 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. В последующем проект инвестиционной программы направляется на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования. Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
С учетом указанных положений Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ установление представительным органом муниципального образования надбавки к ценам (тарифам) для потребителей осуществляется в целях обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса при реализации инвестиционной программы.
В соответствии с частью 13 статьи 11 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ после установления всех указанных в настоящей статье тарифов и надбавок органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.
Таким образом, после установления тарифов и надбавок инвестиционные отношения между органами местного самоуправления и организацией коммунального комплекса являются договорными с учетом императивных положений, установленных Законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Порядок внесения изменений в договоры предусмотрен Главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Из материалов дела следует, что истец в обоснование необходимости внесения изменений в инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1 ссылается на внесение изменений в инвестиционную программу ООО "КТК", осуществленное на основании решения Совета от 06.05.2009 N 19. При этом необходимость внесения изменений в инвестиционную программу мотивирована тем, что поскольку обеспечение финансовых потребностей ООО "КТК" при реализации инвестиционной программы осуществлялось за счет установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, то созданные ООО "КТК" в ходе осуществления инвестиционной программы объекты коммунальной инфраструктуры (14 газовых котельных) должны быть переданы в муниципальную собственность.
Между тем, Закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ не устанавливает, что участие органов местного самоуправления в реализации инвестиционной программы в форме обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет установления надбавки к тарифам для потребителей влечет в обязательном порядке изменение формы собственности на существующие либо вновь созданные организацией коммунального комплекса объекты.
Следуя материалам дела, создание спорных 14 газовых котельных осуществлялось ООО ПФ "Октан" и его правопреемником ООО "КТК" на территории Колпашевского городского поселения Томской области на основании инвестиционных соглашений от 03.06.2007 N 1/2007 и от 17.07.2007 N 2/2007. Данные инвестиционные соглашения были заключены сторонами по результатам конкурса на право строительства газовых котельных.
По условиям данных соглашений создание новых объектов коммунальной инфраструктуры - газовых котельных осуществляется ООО ПФ "Октан" и ООО "КТК" самостоятельно и за свой счет, после их создания они переходят в собственность ООО "КТК", которое является организацией коммунального комплекса. Орган местного самоуправления, со своей стороны, обязался предоставить вновь созданной организации коммунального комплекса на правах аренды инженерные коммуникации для эксплуатации газовых котельных (теплосети, сети ГВС, сети электроснабжения, сети водоснабжения, канализация), а также земельные участки под котельными.
Таким образом, сложившаяся в 2007 году схема взаимоотношений между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса предполагала передачу созданных газовых котельных в собственность ООО "КТК", а не в муниципальную собственность.
Как неоднократно указывали Администрация и Совет при рассмотрении настоящего дела, инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1 не связан непосредственно с обязательствами сторон, вытекающими из инвестиционных соглашений от 03.06.2007 N 1/2007 и от 17.07.2007 N 2/2007, поскольку был заключен между истцом и ответчиком не в целях предоставления ООО "КТК" права на строительство объектов коммунальной инфраструктуры на территории Колпашевского городского поселения, а в целях участия органа местного самоуправления в инвестиционной программе ООО "КТК" в порядке, предусмотренном Законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Однако участие органа местного самоуправления в инвестиционной программе организации коммунального комплекса само по себе не является основанием возникновения права муниципальной собственности на принадлежащие организации коммунального комплекса объекты инфраструктуры (в том числе, созданные в период осуществления инвестиционной программы). Первоначально утвержденная Советом инвестиционная программа ООО "КТК" и условия инвестиционного договора (соглашения) от 01.02.2009 N 1 не предусматривают изменения формы собственности на созданные организацией коммунального комплекса газовые котельные.
С учетом изложенного истец не обосновал правомерность внесения изменений в инвестиционную программу ООО "КТК" в части передачи газовых котельных в муниципальную собственность и обоснованность своих требований о внесении соответствующих изменений в инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1.
Порядок пересмотра инвестиционной программы установлен частью 14 статьи 11 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, согласно которой инвестиционная программа организации коммунального комплекса и (или) сроки ее реализации могут быть пересмотрены представительным органом муниципального образования по предложению органа регулирования субъекта Российской Федерации, организации коммунального комплекса, органа регулирования муниципального образования или по собственной инициативе: если по результатам мониторинга выполнения инвестиционной производственной программы организации коммунального комплекса будет установлено, что рентабельность деятельности этой организации значительно выше или значительно ниже уровня рентабельности, рассчитанного при утверждении данной инвестиционной программы; в случаях объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), и невозможности пересмотра надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ под объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), понимается изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 316.
В соответствии с пунктами 2, 3 данных Правил к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, помимо изменений, указанных в пункте 19 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", относятся стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупность повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы.
События и их последствия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, рассматриваются в качестве объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг данной организации, в случае, если организация коммунального комплекса не могла предотвратить или повлиять на наступление таких последствий.
В настоящем деле Администрация не указала объективных обстоятельств, являющихся в соответствии с частью 14 статьи 11 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ основанием для пересмотра инвестиционной программы ООО "КТК". Ошибочное, по утверждению истца, невнесение в первоначально утвержденную инвестиционную программу положения о передаче созданных ответчиком газовых котельных в муниципальную собственность не может являться объективным основанием для внесения изменений в инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1. Указывая на завышение ответчиком размера финансовых потребностей, исходя из которых была первоначально разработана и утверждена инвестиционная программа, Администрация в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств в обоснование данного суждения, не привела экономически обоснованный расчет финансовых потребностей ООО "КТК", в соответствии с которым инвестиционные затраты ответчика ограничиваются только лизинговыми платежами и не включают в себя другие расходы, указанные в пункте 22 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 N 99.
Довод апелляционной жалобы Администрации о том, что законность решения Совета Колпашевского сельского поселения о внесении изменений в инвестиционную программу ООО "КТК" установлена вступившим в законную силу решением Колпашевского городского суда Томской области от 07.05.2009 по делу N 2-169/09, подлежит отклонению. Из текста судебного акта следует, что предметом судебного разбирательства являлась проверка законности решения Совета от 30.12.2008 N 77 об утверждении инвестиционной программы ООО "КТК" и об установлении надбавки к тарифу, а не решение Совета от 06.05.2009 N 19 о внесении изменений в инвестиционную программу. Кроме того, законность решения Совета от 30.12.2008 N 77 проверялась судом общей юрисдикции по заявлению потребителя тепловой энергии о нарушении его прав в результате установления надбавки к тарифу (т. 1, л.д. 95-119).
Утверждение Администрации о том, что суд первой инстанции неправомерно дал оценку законности пересмотра инвестиционной программы ООО "КТК", является ошибочным, так как в обоснование требований о внесении изменений в инвестиционный договор (соглашение) от 01.02.2009 N 1 истец указал лишь на соответствующее одностороннее изменение инвестиционной программы.
Довод Администрации о том, что спорные газовые котельные были созданы исключительно за счет потребителей Колпашевского городского поселения, не подтвержден какими-либо доказательствами и противоречит содержанию инвестиционных соглашений N 1/2007 от 03.06.2007 (в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2007) и N 2/2007 от 17.07.2007, инвестиционного договора (соглашения) от 01.02.2009 N 1. При этом установление надбавки к тарифу является формой участия органов местного самоуправления в инвестиционной программе организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры.
Указание Администрации на то, что отказ в удовлетворении настоящего иска влечет возникновение правовой неопределенности в отношениях с ООО "КТК", суд считает ошибочным, поскольку по смыслу статей 10, 11 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ участие органа местного самоуправления в инвестиционной программе организации коммунального комплекса осуществляется путем установления надбавки к тарифу. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом регулирования муниципального образования была пересмотрена ранее установленная надбавка к тарифу на услуги ООО "КТК", в связи с чем принятие Советом решения от 06.05.2009 N 19 о внесении изменений в инвестиционную программу фактически не привело к изменению сложившихся отношений с ООО "КТК". Предметом инвестиционного договора (соглашения) от 01.02.2009 N 1 не являлось право собственности на созданные ответчиком газовые котельные, в связи с чем отсутствие соответствующего условия в договоре не порождает правовой неопределенности относительно принадлежности объектов коммунальной инфраструктуры.
Приведенные в апелляционной жалобе Совета обстоятельства, касающиеся мотивов заключения и фактического исполнения сторонами инвестиционных соглашений от 03.06.2007 N 1/2007 и от 17.07.2007 N 2/2007, инвестиционного договора (соглашения) (соглашению) от 01.02.2009 N 1, не изменяют правовой оценки сложившихся между сторонами отношений и не свидетельствуют об обоснованности исковых требований истца о внесении изменений в инвестиционного договор (соглашение).
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - неподлежащими удовлетворению.
Поскольку заявители апелляционных жалоб в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с них в бюджет не взыскивается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 06 июля 2012 года по делу N А67-2690/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.Н. Мухина |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2690/2011
Истец: Администрация Колпашевского городского поселения
Ответчик: ООО "КТК"
Третье лицо: ООО "Лизинговая компания "УРАЛСИБ", ООО Производственная фирма "Октан", Совет Колпашевского городского поселеня
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8769/12
21.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8769/12
25.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1250/12
26.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10052/11
27.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8769/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-2690/11
03.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8769/12
25.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1250/12
26.12.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10052/11
17.10.2011 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-2690/11