г. Москва |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А41-4763/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткалова Е.Н.,
судей Бархатов В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Готовский А.С., доверенность от 17.08.2012, Пантелеев С.А., доверенность от 17.08.2012,
от заинтересованного лица: Новак Ю.А., доверенность от 22.08.2012 N 296-Д,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меткон" (ОГРН 1035009558650; ИНН 5047017129) на решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2012 по делу N А41-4763/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меткон" (ОГРН 1035009558650; ИНН 5047017129) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии третьих лиц: Администрации городского округа Химки; Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меткон" (далее - ООО "Меткон", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) с требованиями:
- о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 15.09.2011 N 10/029/2011-135 в государственной регистрации дополнительного соглашения N 46 к договору аренды земельного участка от 28.04.2000 N 106, расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10-А, кадастровый номер 50:10:010303:46;
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать дополнительное соглашение N 46 к договору аренды земельного участка от 28.04.2000 N 106, расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10-А, кадастровый номер 50:10:010303:46.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация городского округа Химки и Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2000 года между Администрацией Химкинского района (арендодатель) и ООО "Меткон" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 106, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 50-10-010316-0018 согласно плану, расположенный по адресу: г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10-А, общей площадью 1000 кв.метров, для эксплуатации зданий и сооружений.
Договор заключен сроком на 3 года.
Договор зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 01 августа 2000 года (л.д.33 т.1).
30.03.2010 администрация городского округа Химки Московской области приняла постановление N 300 (т. 2, л.д. 86) об утверждении ООО "Меткон" схемы расположения земельного участка площадью 930 кв.м. площадью 930 кв.метров, расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10а, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для эксплуатации зданий и сооружений". Обществу рекомендовано обратиться в уполномоченный орган для постановки земельного участка по утвержденной схеме на кадастровый учет.
02 июня 2010 года Химкинским отделом Управления Росреестра по Московской области по результатам рассмотрения заявления и межевого плана принято решение N 10/10-1331 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости: земельного участка площадью 930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10а.
Как следует из кадастрового паспорта, названному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:10:010303:46 с датой внесения номера в ГКН 17.06.2010.
14 февраля 2011 года администрация Химкинского района вынесла постановление N 132 о продлении на 10 лет ООО "Меткон" срока действия договора аренды N 106 от 28.04.2000 года земельного участка с кадастровым номером 50:10:010303:46, площадью 930 кв.метров, расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10а, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для эксплуатации зданий и сооружений" (л.д.36 т.1).
09 марта 2011 года между сторонами заключено дополнительное соглашение N 46 к договору аренды земельного участка от 28.04.2000 N 106.
Согласно указанному соглашению, срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:010303:46, площадью 930 кв.метров, расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10а, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для эксплуатации зданий и сооружений", продлен на 10 лет (л.д.37).
ООО "Меткон" подало заявление о государственной регистрации указанного дополнительного соглашения к договору аренды.
23.04.2011 регистратором в адрес общества направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации N 10/029/2011-136 (т. 1, л.д. 112-113), в котором регистратор указал на несоответствие кадастрового номера и площади земельного участка, арендуемого по договору, кадастровому номеру и площади земельного участка, в отношении которого представлено дополнительное соглашение к договору аренды. Кроме того, кадастровый паспорт на земельный участок с КН 50:10:010303:46 не содержит сведений об обременении указанного участка правом аренды и сведений о предыдущем кадастровом номере его как ранее учтенного земельного участка 50-10-010316-0018 (указанного в договоре аренды).
Письмом от 15.09.2011 Управление Росреестра сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, ссылаясь на то, что по вышеуказанным причинам из представленных на государственную регистрацию документов невозможно установить объект аренды, а также соответствие объекта аренды, указанного в дополнительном соглашении к договору аренды N 106 от 28.04.2000, объекту аренды, указанному в договоре аренды N 106 от 28.04.2000.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации дополнительного соглашения, ООО "Меткон" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра не могло зарегистрировать дополнительное соглашение к договору аренды, поскольку дополнительное соглашение заключено в отношении земельного участка с иным кадастровым номером и иной площадью, при этом однозначно соотнести его с участком, являющимся предметом договора аренды, по поданным на регистрацию документам не представляется возможным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
В судебное заседание Администрации городского округа Химки; Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 4 Федерального закона N 122-ФЗ).
Статья 13 Федерального закона N 122-ФЗ устанавливает порядок государственной регистрации прав: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно статье 16 Федерального закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (статья 17 Федерального закона N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Управление Росреестра отказало в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, исходя из того, что заявитель не представил необходимых документов, позволяющих считать указанное дополнительное соглашение заключенным в отношении земельного участка с КН 50-10-010316-0018, переданного в аренду по договору N 106 от 28.04.2000.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Частью 3 статьи 607 ГК РФ также установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, как в договоре аренды, так и в дополнительном соглашении к договору аренды, сведения об объекте аренды должны соответствовать представленным правоустанавливающим документам, позволяющим однозначно идентифицировать объект аренды.
Судом установлено, что первоначально ООО "Меткон" арендовал земельный участок с кадастровым номером 50-10-010316-0018 площадью 1000 кв.метров по адресу: г.Химки, Вашутинское шоссе, д.10-А. К договору аренды данного участка приложен план участка с указанием его кадастрового номера как ранее учтенного.
Согласно плану, являющемся неотъемлемой частью договора аренды, участок имеет кадастровый номер 50-10-010316-001 (л.д.34 т.1). Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном порядке.
В целях продления срока действия договора между сторонами на основании постановления администрации Химкинского района от 14.02.2011, 09 марта 2011 года заключено дополнительное соглашение N 46 к договору аренды. При этом, и в постановлении, и в дополнительном соглашении в качестве объекта аренды указан земельный участок площадью 930 кв.метров, с кадастровым номером 50:10:010303:46, по адресу: Московская область, Вашутинское шоссе, д.10а, как вновь сформированный на основании постановления администрации городского округа Химки об утверждении его схемы расположения от 30.03.2010 N 300.
Согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010303:46, сведения об обременении данного участка правом аренды отсутствуют. Отсутствуют также сведения о предыдущем номере участка (50-10-010316-0018). Площадь участка составляет 930 кв.метрам, тогда как договор аренды заключен в отношении земельного участка иной площадью (л.д.40 т.1).
Часть 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Представленные на государственную регистрацию документы не отвечают требованиям, предъявленным законом к документам, позволяющим установить наличие, переход, ограничение (обременение) прав администрации г.Химки и ООО "Меткон" на земельный участок площадью 930 кв.метров.
В материалы дела представлено письмо из ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от 08.11.2011 о рассмотрении обращения Главы администрации г.о.Химки по вопросу внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (в части сведений об аренде" о земельном участке с кадастровым номером 50:10:010303:46 (л.д.53-54).
В данном письме кадастровая палата сослалась на пункт 9 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому в государственный кадастр сведения об изменениях в вещных правах на объект недвижимости и о лицах вносятся в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Из указанной нормы кадастровая палата сделала вывод о том, что кадастровый учет в связи с изменением сведений должен быть осуществлен на основании информации, поступившей из Управления Росреестра.
Как следует из материалов дела, такой информации об изменении сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:010303:46 в кадастровую палату из Управления Росреестра не поступало.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Сведения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010303:46 внесены на основании информации, представленной при его постановке на учет, то есть данных, указанных заявителем в заявлении.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010303:46 отсутствуют сведения о предыдущем номере данного участка, об обременении участка правом аренды.
Апелляционным судом отклоняются доводы заявителя о незаконности оспариваемого отказа, поскольку документов, свидетельствующих о преобразовании арендуемого земельного участка площадью 1000 кв.метров с кадастровым номером 50-10-010316-001 в земельный участок площадью 930 кв.метров с кадастровым номером 50:10:0010303:46, государственному регистратору представлено не было.
В Управлении Росреестра имеется только информация об аренде ООО "Меткон" земельного участка площадью 1000 кв.метров с кН 50-10-010316-0018; сведения об аренде земельного участка площадью 930 кв.метров с другим кадастровым номером в Управлении отсутствуют, при таких обстоятельствах у регистрирующего органа не имелось оснований для государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, заключенному в отношении земельного участка с другими идентифицирующими его признаками.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что в данном случае регистрирующий орган по имеющимся документам не мог однозначно установить, что объект аренды, указанный в дополнительном соглашении, соответствует объекту аренды, указанному в основном договоре аренды.
При указанных обстоятельствах регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, либо являются безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2012 по делу N А41-4763/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4763/2012
Истец: ООО "Меткон"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки МО, Администрация городского округа Химки Московской области, ФБУ "Кадастровая палата" по МО, ФГУ "Кадастровая палата по Московской области", УФС гос.регистрации, кадастра и картографии