г. Саратов |
|
3 октября 2012 г. |
Дело N А57-13455/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТД "Строитель" (г. Саратов), на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 июля 2012 года, по делу N А57-13455/2011 судья М.Г. Штремплер,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТД "Строитель", город Саратов, к Комитету капитального строительства Саратовской области, город Саратов, о взыскании задолженности по государственному контракту N 20 от 22.10.2010 в размере 1.110.646 руб. 68 коп., пени в размере 155.490 руб. 54 коп.,
при участии в заседании:
от истца - Пугачева М.С. доверенность от 29.06.2012 года,
от ответчика - Сафронов В.В. доверенность от 02.07.2012 года,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "ТД "Строитель" с исковым заявлением (уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ) к Комитету капитального строительства Саратовской области (далее по тексту Комитет, ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту N 20 "С" от 22.10.2010 N 20 "С" от 22.10.2010 в размере до 1.110.646 руб. 68 коп. и пени в сумме 155.490 руб. 54 коп.
Решением от 16 июля 2012 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-13455/2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что материалами дела подтверждается факт выполнения работ надлежащего качества на сумму иска.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22 октября 2010 между Комитетом капитального строительства Саратовской области (Заказчик) и ООО "ТД "Строитель" (Подрядчик) был заключен государственный контракт N 20 "С", в соответствии с которым Заказчик, признанный таковым Постановлением Правительства Саратовской области от 11.01.2006 N 3-П, поручает, а подрядчик принимает на себя подряд по выполнению строительно-монтажных работ с комплектацией объекта оборудованием для государственных нужд (на основании протокола заседания постоянно действующей единой комиссии комитета капитального строительства Саратовской области по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд от 04.10.2010 N 153) по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения, р.п.Ивантеевка Саратовской области".
Согласно п.1.2. указанного контракта Подрядчик обязался выполнить все необходимые работы по объекту в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, помесячным графиком выполнения работ, который является неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с п.1.4. указанного контракта Заказчик обязался принять и оплатить работу Подрядчика в соответствии с условиями контракта.
Пунктом 2.1 указанного контракта установлены сроки выполнения работ: "начало: октябрь 2010, завершение: декабрь 2010".
В соответствии с п.3.1 государственного контракта цена является твердой и составляет 3.897.981 руб. 16 коп., в соответствии с поданной Подрядчиком заявкой и прилагаемой сметой.
Стоимость работ, поручаемых истцу в 2010 году, оформляется протоколом согласования цены и составляет 3.897.981 руб. 16 коп., в том числе НДС 18 %, согласно лимитам капитальных вложений на 2010 год.
Согласно условиям указанного контракта цена государственного контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, и иных условий исполнения государственного контракта.
Пунктом 3.3. контракта установлено, что финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе в 2010 году - во исполнение Закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2010 год" от 26.11.2010 N ЗСО-182.
В соответствии с п.3.4. контракта оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком на основании предъявленных Подрядчиком и принятых уполномоченными лицами объемов выполненных работ по форме КС-2 и справок формы КС-3, оформленных по сметам рабочей документации с применением коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения торгов, по мере поступления средств на счет финансирования объекта.
Согласно пункту 3.5 указанного государственного контракта сдача заказчику выполненных работ осуществляется ежемесячно с 25 по 27 число с подписанием справок формы КС-3 с расшифровкой видов работ по форме КС-2.
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2010 года (п.7.8).
В графике выполнения работ к контракту Заказчик и Подрядчик согласовали наименование работ, объемы и стоимость работ, в том числе в октябре, ноябре и декабре 2010 года.
С учетом сроков выполнения работ по контракту и графика работы должны быть завершены Подрядчиком до 31 декабря 2010 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Заключенный сторонами государственный контракт является договором подряда, регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфе 1 главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В порядке пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В подтверждение частичного выполнения работ по контракту на сумму 1.445.499 руб. 99 коп. ответчиком представлены в материалы дела, подписанные им в одностороннем порядке Акты о приемке выполненных работ N 1 от 30.12.2010 на сумму 873.636 руб. 87 коп., N 2 от 30.12.2010 на сумму 118.158 руб. 66 коп., N 3 от 30.12.2010 на сумму 26.250 руб. 13 коп., N 4 от 30.12.2010 на сумму 353.933 руб. 25 коп., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 30.12.2010 на сумму 1.371.978 руб. 91 коп., Акт о приемки выполненных работ N 5 от 31.12.2010 на сумму 73.521 руб. 08 коп. и справка о стоимости выполненных работ и затрат N 2 на сумму 73.521 руб. 08 коп.
Указанные документы были переданы ответчиком истцу 17 января 2011 года и 28 января 2011 года, что подтверждается штампами на сопроводительных письмах от 30.12.2010 N 6 и от 31.12.2010 N 42.
В силу пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с п.3.4. контракта оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком на основании предъявленных Подрядчиком и принятых уполномоченными лицами объемов выполненных работ по форме КС-2 и справок формы КС-3, оформленных по сметам рабочей документации с применением коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения торгов, по мере поступления средств на счет финансирования объекта.
Согласно пункту 3.5 указанного государственного контракта сдача заказчику выполненных работ осуществляется ежемесячно с 25 по 27 число с подписанием справок формы КС-3 с расшифровкой видов работ по форме КС-2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
17.01.2011 года сопроводительным письмом ООО "ТД "Строитель" направило в адрес Комитета акты выполненных работ.
19.01.2011 года исх. N 74 в адрес ООО "ТД "Строитель" было направлено Комитетом письмо с предложением предъявить выполненные работы на объекте представителю Заказчика в присутствии представителя Подрядчика с выездом на место.
В ответ на письмо ответчика истец обратился с просьбой о переносе срока исполнения работ.
Факт направления актов выполненных работ в адрес Заказчика не свидетельствует о действительном выполнении данных работ в указанном объеме и надлежащего качества.
В связи с тем, что ответчиком были заявлены возражения относительно качества выполненных работ, судом по ходатайству истца была назначена строительно-техническая экспертиза с целью определения объемов и качества выполненных работ.
Из представленного в материалы дела заключения эксперта Ефремовой Ирины Борисовны N 10045 от 15.06.2012 года следует, что фактически выполненный объем работ и их стоимость частично не соответствуют локальной смете, условиям контракта N 20 "С" от 22.10.2010 года и актам выполненных работ по форме КС-2. Стоимость фактически выполненных работ ООО "ТД "Строитель" по объекту "Реконструкция системы водоснабжения р.п. Ивантеевка Саратовской области" определена локальным сметным расчетом в текущих ценах и составляет 1.110.646 руб. 68 коп.
Определить соответствие предъявленных к приемке выполненных работ нормам СНиП, ГОСТ и техническим регламентам, предусмотренных законодательством для данного вида работ, по работам, носящим скрытый характер, экспертным путем без вскрытия участков трубопроводов и проведения полного комплекса работ не представляется возможным.
Работы по устройству монолитного фундамента водонапорной башни по ул. Пушкина, монтажу бетонных колодцев по ул. Новостроящаяся и ул. Свободы, обратной засыпке бетонных конструкций частично не соответствуют нормам СНиП, ГОСТ и техническим регламентам, предусмотренных законодательством для данного вида работ.
Допрошенный в суде первой инстанции эксперт Ефремова И.Б., отвечая на вопросы истца и ответчика, указала, что работы завершены не в полном объеме, выполнены частично, не качественно выполнены бетонные работы по установке монолитного фундамента водонапорной башни, на данный фундамент нельзя устанавливать водонапорную башню. Эксперт также пояснила, что все нарушения СНиПов, ГОСТов и технических регламентов можно устранить, проведя комплекс работ.
Подробное описание ответа на вопрос N 2 дано в исследовательской части экспертного заключения.
По вопросу N 2, в соответствии со стр. 7 экспертного заключения: "Произведенные ООО "ТД Строитель" работы по реконструкции системы водоснабжения р.п. Ивантеевка имеют незавершенный характер. Проведено продавливание полиэтиленовых труб через участки дорог без монтажа трубопроводов и запорной арматуры, без врезки в действую сеть, без обратной засыпки железобетонных конструкций и колодцев и установки люков.
Для проверки работоспособности и соответствия смонтированных участков трубопровода нормам СНиП необходимо проведение гидравлического испытания системы водоснабжения, что возможно выполнить после выполнения полного объема работ по монтажу всей системы водоснабжения с подсоединением ее к действующему водопроводу".
В соответствии с п. 5 ст. 753 Гражданского Кодекса РФ в случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний.
Пунктом 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" предусмотрено, что если приемке результатов работ должны предшествовать предварительные испытания, приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний.
Экспертом было установлено, что проведения испытаний по работоспособности смонтированных участков трубопровода возможно только после выполнения полного объема работ по монтажу всей системы водоснабжения с подсоединением ее к действующему водопроводу".
С учетом того, что провести испытание на предмет качественного выполнения работ, выполненных и предъявленных к приемке, не представляется возможным, суд 1 инстанции счел предъявленные односторонние акты приемки результата работ недействительными.
В соответствии с п. 5 ст. 753 Гражданского Кодекса РФ в случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний.
Экспертом было установлено, что проведения испытаний по работоспособности смонтированных участков трубопровода возможно только после выполнения полного объема работ по монтажу всей системы водоснабжения с подсоединением ее к действующему водопроводу".
С учетом того, что некачественно выполненные работы не имеют потребительской ценности и заказчик не может использовать данные работы по назначению и в соответствии с теми целями, на которые рассчитывал при заключении контракта, комитет капитального строительства не обязан принимать предъявленные работы и оплачивать их. (п.п. 2,8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Выполнение истцом работ с отступлениями от требований строительных норм и правил, что установлено судебным экспертом, свидетельствует о ненадлежащем исполнении истцом обязательств из государственного контракта, вследствие чего обязанность по оплате работ, выполненных с ненадлежащим качеством, не наступила. Исправив недостатки, истец вправе потребовать от ответчика полной оплаты работ в соответствии с контрактом.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 июля 2012 года по делу N А57-13455/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13455/2011
Истец: ООО "ТД "Строитель"
Ответчик: Комитет капитального строительства Саратовской области